$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Среда обитания

Мы наполняем свой дом красками, вещами, надеждами


Мы наполняем свой дом красками, вещами, надеждами

Современная, чрезвычайно насыщенная событиями жизнь часто негативно сказывается на эмоциональном состоянии и взрослых, и детей. Безусловно, на наше самочувствие влияют такие факторы, как загрязненные воздух, вода, некачественные товары и продукты. Играет роль и та среда, в которой мы обитаем: природный ландшафт, архитектура, обстановка на работе и дома.

Мозг - самый важный и самый сложный по структуре и функциональной активности орган человека. И на него, оказывается, могут непосредственно или опосредованно действовать вредные факторы среды, вызывая эмоциональные реакции. Не секрет, что в последнее время увеличилось количество людей с психическими расстройствами. И проблема заключается в том, что организм человека не может быстро подстроиться под изменения окружающей среды.

Кинестетики, аудиалы, визуалы...

Каждый человек обладает индивидуальными психологическими качествами, влияющими на его восприятие и оценку мира. Одни лучше воспринимают информацию на слух, другие предпочитают зрительные образы, а третьи познают окружающую действительность через ощущения. Все мы условно делимся на три психотипа: кинестетиков, визуалов и аудиалов.
Кинестетики - люди, постигающие мир чувственно. Их любимая фраза: "Я чувствую", хотя речь может и не идти о непосредственном восприятии. Мануальные ласки, то есть прикосновения, формируют психику ребенка. Поглаживанием можно успокоить, снять боль, поставить "на якорь", закрепив результат внушения. В то же время у каждого, наверное, портится настроение во время поездки в переполненном салоне общественного транспорта. Особенно остро подобные ситуации переживают интроверты, интимная (личная) зона которых более 40 сантиметров, и они не переносят, когда туда вторгаются.
Аудиалы воспринимают мир посредством звуков. Им важна не только суть разговора. Они очень тонко чувствуют тон, высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Такие люди обожают телефоны, на их эмоции и поведение влияет музыка. Особенно сильно их раздражают звуки, раздающиеся из открытых летом окон, а также громкие эстрадные концерты. Помню, как доставили в больницу молодую женщину с тяжелым кризом после такого концерта. Признаюсь, и у меня некоторые ритмы и мелодии вызывают сердцебиение.
А чего стоят перебранки участников ток-шоу! Один из самых ярких исполнителей - Владимир Жириновский. Разрушительное действие на психику имеет и содержание получаемой информации.
Нельзя недооценивать и влияние запахов на человека. Вспомним трагическую судьбу Жана-Батиста Гренуя, героя романа немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы".
С помощью зрения мы получаем 80 процентов информации. Прекрасной зрительной памятью обладают визуалы. Они рисуют в своем сознании картинки, их речь изобилует глаголами "видеть, показывать, смотреть, отражать". Большое значение для них имеет внешность. Сколько огорчения доставляют таким людям, да и всем нам, сочетающим черты трех типов, грязные улицы, мусор! Нас угнетает отсутствие цветов, деревьев, а также однообразные ряды серых зданий, дворы-колодцы, теснота. Словом, все то, что изучает наука - видеоэкология.
Противоестественная визуальная среда формирует близорукость, повышает агрессивность людей, создавая почву для правонарушений, алкоголизации и наркотизации, создает суицидальный настрой.

Когда глаз...отключается

Визуальная среда необходима для нормального жизнеобеспечения человека. Различают гомогенные и агрессивные видимые среды.
В природе гомогенная среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено - это бесконечные снежные просторы Арктики или Антарктики. Вырубка лесов ведет к гомогенизации видимой среды, однообразию ландшафта.
Гомогенную среду в городе, дома, на производстве, в транспорте, лечебных учреждениях создают большие гладкие стены. Глазу не за что "зацепиться", поскольку отсутствуют детали для фиксации взгляда. Бывая в гостях в одной семье, почти физически ощущаю холод, идущий от абсолютно голых, как в операционной, стен. А ведь можно было бы разрядить эту пустоту.
На агрессивных полях равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов: например многоэтажные здания с множеством окон. В агрессивной среде глаз - мощный канал связи - не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, поскольку зрение на время как бы "отключается".
Многие годы жилищное строительство выполняло чисто социальные функции, украшения зданий считали "архитектурными излишествами". В Москве наиболее ярким примером стал Новый Арбат, состоящий из гигантских "домов-книжек", снесенная гостиница "Россия", на которую приходилось смотреть с моста или противоположного берега реки Москвы. При этом в поле зрения находилось около 600 одинаковых окон на одной стороне и примерно 400 на другой. Вспомнилось необычное головокружение, возникшее на Поклонной Горе, где большая площадь была устлана мелкой однообразной плиткой.
Комфортной визуальной средой представляется вид на московский Кремль. Его цветовая гамма, колокольня с золотым куполом, кремлевская стена с башенками и дворец в глубине дают счастливую возможность глазам переходить с одного объекта на другой, и каждый раз глаза "знают", куда смотрят и что видят. Архитекторы прошлого чувствовали гармонию объекта и места, и потому сегодня уфимские краеведы, самоотверженно борясь за сохранение памятников архитектуры, отстаивают право горожан жить в комфортной среде.

Синдром Стендаля

В странах Европы часто можно увидеть дома, стены которых расписаны различными сюжетами. Прогуливаясь по улицам, человек оказывается в картинной галерее. Однако некоторые сюжеты могут нести негативную нагрузку.
Несомненно, бесконечные стихийные парковки также можно отнести к агрессивной среде. Осенью 2016 года в Уфе на улице Бакалинской, напротив галереи "Облака", был установлен созданный студентами Уфимского государственного нефтяного технического университета и архитекторами "КБ 11" пилотный вариант парклета (на снимке). Это небольшая площадка на специальной платформе для отдыха пешеходов на месте нескольких парковочных мест автостоянки. Парклет позволяет разнообразить линии улиц города. Девиз этого сооружения - "Экологическое сознание горожан".
Интересно, что даже совершенные произведения искусства могут стать слишком сильным испытанием для чрезмерно впечатлительных людей. Таким человеком был Стендаль, у которого посещение церкви Святого Креста во Флоренции со знаменитыми фресками Джотто и гробницами великих сынов Италии вызвало головокружение и потерю ориентации в пространстве. Подобное психосоматическое расстройство, нередко наблюдаемое и у туристов сегодня, было названо в 1979 году "синдромом Стендаля". Описан также "синдром Давида" у пациентов, созерцавших совершенную красоту этой статуи. То есть порой мозг не справляется с "передозировкой" прекрасного.
Пока неизвестны результаты воздействия открывшейся в Эрмитаже выставки "Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты". В числе экспонатов - фигура с черепом вместо лица, держащая тело художника. В руке художника человеческий мозг. На выставке немало чучел погибших животных: недаром она имеет возрастные ограничения (16+).
Большое влияние на общественное мнение Европы оказал австрийский скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог Фриденсрайх Хундертвассер, творения которого никого не оставляют равнодушными. Он писал: "Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает, где жить, с кем жить и, главное, как, создает свой "дом", наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как неповторим узор на снежинках".

Эмма ШКУРКО.

Дата создание новости 4-04-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 003     Номер: 27(13103)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.