Высота в профессии
Макро и микро в искусстве хирурга
Операции - ювелирные, результат - внушительный
Своих маленьких пациентов он помнит по глазам. Имена уходят из памяти, а их глазенки, над которыми поколдовал, Ильдару Саитгалиевичу помнятся долго. Ильдар Зайдуллин, заведующий детским микрохирургическим отделением Уфимского НИИ глазных болезней, признан лучшим офтальмологом России. Итоги Всероссийского конкурса "Лучший врач" подвели в Москве в День медицинского работника.
В Ленинград, поступать в Военно-медицинскую академию, он поехал за компанию. Манила романтика - море, красивая форма. Не прошел по конкурсу. Правда, звали на стоматологический факультет медицинского университета, набранных баллов хватало. Но решил вернуться домой, в Уфу, в надежде, что в родном мединституте зачтут результаты сданных экзаменов. Не вышло. Питерские оценки наша вступительная комиссия не приняла, а пересдать не успел. Ушел служить и на лечфак медицинского вуза поступил через два года, после армии.
Попасть после вуза в НИИ глазных болезней считалось большой удачей. Уфимская офтальмологическая школа известна на всю страну. И, собственно, у Зайдуллина были все шансы попасть в штат: неплохо себя показал во взрослом отделении клиники, за него поручился тогдашний заведующий Валерий Евгеньевич Ширяев. Но директор института распорядился перевести в детское отделение. Так, почти тридцать пять лет и занимается Ильдар Саитгалиевич глазками малышей. И тем счастлив.
- Трудно, наверно, с детьми? - спрашиваю у самого искусного детского офтальмолога страны.
- У меня был небольшой перерыв, когда несколько лет работал со взрослыми. Так что могу сравнивать и четко знаю: своих пациентов ни на кого не променяю. Работа с детьми увлекательна. Находить общий язык с их родителями - да, сложновато бывает. А что касается самих подопечных... В сферу моих научных интересов входят врожденные и осложненные катаракты у детей, имплантация ИОЛ - интраокулярных линз, проще говоря, искусственного хрусталика. Детские катаракты разнообразны, неповторимы, и разрабатывать тему очень интересно! Сейчас мы научились помогать младенцам.
Ильдар Саитгалиевич рассказывает о том, как постепенно, небольшими шагами они приближались к результату, который стал основой его нынешней победы. Сначала на операционный стол попадали ребятишки в возрасте двух лет, потом годовалые. Сегодня в институте накоплен громадный опыт, внедрены и разработаны технологии, которые позволяют проводить хирургические вмешательства у детей с пяти недель жизни. Хирургия при осложненных патологиях хрусталика у детей стала темой докторской диссертации, которую Ильдар Зайдуллин защитил пять лет назад.
Громадная ответственность - оперировать глазки новорожденного!
- Ответственность большая, - соглашается собеседник, - Но чем раньше вмешались врачи, тем острее потом зрение. Упустишь момент - и не будет ребенок видеть так ясно и отчетливо, как мог бы.
В Уфу, к доктору Зайдуллину детвору везут со всей страны. Около четырехсот операций в год делает врач, и в их числе немало уникальных, особенных, редких. В России по пальцам перечесть глазные клиники, где оперируют грудничков - Москва, Питер, Уфа... Если отметить на карте флажками города и веси, где живут люди, которым радость видеть мир подарил наш герой, она станет просто пестрой. Хотя правильнее взять глобус - зарубежных пациентов тоже немало.
Спрашиваю о самых интересных случаях. Задумывается. Много таких.
- Была месячная девочка из Твери. Глаз у нее очень маленький. Удачно прооперировали воспалительную катаракту, и сейчас, спустя десять лет, пациентка имеет пятидесятипроцентное зрение. Такой результат большая редкость. Тут, правда, нужно отдать должное родителям - много ребенком занимаются. Ведь после операции необходима реабилитация, специальные занятия. Если пустить на самотек, усилия докторов пойдут прахом.
По словам Ильдара Саитгалиевича, ребятни в очках было бы гораздо меньше, если бы мамы и папы вели себя со своими отпрысками построже:
- Когда вижу ребенка, уткнувшегося в смартфон, так и подмывает подойти и отобрать! Это же прямой путь к близорукости. Понимаете, постоянно и подолгу наклоненная голова, напряженные мышцы шеи провоцируют остеохондроз шейно-воротниковой зоны, нарушается кровоснабжение головы и, соответственно, страдают глаза. Зрение падает. Тридцать минут в день у компьютера - не больше. Конечно, соблюдать зрительный режим с сегодняшним распространением гаджетов сложно. Но заставляйте мальчишек и девчонок больше двигаться. Плавание, бег, йога замечательны для профилактики нарушений зрения.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
11-07-2017 (0) Просмотров: 1 837 Номер: 55(13131) Версия для печати