От конной повозки до электромобиля
Сложно представить, но раньше мусор в городах вывозили не на специальных авто, а на открытых конных повозках, сбрасывали отходы в различные «отхожие» места. Было это в XIX веке, и другого способа тогда просто не существовало. Однако все изменилось сначала с появлением парового двигателя, а затем - и двигателя внутреннего сгорания. Повозки встали на автомобильные колеса — и... понеслось.
Мерзкий запах и насекомые
Первые автомобильные мусоровозы стали выпускать в 1897 году. Производила их английская компания Thornycroft Steam Wagon and Carriage Company. У машины имелся саморазгружающийся назад открытый кузов, работала она на паровом двигателе (один из первых - на верхнем снимке). Конечно, выглядела техника по нынешнем меркам довольно странно, да и минусов у нее было больше, чем плюсов. Помимо дыма из трубы мусоровоз расточал отвратительный запах отходов и собирал вокруг себя насекомых. Мусор при движении постоянно вываливался, а наполнять кузов приходилось вручную. Уже в 1902-м Thornycroft начнет оборудовать свои авто двигателем внутреннего сгорания и, к счастью для коммунальщиков, - закрытым кузовом. Первыми машины закупили в Европе.
Спасибо, Дампстер!
Следующей порадовала мусорщиков американская компания Heil Collecto. В 1929 году ее конструкторы догадались оборудовать машину низко расположенным бункером - так забрасывать отходы стало куда проще. Кроме того, с помощью специального рычага бункер двигался, механически распределяя содержимое своего «брюха». Фактически это «чудо техники» стало прародителем современных мусоровозов.
А вскоре после появления инновационного «грузовичка» были изобретены и первые контейнеры. Спасибо за это надо сказать Джоржу Дампстеру. Именно его идея в итоге и проложила путь к созданию современных машин, разгружающих баки с помощью гидравлических манипуляторов. Кстати, сейчас во всех англоязычных странах мусорный контейнер так и называется – дампстер.
На подножке, с ветерком...
Следующей в 1938 году произвела фурор американская компания Barwood Load Packer: она первой предложила систему уплотнения отходов внутри бункера прессом, благодаря чему мусоровозы стали в разы вместительнее. Между прочим, конструкция компактора, изобретенного американцами, до сих не сильно изменилась - его просто перенесли внутрь.
А еще упомянутая компания начала первой выпускать мусоровозы, в которых бункер открывался назад, а работник, обслуживавший его, стоял на специальной подножке сбоку. В СССР такая практика не прижилась: попробуй-ка в лютый мороз пронестись с ветерком по трассе — в кабине теплее. А вот в Америке и Европе многие коммунальщики до сих пор «катаются» на подножке мусоровоза, ловко держась за специальные поручни (на нижнем снимке).
Мясорубка на коле..сиках
Одним из самых инновационных мусоровозов сегодня считается продукт американской компании Roto-Рac. Ее специалистам пришло на ум заменить стандартный пресс-уплотнитель на настоящую мясорубку - шнековый измельчитель отходов: еще не доезжая до полигона, он проводит первичную переработку отходов.
Впрочем, такое авто пока готово перевозить исключительно органический мусор. Именно поэтому инженеры сделали грузовой отсек герметичным, ведь «органика» при перемалывании выделает много жидкости. Кто знает, может, и мы однажды научимся как следует сортировать ТКО и наконец-таки увидим на уфимских улицах эту гигантскую мясорубку на колесиках — экологичную, вместительную, помогающую свалкам в их непростом деле утилизации отходов.
Машина «ест» не больше крошки
А десять лет назад мир облетела новость о новом необычном электромусоровозе Edison, появившемся в городе Кирклисе (Великобритания). Такой питается… плодами своего труда. Никакой мистики: просто машина для зарядки своих батарей использует энергию, которую получают, сжигая в центре переработки отходы, ею же туда и доставленные. Со временем в населенном пункте даже развилась сеть специальных электрозаправочных колонок. Обслуживает же такое авто два десятка контейнеров для раздельного сбора ТКО.
Мусоровоз работает на литиево-железофосфатных аккумуляторах, которых хватает на 160 километров. Максимальный «разбег» грузовичка - 80 километров в час. Время подзарядки - семь-восемь часов, но, разумеется, то, что машина «съедает», для завода не дороже крошки.
26-11-2019 (0) Просмотров: 568 Номер: 86(13370) Версия для печати