ДОБРОЕ НАЧИНАНИЕ
Под русские гармошки, под бересту и ложки... «Уфимская вечёрка» приглашает на кадриль
Когда-то россияне Ванюши, Тани, Мани,
танцуя на гулянье, открыли новый стиль.
Штиблеты и сапожки под русские гармошки,
под бересту и ложки прославили кадриль...
Знакомая песня? Еще бы, знакомая до боли... Ностальгическая. Ибо что современной молодежи все эти кадрили под гармошку с сарафанами? Так, наверное, думают многие из нас, так думал до недавнего времени и автор этих строк, пока судьба не свела с магистрантом Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, педагогом дополнительного образования и руководителем фольклорного клуба "Уфимская вечерка" Дарьей Петриковой. Наша встреча вселила в меня надежду на то, что традиции кадрили и все, что с ней связано, живы, интерес к культуре наших дедушек и бабушек не утрачен в молодежной среде XXI столетия. Работающая на базе молодежного клуба "Грань" Ленинского района "Уфимская вечерка" в активной форме пропагандирует русские народные традиции досуга.
- Дарья, в вашем лице "Уфимская вечерка" впервые гостит в стенах "Вечерней Уфы". Полагаю, нашим читателям интересно узнать какие-то подробности о вашем клубе, о Вас...
- Если коротко, то я уфимка, но корни мои с Рязанщины. С детства благодаря музыкальному образованию мамы воспитывалась в духе любви к русскому народному творчеству. И потому после окончания школы, как само собой разумеющееся, поступила на филологический факультет БГПУ. Мой научный руководитель в вузе - преподаватель-филолог, специалист по ораторскому мастерству и сценической речи Анастасия Балихина, приехавшая к нам из Сибири и познакомившая своих воспитанников, в том числе и меня, с такой формой проведения досуга, как русская вечерка. С этого все и началось, я основательно "заболела" вечерками и вот уже больше года со своей подругой и единомышленником Алиной Хайруллиной возглавляю фольклорный клуб. Сначала мы базировались в стенах нашего университета, магистрантом которого в настоящее время я являюсь. Затем, переменив несколько адресов, осели в молодежном клубе "Грань", руководит им педагог дополнительного образования Андрей Трубников.
Изначально свои вечерки старались проводить на природе - кружили хороводы на полянках, среди берез. Первый крупный выход состоялся в июле прошлого года, затем последовали другие, но с наступлением холодов природный формат пришлось свернуть, и зимой стали хороводить в клубе "Грань"...
- Что следует понимать под вечеркой, поясните?
- Это своеобразная народная форма проведения досуга. В старину была широко распространена в среде сельской и рабочей молодежи. В летнее время вечерки проводились где-нибудь на деревенских пустырях, рабочих окраинах, а в зимнее время в какой-нибудь арендованной на вечер избе, с хозяевами которой расплачивались принесенными угощениями. За подношение молодым людям разрешалось немножко побарагозить - устроить посиделки с песнями, хороводами и кадрилями, подвижными играми. Девушки приходили с пряжей, кусочками шерсти и за работой обсуждали последние новости, перешучивались с зашедшими на огонек парнями. Заканчивалось все дружным чаепитием с бубликами-баранками. В те времена, когда не имели даже приемников, такая форма проведения досуга была практически единственной. На вечерках завязывались сердечные знакомства. Чего, кстати, весьма не хватает нынешним молодым людям, поглощенным интернетом, а познакомиться на современных дискотеках под грохот музыки проблемно. И потом, тусовочные знакомства, как правило, всегда "пьяные" и редко имеют долгосрочные перспективы. На наших же мероприятиях одним из железных правил стало полное отсутствие даже намека на спиртное. Зато на наших вечерках можно и пообщаться, и удаль молодецкую проявить, и приобщиться к самобытной культуре русского народа.
Что любопытно, год назад я даже не предполагала, что из нашей задумки что-нибудь вообще получится. Ну придут к нам молодые люди раз-другой и остынут. Однако выяснилось, что вечерка обрела если не популярность, то известность, нас стали узнавать, к нам приходят все новые и новые почитатели русской культуры, причем разновозрастные.
- Сколько уфимцев сейчас посещает вечерки?
- В среднем приходит человек пятьдесят - честное пионерское, по фотографиям можете проверить. На первых мероприятиях набиралось до сотни, но в какой-то момент мы решили ужесточить дресс-код - обязали вечеркинцев пошить народные костюмы. Что не всем понравилось, так как для молодых людей, а у нас в основном старшеклассники и студенты, это лишние денежные расходы. Сейчас наблюдается некоторый отсев, но от своих требований мы с Алиной не отступили, стали проводить занятия по русскому народному костюму. И сейчас несколько наших воспитанников все-таки решили обзавестись сарафанами и косоворотками. Посмотрим, как у них получится...
- Костюмы будут стилизованными или они шьются по тем канонам, что некогда были на Руси? Все-таки настоящий русский костюм требует не только мастерства, но и определенных знаний, ведь до революции каждая губерния имела свою особенность, в том числе и по части костюма...
- Исходя из денежных возможностей наших воспитанников, мы решили выбрать нечто среднее, то есть не требуем неких аутентичных материй, не обязываем шить костюм исключительно вручную, с обильной ручной вышивкой, достаточно просто придать одежде стиль русского народного костюма. Конечно, ручная работа будет только приветствоваться... К слову, сейчас я шью себе очередной сарафан исключительно вручную. В целом мы стараемся по мере наших скромных сил и возможностей сохранить максимальную схожесть наших изделий с историческими прототипами. Например, если это женский костюм, то никаких открытых ног и рук, никакой "развесистой клюквы".
И еще. До определенного времени мы с Алиной таскали свои сарафаны в рюкзаках, перед мероприятием переодевались, а после вечерки снова убирали и возвращались домой в обычной одежде. В какой-то момент решили приезжать в клуб сразу в костюмах, невзирая на удивленные взгляды наших горожан. И ничего, скованность быстро прошла, теперь сарафан для меня обычная одежда. С хождением в народном костюме по городу связан один любопытный эпизод. Однажды в подземном переходе я услышала за спиной восторженный комплимент: "Какая красивая девушка, да еще в настоящем косоклине!" (Косоклин - это косоклинный туникообразный сарафан.) Оборачиваюсь, подходит женщина, внимательно обходит меня, всматривается, и читаю по глазам, что мы понимаем друг друга! Так состоялось мое знакомство с замечательным преподавателем филологического факультета БашГУ, руководителем студенческого фольклорного коллектива "Таусень" Еленой Викторовной Евдокимовой. Мы обменялись визитками, и я очень надеюсь, что наша "Уфимская вечерка" подружится с замечательными певуньями из "Таусени".
- Какие мероприятия "Уфимская вечерка" может предложить уфимцам на улицах города, что интересного было проведено клубом в текущем году?
- Совсем недавно мы открыли для себя новый интересный формат - в конце лета провели обряд православного венчания в церкви со всеми сопутствующими этому таинству традициями: с плетением косы невесте, плачем и последующими после венчания гуляниями. Обряд проходил в Свято-Пантелеймоновском храме при большом стечении народа. Организовать его помогли воспитанники военно-патриотического клуба "Александр Невский" во главе с руководителем, настоятелем храма отцом Виктором Ивановым.
Надо отметить, с ребятами клуба "Александр Невский" у нас сложились хорошие отношения, дважды мы с ними проводили такое районное мероприятие, как "Русские забавы", на них удалось собрать достаточно большое количество людей - получилось что-то вроде народного гулянья. Причем гулянья без какой-либо "заманухи" в виде бесплатных акций, дегустации и прочего.
Также этот год запомнится нашим воспитанникам проведением летнего фольклорно-спортивного лагеря и участием в осенней акции "Русская пробежка" - патриотическом движении молодых уфимцев за здоровый образ жизни. На финише пробежки опять-таки славно погуляли: водили хороводы, кружились в кадрили...
- У нас в Уфе есть поклонники шотландских танцев, ирландских, испанских, арабских, и это понятно - экзотика всегда привлекает. Как вам удается конкурировать с другими клубами?
- Не в обиду будет сказано представителям так называемых малых народов, но в стране больше делался упор на сохранение и развитие культур малых этносов. Сложилось мнение, что русских много, и потому что им-то сохранять? Когда наш клуб только-только появился, выяснилось, что в Уфе мы первопроходцы. Теперь вынуждены наверстывать упущенное, перенимаем опыт коллег из соседних областей.
Да, есть у нашей уфимской молодежи некое повальное увлечение культурой и традициями зарубежных стран - это здорово, но, думаю, "Уфимская вечерка" сможет составить достойную конкуренцию "ирландцам" и "шотландцам". Кстати, очень часто молодые поклонники западной культуры, приходя к нам, становятся убежденными "вечеркинцами". Помню, как на одно из мероприятий заявилась юная особа с зелеными волосами, пирсингом и в майке с надписью "Раммштайн". И что же? Посидела-попела, а на следующее мероприятие пришла уже в длинном платьишке. Сейчас является одной из наших активисток.
О чем это говорит? Наверное, о том, что для русской молодежи Уфы мы открыли нечто такое, чего они долгое время были лишены. Кстати, наш клуб открыт для всех, будет просто замечательно, если к нам придут ребята в татарских, марийских, чувашских или башкирских костюмах. Мы все-таки живем в многонациональной республике...
- Какими вы видите свои "вечерки" через два-три года?
- Что касается ближайших планов, то без поездок на мероприятия в соседние регионы мы вряд ли обойдемся, все-таки для саморазвития нужно и на других посмотреть, и себя показать. Конечно же, будем презентовать свой клуб и на народных праздниках в Уфе - той же Масленице. Что касается перспектив, то для меня путеводной звездой является организация некоего центра русской культуры, в котором бы работала воскресная школа для маленьких ребятишек, действовали кружки по интересам для молодежи и людей старшего возраста.
- Мы отметили День народного единства. Как мне кажется, ваш клуб очень соответствует этому празднику. Как вы сами относитесь к Дню народного единства, нужен нам такой "красный день календаря"?
- Для меня День народного единства более значимый праздник, нежели, скажем, Международный женский день, превратившийся сегодня в некий "день девочек". Он заставляет проникнуться уважением к истории России, культуре русского народа. А зная традиции своего народа, невольно начинаешь уважать культуру других этносов, живущих с тобой по соседству.
Интервью подготовил Сергей ШУШПАНОВ.
Фото из архива "Уфимской вечерки".
6-11-2014 (0) Просмотров: 2 269 Номер: 213(12611) Версия для печати