Не тяните резину!
Не далее как в воскресенье мне позвонил один мой приятель, начинающий автолюбитель, и поинтересовался, когда ему надо будет поменять летнюю резину на зимнюю. И я, не желая, конечно, пугать новичка, но все же ни на йоту не преувеличив, ответил ему: «Вчера!»
Мы любим тянуть до последнего. Меняя тормозные колодки, моторное масло, колеса… Но если несвоевременная замена того же моторного масла чревата ухудшением «здоровья» двигателя, то, не поменяв вовремя летние колеса на зимние, автовладелец рискует собственным здоровьем, а то и жизнью. И многие об этом просто не задумываются, продолжая бесшабашно гонять в автообувке не по сезону!
Если задать вопрос, почему машина не переобута до сих пор, часто можно услышать самый глупый ответ: «Так жалко же на шипах по асфальту ездить!» А по чему мы всю зиму ездим в крупных городах, где коммунальная техника выскребает наледь и снег с проезжей части? Сегодня трудно представить ситуацию, когда за всю зиму городским автовладельцем не будет накатана по асфальтовому покрытию добрая тысяча километров как минимум.
Второе заблуждение состоит в том, что многие ждут снегопадов – вот тогда, мол, время и настанет. Тогда будет поздно! Когда же надо перейти на зимнюю резину? Есть четкая рекомендация специалистов: при падении температуры до плюс 5 градусов по Цельсию. Не при нуле, когда стынут лужи, как считают некоторые, а тогда, когда среднесуточная температура колеблется в районе от пяти до семи градусов со знаком плюс. Октябрь в Уфе был достаточно теплым, и еще неделю назад среднесуточная температура колебалась в районе плюс девяти. Но самые разумные автовладельцы уже тогда поменяли резину, не дожидаясь заморозков и очередей в шиномонтажные мастерские.
Когда речь заходит о смене резины, многие начинают вспоминать слова «Снег, асфальт, шипы…». И лишь немногие говорят о температуре воздуха. Давайте вспомним, в чем же главное отличие зимней резины от летней? В ее составе. Летняя резина жестче, и она банально дубеет уже при температурах, близких к плюс пяти. Зимняя резина, напротив, эластичнее, и она не становится критично жесткой даже при очень низких отрицательных температурах. Вот это и есть главное отличие. Дорогая фирменная летняя резина от именитого производителя, предмет вашей гордости, просто не спасет однажды на повороте, став от холода жесткой, как пластмассовые колеса на игрушечных автомобильчиках…
То, что никакую летнюю резину категорически нельзя использовать при температурах, близких к нулю, понятно. Но существует зимняя резина без шипов, так называемые «липучки». На них-то можно ездить круглый год? Можно, и правила этого не запрещают. Но не нужно. Почему? Мы уже говорили о том, что достоинство зимней резины – ее эластичность в любой мороз. А вот в жару такие колеса могут вас подвести. Размягченная от высокой температуры резина начнет просто «гулять» по дороге, сильно снижая управляемость автомобиля. Да и стирается в теплое время года мягкая зимняя резина просто стремительно!
«А у меня «всесезонка»! – похвастается кто-то. – И я вообще ничего не меняю и катаюсь в свое удовольствие!» Так может это и есть самый лучший вариант? Столько выгод налицо: не надо тратиться на шиномонтаж, балансировку. Купил четыре колеса и горя не знай? К сожалению, никто не отменял такой постулат: нет ничего абсолютно универсального. Или скажем точнее: универсальное всегда хуже узкоспециализированного. Увы, хорошо известная всем «всесезонка» не может зимой конкурировать с зимними колесами, как и летом с летними. Почему?
Давайте начнем с того, что всесезонная резина – все же не миф, как считают некоторые. Эта резина была разработана за рубежом и имеет соответствующую маркировку. Российиские производители могут на боковине разместить обозначение «4 сезона». На продукции зарубежного производства мы можем прочитать – 4 seasons, All season или All weather. На любой зимней резине должен стоять значок: изображение горы с тремя вершинами и снежинка внутри. На всесезонность же указывает еще обозначение M+S («Дождь плюс снег»). Казалось бы, покупай, ставь и катайся. Но давайте вспомним: летняя резина не должна раскисать при жаре, зимняя, напротив, должна быть эластичной в морозы. Можно ли добиться таких показателей от одного и того же состава резины? Нет. И чудес не бывает. Производители, конечно, много лет колдуют над составом, и многим фирмам удалось получить достаточно универсальную по свойствам резину. Но ни одно из этих изделий не остается эластичным при температурах ниже минус десяти. То есть эти колеса абсолютно не для нашего климата, где зимой минус тридцать не редкость. Вот тут надежное сцепление с дорогой обеспечат только специальные зимние шины. Для чего же созданы всесезонные? Совершенно верно, вы уже догадались: для стран с мягкой зимой. А это, повторим, не Россия.
«Всесезонки» из-за своего состава подвержены истиранию сильнее, чем зимняя и летняя резина. Производители обозначают такой ресурс: для летней резины – пробег 90000 километров, для зимней – 45000. А для всесезонной – 30000. То есть через три года эксплуатации вам ее придется поменять. И где же экономия, которой хвастают владельцы таких колес?
Кстати, о правилах. С 1 сентября вступил в силу заперт эксплуатации летних шин зимой и наоборот. То есть с декабря по февраль вас могут наказать за езду на летней резине, а с июня по август – на зимней. Штраф – 500 рублей. Как мы уже говорили, не возбраняется летом ездить на «липучках» и всесезонной резине. То есть в жаркое время года категорически запрещено ездить именно на шипованных колесах.
Какие еще существуют запреты для зимней резины? Нельзя эксплуатировать колеса с сильно изношенной поверхностью. Это определяется не на глаз, а с помощью простой линейки: глубина протектора не должна быть меньше 4 миллиметров. Также запрещена эксплуатация колес, на которых отсутствует половина шипов. Это уже определяется визуально: считать шипы инспектор не будет. Можно ли использовать разные марки шин на одном автомобиле? Да, на двух осях могут быть попарно колеса разных моделей (при соблюдении размерности, разумеется), но нельзя комбинировать шипованную и нешипованную резину.
Существует извечный спор: какая резина зимой лучше – шипованная или «липучки»? Бесспорно, универсальнее шипованная. Но не будем преувеличивать роль металлических шипов при зимней езде. Они абсолютно бесполезны, например, на асфальте, более того – тормозной путь становится даже длиннее. Шипы идеально хороши на плотно утрамбованном снегу и реально помогают на льду. Поэтому, если вы зимой часто выбираетесь за город или живете в своем загородном доме, ежедневно передвигаясь по замороженным дорогам, куда коммунальная техника почти не добирается, вашему авто однозначно показана шипованная резина. Если же вы из мегаполиса не выезжаете и львиную часть времени передвигаетесь по расчищенным дорогам, то можно остановить свой выбор на «липучках».
При покупке шипованной резины многие забывают, что ее нужно обкатать, как обкатывают новый автомобиль. На шипах не рекомендуется первую тысячу километров двигаться со скоростью выше 70 километров в час, резко стартовать с места и резко ускоряться, допускать удары колесами о бордюры и края ям. Шипы должны плотно встать на свои места, или, как говорят, «усидеться». Кстати, нешипованная зимняя резина тоже требует обкатки, дабы износ верхнего слоя резины был ровным. Производители обозначают продолжительность обкатки 500 километров.
Если на вашем авто еще не стоят зимние колеса, то по срокам вы уже опоздали. Но серьезные неприятности еще можно предотвратить: подумайте о себе и своих близких!
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
23-10-2023 (0) Просмотров: 190 Номер: 74(13727) Версия для печати