Главная > Мамин класс > «Я» бывают разные...

«Я» бывают разные...


23-03-2012.
Семейство Гайнетдиновых не случайно вспомнило известную реплику Кролика из знаменитого мультфильма - их третья дочь доросла до осознания собственной личности.

Психологи утверждают, что до определенного возраста ребенок полностью ассоциирует себя с матерью, выражение "Я - это мама, а мама - это я" является для них аксиомой. К осознанию собственного "я" ребенок приходит позже, на исходе периода активного копирования и примеривания разнообразных ролей.
Мои старшие дочери "якать" начали поздно, этого местоимения долго не было в их лексиконе, чаще девчонки говорили о себе в третьем лице. С Диларой вышло чуть иначе. Энже проявила инициативу и буквально с первых недель жизни младшей сестренки упорно затевала с ней игру "Ты - Дилара, я - Энже". И когда однажды утром малютка, проснувшись, хлопнула себя ладошкой по груди и произнесла гордое "я", мы поняли: старания юного педагога были не напрасны. И что наступила благодатная пора обучения младшенькой "этикету": культуре поведения за столом, владению ложкой, чашкой, тарелкой и... ночным горшком. Ребенок в эту пору пластичен в обучении.
Еще один непростой момент - отлучение от груди. Решили действовать постепенно и попытались разделить понятия "еда" и "грудное кормление". Почмокать у маминой груди - это средство успокоительное и снотворное, а завтрак, обед и ужин - это пища. Но у Дилары свой взгляд на данный вопрос. Бутылочку со смесью она с негодованием отшвыривает. Если меня долго нет в комнате, начинает громко кашлять, зная, что на этот звук точно примчусь. Увидев меня, запрокидывает голову и, широко улыбаясь, начинает причмокивать.
Трапеза для малышки - время общения со всеми членами семьи. Если зову домашних к столу, Дилара активно помогает - отрывает их от занятий, тянет ручонки и созывает на кухню. За столом она усиленно пытается кого-нибудь накормить, разминает ложкой гипотетические комочки в своей тарелке, пробует пить из взрослой чашки, тянется к "запретным" продуктам. Поев, смешно вытирает рот салфеткой, потом пробует ее на вкус, рвет на мелкие кусочки, протягивает клочки мне или несет к мусорному ведру.
Есть на кухне у Дилары особо любимое место - подле стены, где висит плетеная луковая коса, шелуха с которой время от времени осыпается. Наша маленькая хозяюшка тут как тут - поднимет ее, пошуршит и несет мне "добычу". Да и не только шелуху, а все, найденное под ванной, стиральной машиной, холодильником, дочь тащит взрослым: разобраться - мусор это или еще пригодится в хозяйстве. Она охотно откликается на односложные просьбы что-то принести, подать. Исполняет их с превеликим удовольствием. Когда собираемся на прогулку, приносит вещи, и не только свои, четко разделяя одежду мою и сестер. Мы иногда смеемся: "Если кто-то что-то потерял, обратитесь к Диларе". Она тотчас найдет нужную вещь и непременно в своей тумбочке.
О том, что Дилара начинает позиционировать себя в окружающем мире, я поняла буквально на днях. Делая комплимент годовалому мальчику: "Как много волос на голове!", заприметила, что Диларочка двумя пальчиками крепко тянет свою коротенькую поросль. А вечером она уже внимательно сравнивала мою прическу с собственной "шевелюрой", недоуменно вопрошая: "Где?"

Эльвира ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад