Из блокнота журналиста
Хадж Фаргата Габдрафикова
Начну я издалека, с детства почти босоногого. В городе без обуви не очень-то погуляешь, а в деревне тогда мальчуган с босыми ногами и цыпками был в порядке вещей.
Я, городской, своим троюродным братьям завидовал: они могли бегать по жесткой стерне, не чувствуя уколов. Я им подражал, но терпения надолго не хватало.
Были у меня и две сестры троюродных. Со старшей, Зюлялей, мы ходили ягоды собирать, а младшая, Дилара, была младшей настолько, что во время чаепития сидела у меня на коленях и мусолила сушку или пряник. Но вот она выросла, поступила в Уфе на учебу, вышла замуж за нефтяника и уехала, как у нас говорят, "на севера". Позже, когда муж вышел на пенсию, она вернулась с ним в родное Кашкарово, что в Чекмагушевском районе. Тогда-то я с ее супругом Фаргатом Фатиховичем и познакомился. Было это не в праздничной обстановке, наоборот - на поминках. Фаргат читал на них Коран, показав себя настоящим знатоком мусульманских обрядов.
Недавно я снова с ним встретился по делам и с удивлением узнал, что он совершил хадж, встретив Курбан-байрам в Мекке. Стыдно было бы мне упустить возможность поговорить с ним об этом и не рассказать о его путешествии читателям. Однако сначала позвольте напомнить общеизвестные, но не всегда выполняемые некоторыми мусульманами важнейшие требования ислама. Существует в нем пять основополагающих столпов, и хадж - один из них. Остальные четыре - это шахада, молитва, благотворительность, пост. Шахада - свидетельство, особый догмат, который обозначает Единого Бога (Аллаха). Без его слов не обходится ни одно мероприятие, а каждая молитва начинается именно с него. Кто не знает, скажу, что мусульманин должен совершать молитву пять раз в сутки, и для каждого раза есть определенное время. Это ритуал, который подразумевает предварительное омовение, особую индивидуальную молитву и движения: ты ведь собрался в гости к богу.
Особым пунктом стоит благотворительность - обязательный налог и добровольное пожертвование. Все это подразумевает духовное очищение верующего. Как и во всякой религии, в исламе существует и пост. Однако это не просто воздержание от определенных видов пищи, а полное голодание в светлое время суток. Это происходит в месяц рамадан по мусульманскому календарю. Также запрещаются в это время сексуальные отношения.
Освободиться от поста могут только немощные люди, а
также дети и беременные женщины.
Среди мусульманских столпов хадж занимает особое место. Если соблюдать уразу и молиться пять раз в сутки не так просто, то совершить путешествие в святые места и вовсе может далеко не каждый. Но если поставить себе такую цель, она выполнима. Хадж - это паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и ее окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определенное время.
Тут надо сказать, что Фаргат - не просто нефтяник с большим трудовым и северным стажем и верующий человек, но и учащийся второго курса Российского исламского университета. Поэтому он знал, что хадж можно совершить при поддержке созданного при Духовном управлении мусульман Башкортостана специального комитета. Конечно, для претворения мечты в жизнь нужны немалые деньги, но и они у северянина имелись.
- В нашей группе было около трех десятков человек, - вспоминает Фаргат Фатихович. - Возраст - от двадцати пяти до почти восьмидесяти лет. Если точно, то старшей паломнице было 78. Шустрая такая бабушка, энергичная. При восхождении на гору Арафат крепкие на вид мужчины не выдерживали 50-градусной жары, садились перевести дух, а наша старушка была впереди всех. Откуда она - не знаю, паломникам разговаривать с женщинами - грех. Причем женщины совершают хадж только в сопровождении мужей или мужчин-родственников.
Во время хаджа медики советуют не ограничивать себя ни в еде, ни в питье, чтобы организм легче переносил нагрузки. Зато по ночам в стране гор и песка прохладнее - градусов 35. Небо чистое, видны мириады звезд. Все это подчеркивает торжественность хаджа.
Пребывание в чужой стране - для любого человека событие. А для паломника хадж - это вообще главное, центральное дело всей жизни. Поэтому в Мекке вообще нет ничего, что отвлекало бы от обряда общения с богом. В гостинице скромная, даже аскетичная обстановка. Нет на стенах и на полу плиток, отсутствуют телевизоры. На улицах нет ярких витрин. Сама природа в Аравии аскетичная. За шесть часов езды на автобусе видишь вокруг только черные горы да желтый песок. В мечетях отсутствует сусальное золото. Пища в кафе и столовых подается исключительно халяльная. Она сытная, но без излишеств. Шашлыков да люля-кебабов Фаргат там не видел. Рис всюду длиннозерный, баранина, говядина или курятина, лепешка или хлеб, натуральное сливочное масло без всяких добавок, чай. Очень вкусный в Саудовской Аравии кефир, бадан называется. Популярны у арабов финики. Считается, что одна их горсть может заменить полноценный обед. Финики едят сушеные, только что с пальмы они горчат. Стоимость второго блюда - 16-20 реалов. Один реал - это примерно 16 рублей. Один американский доллар - 3,75 реала.
В популярных среди обычных туристов странах, таких, например, как Арабские Эмираты, все курят напропалую и везде: в магазинах, кафе, гостиницах. А вот в Саудовской Аравии Фаргат человека с сигаретой не видел: харам, грех. И окурков не замечал. Может, наши и покуривали, но тайком.
Особенно запомнилось нашим паломникам посещение святого черного камня - Каабы - и семикратное вокруг него хождение. Масса народа - тысячи, сотни тысяч. Множество полицейских, которые поддерживают порядок. Ведь известны случаи, когда в результате давки были многочисленные жертвы.
Еще запомнилось нашим землякам посещение священного родника Зам-Зам. По преданию он появился из земной тверди в том месте, где Ибрагим ударил по камню пятой. Вода этого источника считается целебной. Существует даже убеждение: если ты испил ее, в ад уже не попадешь. Фаргат Фатихович этой целебной драгоценной влаги привез для родственников и друзей. Испробовал ее и я. Как-никак бабушка моя по отцу была дочерью мензелинского муллы.
Говоря об исламе, невозможно сегодня обойти вниманием проблему терроризма. Я рассказал собеседнику о том, что после памятной всем трагедии - воздушной атаке террористов на здания небоскребов-близнецов в Америке - решил встретиться с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином и спросил его: "Не кажется ли вам, что после этого бесчеловечного акта мир стал в чем-то другим?" Талгат Сафич ответил, что мир не изменился - солнце как всходило на востоке, так и всходит. А террористы эти к настоящему исламу никакого отношения не имеют.
И теперь, когда идет война с террористами в Сирии, я задал Фаргату Фатиховичу такой вопрос: "Если на все воля божья, почему он допускает людские страдания от рук тех, кто выдает себя борцами за веру?" Вот что ответил мне Габдрафиков:
- И лист не упадет с дерева без воли Аллаха. Он посылает на войну и плохих людей, и хороших. Но хороших при этом он делает сильнее, чтобы добро победило зло.
Поговорили мы и об учебе в исламском университете. Фархат учится там на заочном отделении. Говорит, что несмотря на возраст, знания даются без особых проблем, хотя есть предметы непростые - например, арабский язык. Основная трудность - в особом произношении. В этом языке много гортанных звуков, которых нет ни в русском, ни в татарском. А если неверно произнесешь один звук, получится совсем другое слово. Например, вместо "говори" - "кушай".
Беседа с этим многое знающим и видевшим человеком меня, ритуального верующего, просветлила. Ехал я домой и вспоминал. У бога - 99 имен, у каждого человека - одно.
- Каким именем назвать тебя, Ибрагим? - спросил Аллах.
- Назови меня своим рабом, - ответил он.
И веру свою, и преданность он доказал, готовясь принести в жертву своего сына. Но в последний момент милостивый бог заменил человека на ягненка. С тех пор и празднуют мусульмане всего мира день жертвоприношения. А Фаргату Фатиховичу посчастливилось встретить этот день в Мекке.
Фларит ШАКИРОВ.
Фото автора и Фатиха ГАБДРАФИКОВА.
Фото автора и Фатиха ГАБДРАФИКОВА.
6-10-2017 (0) Просмотров: 1 325 Номер: 80(13156) Версия для печати