крикнем дружно: "Мазл Тов!"
Если к Хупе ты готов,
Еврейская свадьба называется Хупа, и она значительно отличается от свадьбы, которую мы привыкли видеть. Еврейский народ очень серьезно относится к браку. До сих пор люди придерживаются традиций, которые существуют уже много тысячелетий.
В Торе говорится: "Сказал Бог: не стоит быть человеку одному.... Оставит мужчина дом свой и будет с женой своей, и станут они одним целым". Создание новой ячейки общества понимается в иудаизме как исполнение повеления Господа.
Традиционная еврейская свадьба состоит из целого ряда ритуалов, символизирующих красоту взаимоотношений между мужем и женой. Еврейские семьи обычно очень крепкие. Отмечать свадьбу можно в любой день недели, кроме шаббата (пятница - суббота) и дней траура.
Жених и невеста духовно готовятся к семейной жизни. Перед самым праздником невеста должна пройти обряд очищения - искупаться в водах ритуального бассейна - миквы. Согласно традиции возлюбленные не должны видеть друг друга неделю, но сейчас срок сократился до одного дня. По обычаю перед свадьбой они постятся, как в Судный день.
Накануне бракосочетания устраивается специальный прием для жениха и невесты, невеста принимает гостей, сидя на "троне".
Рядом с молодоженами всегда находится свита. Во время приема в присутствии десяти мужчин зачитывается брачный контракт (ктуба), определяющий обязанности мужа по отношению к жене, который подписывается двумя свидетелями - религиозными евреями старше 13 лет. В конце приема, танцуя, мужчины подводят жениха к невесте, жених закрывает ее лицо фатой. Произносится особое благословение для невесты, символизирующей скромность.
Брачная церемония обычно проводится под открытым небом, под специальным балдахином (хупой), символизирующим еврейский дом, который предстоит строить молодым.
Традиционным для невесты считается белое свадебное платье. Цвет характеризует чистоту и невинность девушки. Когда пара вступает в брак, то ей прощаются все грехи. Длина платья должна закрывать колени, также не должно быть видно локтей. Жених надевает костюм с галстуком, на голове должна быть кипа. Под балдахином невеста обходит вокруг жениха семь раз, подобно тому, как Всевышний сотворил мир за 7 дней (число 7 символизирует целостность).
Раввин дает свое благословение над бокалом вина, которое затем выпивают жених с невестой. Далее молодой человек надевает девушке кольцо. Кстати, в иудаизме его носит только жена. Жених и невеста отпивают по глотку из первого бокала вина. Потом жених надевает плоское золотое кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит на иврите: "Вот ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля".
Раввин зачитывает брачный контракт, написанный на арамейском языке, на котором говорили древние евреи. Над вторым бокалом вина он произносит семь благословений, желая новобрачным счастья, радости и мира. Жених и невеста отпивают по глотку вина из второго бокала. А потом новобрачный разбивает бокал в напоминание о разрушении Иерусалимского Храма и страданиях еврейского народа. Эта церемония делает молодых сопричастными судьбе своего народа. В этот момент гости радостно кричат "Мазл Тов!" ("Счастья Вам!"). После брачной церемонии жених и невеста на несколько минут
уединяются в отдельной комнате, что символизирует начало их новых отношений.
Свадьба завершается всеобщим весельем, музыкой и танцами, причем мужчины танцуют с женихом, а женщины - с невестой. Чаще всего танцуют фрейлекс ("Радость") - люди становятся в одну линию или в круг, и каждый движется под музыку. Круг может двигаться влево или вправо, как бы извиваясь. Некоторые могут выходить на середину круга, если они особенно искусно танцуют. Молодых поднимают вверх на стульях, и гости танцуют вокруг них. Чем больше народу участвует, тем лучше.
Во время свадебной трапезы подаются угощения (напитки, фрукты, кошерное вино и закуски), в конце произносятся благословения Всевышнему, сотворившему мужчину и женщину. Раньше свадебный пир продолжался
7 дней, каждый вечер также произносились благословения. Сегодня этого придерживаются в ортодоксальных общинах.
В Уфимском ЕНКЦ-синагоге проводились бракосочетания под хупой, в том числе нескольких пар, состоявших много лет в юридическом браке, пожелавших заключить брак религиозный.
Александр ГОЛЫНКО.
31-10-2017 (0) Просмотров: 1 064 Номер: 87(13163) Версия для печати