Мы рано повзрослели...
Сказано надёжно, твёрдо и уверенно
Мы, дети далеких военных лет, повзрослели рано, каждый свой шаг соизмеряя со сводками Совинформбюро. Голос диктора Левитана был для нас в те поры своеобразным символом жизни и справедливости.
Эхо той страшной войны до сих пор отзывается в наших сердцах - болью огромных невосполнимых потерь, гибелью фронтовиков, всех, кто отдал свои жизни за наше будущее, за наше счастливое детство...
Мой отец, Кадыр Даян, вернулся с войны победителем. Но его родные братья Барый, Кабир, Азы и жена Асма (моя мама) погибли на фронте в 1943 году, проявив героизм и отвагу.
Мы, дети войны, пока родители сражались, охраняли, берегли тепло домашнего очага - буханочки отоваренного по карточкам хлеба меняли на вязанки дров, а затем топили ими печки, стоявшие на кухне, где мы ютились, спасаясь от холода. Это было место, где мы плавили снег, набивая им кастрюлю, и получали взамен кипяток... И каждый день ждали конца войны, возвращения родителей, свято веря в нашу Победу!
Уж сколько лет прошло, а с годами все ярче и ярче в памяти тот день - самый светлый, самый радостный в моей жизни...
До сих пор перед глазами взволнованные лица на перроне уфимского железнодорожного вокзала, где аромат первых весенних цветов смешался с запахом гари от пыхтящего паровоза, тащившего за собой длинный хвост вагонов. И в одном из них - мой папа! Вот толпа встречающих всколыхнулась, зашумела. Слезы радости и восторга омыли мое лицо. Спотыкаясь, я бежала к отцовскому вагону!
Никогда не забуду его усталых добрых глаз, ордена и медалей на груди, сильных рук, подхвативших меня... Придя в себя и обняв отца за шею, я прошептала: “Папа, а что ты мне привез?”. Улыбнувшись, он сказал: “Победу, дочка, Победу!”.
Я тихо спросила его: “Папа, ты - герой?” И отец ответил мне строками, написанными им весной 45-го в Берлине на ступеньках Рейхстага:
Осенен полыханьем
Победного стяга,
Сел усталый солдат
На ступеньки Рейхстага.
Снял фуражку,
Как труженик после работы,
Вытирая со лба
Капли жаркого пота.
Положил автомат,
Пыль стряхнул с гимнастерки,
Из кисета отсыпал
Щепотку махорки...
Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится,
Папиросу свернул,
Затянулся спокойно,
И сказал:
“Так любые закончатся войны!”
...В наше тревожное время, когда фашизм снова напоминает о себе, дети войны, те, кто дождался возвращения родных с фронта или так и не встретился больше со своими отцами, говорят: “Нет - войне!”. А еще я все чаще вспоминаю папино пророчество: “Так любые закончатся войны!” Сказано надежно, твердо и уверенно. И в этом правда солдата-победителя.
Луиза ДАЯНОВА.
НА СНИМКЕ: Кадыр Даян с дочерью Луизой.
Фото из семейного архива.
4-05-2015 (0) Просмотров: 1 297 Номер: 84(12732) Версия для печати