ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ
Сын за ВИЧ-маму не в ответе
Современная медицина дарит счастье родительства
Артем играет на детской площадке, бегает между горкой, песочницей, турниками. Наталья не сводит с него глаз - мальчугану 1 год и 10 месяцев, мамино вмешательство может понадобиться в любую минуту. Уладив очередную ребячью проблему, Наталья, самой ей 34 года, продолжает рассказ. Мы говорим вполголоса, лишние уши не нужны. У моей собеседницы ВИЧ положительный статус. Она знает об этом 10 лет. Ее сын здоров.
Эта история началась в 2006 году. Наташа познакомилась с парнем и довольно быстро вышла замуж. Говорит, свекровь предупреждала, что ее избранник колется. Не остановило. Любила очень, верила. Но жизнь у молодых не заладилась. Беременность закончилась неудачно, они на какое-то время расстались, потом вновь сошлись. В 2010 году Наталья с приступом холецистита угодила в больницу. Там взяли плановые анализы.
- Как обухом по голове - у вас ВИЧ. Я поверить не могла! Так стало страшно... Вы не представляете, как это жутко - узнать, что у тебя нет будущего, - вспоминает женщина. - Я на мужа накинулась: что ж ты молчал, почему не предупредил. Он божился, что не знал о болезни. Тоже сдал анализы, выявили ВИЧ и гепатит.
Выйдя из больницы, она собрала вещи, вернулась к маме. Горе у нас чаще всего топят в вине. Наталья пила больше года. Из столовой, где работала, пришлось уволиться:
- Я не видела смысла жить. Что было... Вены резала. От мамы очень долго скрывала правду. Я у нее поздняя, единственная надежда. Если б не медсестра из поликлиники, которая явилась к нам домой с криком: "У вас тут все продезинфицировать нужно!" - мама бы до сих пор ничего не знала.
Огласки не хочет никто. Люди шарахаются от ВИЧ-позитивных. Боятся заразиться. О СПИДе вроде бы сейчас говорят много и в газетах пишут, телевизионные передачи снимают. Публичные акции проводят, буклеты издают. За 10 лет, что Наталья больна, ничего не изменилось. В то, что бытовым путем - через места общего пользования, посуду, еду, дверные ручки, укусы насекомых, душ, баню, бассейн, рукопожатия и объятия ВИЧ не передается, общество не верит. А вдруг?
Это "вдруг" перечеркивает жизни многих. Наташина мама с диагнозом дочери смирилась. Но пользуется отдельной посудой. Вообще людям с ВИЧ нужно быть хорошими актерами и иметь колоссальную выдержку.
Наша героиня смогла взять себя в руки через год после страшного известия. Встала на учет, начала лечение. Узнала о двух важных анализах - иммунный статус и вирусная нагрузка. Для людей с ВИЧ громадное значение имеет количество клеток CD4 или Т-лимфоцитов - белых клеток крови, которые "опознают" болезнетворные бактерии, вирусы и грибки, уничтожаемые иммунной системой человека. Их число и показывает иммунный статус. Анализ на вирусную нагрузку определяет, сколько в данный момент в плазме крови частиц вируса и как быстро может снизиться иммунный статус человека. Если он находится в пределах 350-200 клеток и быстро падает, врачам нужно показываться еженедельно. При резком снижении показателя есть риск развития синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). Если цифра выше 500, то анализы сдаются каждые 4 месяца.
Поначалу разобраться в цифрах непросто. Но именно по этим маякам назначается АРТ-терапия. ВИЧ-инфицированные, стремящиеся прожить долгую жизнь, а 25-30 лет на лекарствах срок вполне реальный, дотошно изучили свой недуг. Они контролируют анализы, принимают препараты, которые государство выделяет бесплатно.
Часто приводят метафору: если сравнить ВИЧ с поездом, который движется к пункту назначения СПИД, то иммунный статус - это оставшееся расстояние, а вирусная нагрузка - скорость состава. Главное - быть как можно дальше от конечного пункта.
- Я таблетки пила, на прием к инфекционисту ходила. Очень хороший доктор был - Сибиряков. Звонил, интересовался. На работу в магазин устроилась. Но света в конце тоннеля не видела. Каждый вечер - компании, выпивка. Мама все еще думала, что я так тяжело развод переживаю. Она о моем статусе тогда не знала. А от врачей, честно признаться, я ничего и не жду. Да, помогают, вот Артемка здоровенький родился. Но на сохранение меня положить отказались, хотя носила я очень тяжело. А сколько пыталась от алкоголизма избавиться, просила устроить на лечение - бесполезно. Платно лечиться возможности не было, - в рассказе Натальи нет безысходности, резвящийся поблизости сынишка многое изменил. Благодаря Артемке ее личный поезд немного замедлил ход. Теперь есть ради кого жить. Но откручивать маховик судьбы назад мучительно.
Случай привел ее в Магнитогорск, в реабилитационный центр. Мужчина, на которого обратила внимание, пытался завязать с наркотиками. Начали встречаться. Выяснилось, что он тоже ВИЧ-позитивный. Это были ее первые за несколько лет отношения.
Случилась беременность. Как-то быстро, неожиданно. О ребенке пара не думала. Но вопрос, рожать ли, решили в один момент - только да. Была сложность, в центре Наталья перестала принимать лекарства. Там заправляли баптисты. Таблетки они не одобряли. В результате медицинские показатели будущей мамы оставляли желать лучшего, иммунный статус был крайне низкий.
Назначили усиленный прием препаратов. Наташу мучил токсикоз, пить выписанные лекарства в полном объеме она не могла. Рисковала.
Показатель вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, то есть от матери к ребенку, в последние годы снизился до минимальных значений. В прошлом году в республике он составил 1,06 процента, из 377 новорожденных ВИЧ-инфекция была диагностирована у 4 малышей.
Стремясь оградить младенцев от вируса, усилия объединяют инфекционисты, педиатры, акушеры-гинекологи, неонатологи. Чтобы избежать вертикального заражения будущие роженицы обязательно должны находиться под диспансерным наблюдением, получать полный курс медикаментозной профилактики во время беременности и родов, а новорожденные - химиопрофилактику.
- Я не наркоманка, не легкого поведения. Никогда не чувствовала предвзятого отношения со стороны медперсонала. Лежала в отдельной палате. Познакомилась с женщиной, которая несмотря на статус решилась на третьего ребенка. Видела и рожениц, которые за всю беременность в женской консультации ни разу не появились, не получали специальную терапию. Им на детей наплевать, - Наталья считает свою беременность соломинкой, которая помогла найти ориентир в жизни. Для иных же округлившийся животик - лишняя проблема.
Мальчик появился на свет в родильном доме № 3. Крохотным, 8-месячным. Делали кесарево сечение, поскольку риск передачи вируса в процессе родов составляет 60 процентов. А 20 процентов случаев приходится на грудное вскармливание, поэтому дети ВИЧ-положительных мам обычно искусственники. Адаптированные молочные смеси они получают бесплатно.
Нужно пояснить, что все малыши, рожденные от ВИЧ-позитивных мам, по результатам серологических тестов на антитела к ВИЧ являются положительными. У всех детей в крови есть материнские антитела. Но ВИЧ они вызвать не могут. Со временем антитела разрушаются. До 18 месяцев ребенок имеет диагноз "перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции" и находится на диспансерном наблюдении. После полутора лет, если анализы отрицательны, диагноз снимается.
Артем совершенно здоров, это подтвердили три обследования. На следующий год он должен пойти в детский сад.
Людмила КОНДРАШОВА.
9-08-2016 (0) Просмотров: 1 423 Номер: 137(13035) Версия для печати