Как бы снова не пришлось «тушить пожары»
Казалось бы, на дворе лето и об отопительном сезоне давно пора забыть, но как это сделать, когда иные до сих пор не разобрались с начислениями за тепло? По крайней мере, сразу после того как смягчили режим самоизоляции, в офис АНО «Уфасити.ми» вновь потянулись горожане, большинство которых прихватили с собой кипу платежек с непонятными цифрами. О нынешних проблемах и итогах работы за последние семь месяцев журналистам рассказал руководитель организации Вадим Беляков. Онлайн пресс-конференцию провело агентство «Башинформ».
По информации спикера, с ноября в «Уфасити.ми» обратились около 3000 человек. Кто-то наведался в недавно открывшийся офис, иные решили позвонить, воспользоваться соцсетями, мессенджерами, чатами или электронной почтой. Но главное, около 80 процентов всех «клиентов» волновали вопросы, связанные с расчетами за отопление.
- Одни все еще продолжают разбираться со старыми начислениями. Другим только недавно (с запозданием по сравнению с поставщиками тепла) сделали корректировку управляющие компании – за тот период, когда исполнителями коммунальной услуги являлись они. А еще у многих потребителей подключен автоплатеж, и почему-то сумма по итогам перерасчета в предыдущие месяцы не списывалась, в результате чего «неизвестно откуда» появилась крупная задолженность - до 5000 рублей, - говорит Вадим Беляков.
По какой причине народ (в том числе опытные председатели советов) не в силах справиться с ситуацией самостоятельно, догадаться несложно. По словам Белякова, чтобы нормально проверить начисления, данных в квитанции, как правило, не хватает. Часто в платежках элементарно не указывают показаний общедомового прибора учета, а уж с площадями жилых и нежилых помещений сам черт ногу сломит: жильцы вываливают на стол экспертов ворох квитанций от ЕРКЦ, БашРТС, регионального оператора по капитальному ремонту - в каждой из них напечатаны совершенно разные цифры. А ведь речь о показателях, которые используют в формулах по расчету платы за тепло. Кроме того, в столице порядка 1500 домов - с индивидуальными тепловыми пунктами, и по ним проверить данные практически невозможно, утверждает спикер.
Чтобы разгрести этот бардак, организация направляет в управляющие и ресурсоснабжающие компании претензии и запросы на дополнительные сведения, и вот тут она сталкивается, пожалуй, с самой противной привычкой участников рынка ЖКХ. Всего за семь месяцев было разослано почти 700 письменных и онлайн обращений. По закону, адресаты обязаны отвечать в течение трех дней, но в лучшем случае это происходит через неделю, чаще – спустя месяц, большинство же претензий «Уфасити.ми» так и остались проигнорированными. К примеру, УЖХ Советского района «отвечают, когда захотят», а УЖХ Калининского района, похоже, и вовсе не готовы к взаимодействию.
- Понимая, что, вероятно, в ряде случаев придется возвращать деньги, компания просто отмалчивается. Однако согласно действующему законодательству, она обязана давать ответ на запрос общественной организации, выступающей в интересах потребителей. Мы намерены пресечь порочную практику и подать на управляющую организацию в суд. Кроме того, в марте-апреле мы аккумулировали около 150 писем и направили обращение с информацией о нарушении сроков в Госкомитет республики по жилстройнадзору, - сообщает Беляков.
Кстати, «управленцев», которые все-таки откликаются на письма, тоже хвалить особо не за что. Обычно они присылают неудобоваримые ответы, напичканные таблицами, цифрами и растянутые на 50-100 страниц. К тому же нередко данные, передаваемые ими, не совпадают с теми, что направили ресурсники. В итоге, перелопатив за семь месяцев груду бумаг, отчетов и не раз «прокрутив» на калькуляторе формулы, общественникам удалось вернуть уфимцам более 11 миллионов неправильно начисленных рублей. И это без учета тех 26 с лишним миллионов, которые помог отвоевать за зиму Госкомитет по жилстройнадзору (напомним, после того как в январе теплоэнергетики ошарашили своих абонентов счетами на астрономические суммы, надзорное ведомство вместе с жилищниками, управляющими компаниями и представителями народного контроля проверили начисления и приборы учета в 494 домах; тогда в работу включилась и «Уфасити.ми»).
- В числе самых значимых примеров – 3 дома с некорректно работающими счетчиками: из-за неверной настройки датчиков фиксируемый объем потребления тепла по сравнению с реальным был завышен в 4 раза. После того как мы разобрались, людям вернули 1,7 миллиона рублей. В Калининском районе из-за вышедших из строя приборов удалось добиться возврата 5,5 миллиона рублей. Довелось иметь дело и с поддельными протоколами: жильцам дома на улице Набережной Реки Уфы помогли вернуть 75 тысяч рублей, - перечисляет Вадим Беляков.
Практика показывает: до 50 процентов неверных начислений связаны именно с неправильной работой приборов. Хотя сами по себе тепломеры, по словам спикера, – вещь хорошая: исправные позволяют платить на 25-30 процентов меньше, чем по нормативу. Правда, одно лишь наличие устройства положение не спасает – важно, чтобы управляющая компания постоянно следила за его состоянием. К сожалению, по опыту Белякова, жилищники в данной части весьма небрежны: в основном для обслуживания счетчиков нанимают подрядчиков, притом часто, заплатив за их услуги, даже не удосуживаются проконтролировать результат.
- Когда мы с Госкомитетом по жилстройнадзору обследовали подвалы, то в каждом доме заглядывали в специальные тетради – в таких отмечаются даты проведения поверок приборов. Так вот, случалось, стояла отметка 2019 года, а до нее – 2013-го. Получается, либо в течение пяти лет приборы были «бесхозными», либо не соблюдался порядок регистрации, - рассказывает эксперт.
По его мнению, наплевательское отношение к интересам собственников встречается слишком часто.
- Говорю: «Ребята, как же вы работаете, если видите, что за весь 2018 год дом потребил в общей сложности 100 гигакалорий, а в 2019-м – 1000?» Ну почему никто не обратил внимания на десятикратный скачок?! – приводит пример Беляков и напоминает, что еще зимой на уровне Правительства изучалась возможность создания независимой организации, которая бы обслуживала все общедомовые приборы учета и круглосуточно следила бы за их исправностью.
Специалисты такого оператора могли бы молниеносно реагировать на любые нелогичные изменения параметров и, подобно службе МЧС, срочно выезжать на место, дабы устранить неполадку.
- Я считаю, такая система контроля позволила бы впредь избегать 95 процентов проблем. Хорошо бы ее запустили либо власти, либо участники рынка, - предлагает руководитель «Уфасити.ми».
В то же время он отмечает, что пока в наведении порядка в данной части не заинтересованы ни управляющие компании, ни поставщики тепла – ни у одного из них нет экономических стимулов.
- Сейчас фактически все лежит на плечах жильцов, и если они сами не начнут следить за своим домом, другие будут делать с ним что хотят. Один из вариантов – создать ТСЖ, выбрать председателя и платить ему зарплату. По сути, сегодня функции такого руководителя уже выполняет председатель домкома, вот только статус у него не тот и денег он не видит. Работа же тяжелая, неблагодарная. Активист должен вникать и в юридические вопросы, и в технические – быть на все руки мастером, да еще и диалог со всеми структурами выстраивать. Люди долго не выдерживают, ломаются, на их место приходят другие, но и они все забрасывают… Думаю, настоящая проблема в том, что в нынешнем виде рынок обслуживания – это путь в никуда, - рассуждает Беляков.
На вопрос о том, повторится ли ситуация с некорректными начислениями за тепло осенью, эксперт ответил, что не знает, и предложил уфимцам «терзать свои управляющие организации», дабы те наконец привели в порядок вышедшие из строя приборы и поставили счетчики там, где их нет. В зоне риска – как минимум 130 многоэтажек, оснащенных так называемыми многодомовыми тепломерами. В минувший отопительный сезон их жильцам уже изрядно потрепали нервы.
- Лучше вовремя заняться профилактикой, чем потом снова «тушить пожары», - заключил Беляков.
Арина АСТАФЬЕВА.
ДОБАВИМ…
Офис «Уфасити.ми» работает в будни с 10.00 до 19.00. Вас ждут по адресу: проспект Октября, 49а, кабинет №201. Кроме того, можно позвонить по телефонам: 8-986-969-10-31; 8-963-237-19-12 (подключены популярные мессенджеры) или направить обращения на адреса электронной почты: info@ufacity.me, help@ufacity.me. Легко найти «Уфасити.ми» и в социальных сетях по ссылкам:
https://vk.com/ufacityme,
https://www.facebook.com/ufacityme/,
https://ok.ru/ufacity2me,
https://twitter.com/ufacity_me,
https://www.instagram.com/ufacity.me/ или @ufacity.me.
9-06-2020 (0) Просмотров: 930 Номер: 39(13418) Версия для печати