СУДЬБЫ
Папа водил машины с пулей в запястье
Иду с сержантом - папой, портретом папы, Петра Воробьева - в составе Бессмертного полка. Это несколько остановок. А он прошёл дорогами войны Россию, Украину, Польшу... Оттуда привёз маме в подарок ридикюль. Внутри него я рассмотрела штампик, указывающий, что он польского происхождения. Эта симпатичная сумочка и до сих пор хранится у меня. А ещё в моём альбоме есть качественные папины фотографии, сделанные в Польше. На одной из них надпись: "1945-й. Польша. Краков. Foto-art P.MICHNOWSKI. Dluga 17".
На снимке мой молоденький папа и его друг Алёша Ёлкин. Папы нет на этом свете. Жив ли Ёлкин? Мария, девушка русского происхождения, живущая в Польше, помогает мне искать фотостудию, где сделана эта и другие фотографии, но попытки пока безуспешны.
После войны папа жил и работал с пулей в запястье, а мы, глупые детишки, с любопытством разглядывали, как под кожей перекатывается немецкая пуля. А ведь этим рукам предстояло ежедневно выдерживать огромную нагрузку - после войны он работал водителем.
Хочу рассказать еще одну историю времен Великой Отечественной войны, произошедшую в нашей семье.
...В украинском городе Шепетовка в небольшом домике напротив лесочка жили три сестры - Наталья, Елена и Галина. Улыбчивые, певучие, с ямочками на щёчках. Но война смела улыбки с их уст - в украинский городок вошли фашисты. Забирали кур-яйки, одежду. Пришлось сёстрам шить себе платья из парашютов. Вот здесь-то и попал в плен к фашистам мой раненый дядюшка - солдат Григорий Воробьев. Сёстрам удалось его выходить. Они прятали парня в погребе, каждую минуту опасаясь за его и свою жизни. Прятать молодого солдата от украинских полицаев было гораздо тяжелее, чем от фашистов. Особенно все боялись фашистского пособника Семенюка. И часто дядюшке приходилось выходить на свет божий, делать то, что прикажут полицаи. Украинские сёстры седели на глазах. Но им удалось спасти русского солдата, и он остался в их доме навсегда, полюбив и взяв в жены одну из сестер - Наталью. А после войны дядюшка мой, Григорий, позвал в это местечко и моих родителей. И стал тот городок - Шепетовка - для меня родиной. Дважды я побывала там в гостях. Вспомнила, как мы проводили всё своё свободное время во дворе под ореховым деревом. В лесочке мы с братом собирали чернику и грибы-красноголовцы. Чернику домой донести не удавалось, но мама легко догадывалась, куда она делась. Давно уже нет на этом свете Григория, Наташи, Лены. Воспоминаниями со мной делилась Галя, бабушка Галя...
На сайте "Подвиг народа" нашла сведения о своём дедушке - Павле Андреевиче Комарове, которого я никогда не видела. Сведения скупые, но для меня драгоценные: Украина. Змиёвский район. Хутор Гусиная Поляна. Северный Донец, река Уда. Освобождение Украины. Сооружение 16-тонного моста под ураганным пулемётным и минометным огнём... Ещё 1 сентября 1943 года мой дедушка был жив. Погиб 9 сентября 1943 года. Похоронен неподалёку - Харьковская область, Змиёвский район, совхоз "Червоний Велетень" ("Красный Гигант"). Награждён орденом Красного Знамени. Мама со своими сёстрами побывала там, где спит мой дед. Мне, увы, не довелось.
Людмила ВОРОБЬЕВА.
Снимки из семейного архива.
Снимки из семейного архива.
20-05-2016 (0) Просмотров: 1 234 Номер: 96(12994) Версия для печати