Синева иных начал
Спектр доброты не имеет границ
В апреле я принесла домой из Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима два буклета-раскладушки цвета неба. В этот день (2 апреля) планета отмечает Всемирный день распространения информации об аутизме, и республиканская общественная организация "РАСсвет" (она объединяет родителей детей с расстройствами аутистического спектра) проводила в НМТ в рамках международной акции "Подсвети синим" большой слет.
Пришедшие в тот день в театр так или иначе сталкивались с аутистами. И все они считали своим долгом взять предложенные волонтерами буклеты и раздать знакомым и незнакомым - чтобы больше людей узнало о проблеме, которая приобретает глобальный характер.
Вечером мои дети - восьми и пятнадцати лет - увидели на подоконнике голубые книжицы, со знанием дела оформленные художниками Ольгой Фроловой и Гайшей Молодцовой. Заинтересованно изучили. Задали вопросы. Полезли в компьютер, чтобы уточнить какие-то моменты. Через пару дней я поделилась материалами с коллегой, та подсунула их дочери, и одиннадцатилетняя девочка тоже их проштудировала.
Оказывается, наши ребята прежде ничего не знали об аутизме. А ведь это ментальное нарушение весьма распространено. Уже сейчас 1 процент людей в популяции имеет подобные расстройства. То есть детей с РАС в стране больше, чем вместе взятых страдающих сахарным диабетом, раком, невидящих и неслышащих. И с каждым годом их становится больше. Как себя вести с "человеком дождя", чем помочь в острой ситуации?
Пробелы в знаниях подростков призваны устранить уроки доброты, которые проводит "РАСсвет". Недавно корреспонденты "Вечерки" побывали на таком уроке в уфимской школе № 87.
В школе сейчас обучаются около восьмидесяти детей с ограниченными возможностями здоровья. У части установлена инвалидность. Школа является республиканской инновационной площадкой инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Но наравне с обычными детьми здесь обучаются ребята не только с РАС, но и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, сахарным диабетом, другими непростыми диагнозами. С каждым годом особых учеников в стенах этого здания на улице Нежинской становится больше.
Директор школы Екатерина Петровна Камышлова рассказала, что на необычный урок собрались дети разных возрастов - из седьмых, девятых, десятых классов. Те, кто изъявил желание участвовать в общешкольном проекте по поддержке особых учеников. Проект предполагают запустить со следующего года, и старшеклассники станут главными помощниками педагогов.
Вероника Новикова, представляющая "РАСсвет", впервые пришла с уроком доброты в учебное заведение. До этого приходилось рассказывать об аутизме лишь взрослым. Воспримут ли подростки информацию? Сомнения оказались напрасными.
Школьники внимательно слушали Веронику Борисовну, и по их сосредоточенным лицам было видно, что это не праздный интерес. Новикова показала видеоролик, демонстрирующий, как воспринимают наш мир люди с РАС. А потом предложила "примерить" эти ощущения. Желающих перевоплотиться было много. На одну из девочек надели трехмерные очки, несколько искажающие действительность, через наушники поступали громкие звуки, сверстники создавали вокруг нее хаотичное движение, а Вероника Борисовна, стоявшая в некотором отдалении, требовала решать арифметические примеры.
- Ну, как тебе?
- Тяжело, - призналась, снимая наушники, школьница.
- Аутисты практически постоянно находятся в подобном состоянии. Когда информация, поступающая извне, становится избыточной, наступает "перезагрузка".
Лектор постаралась донести тонкости поведения людей с аутизмом до ребят. Вопросы, которыми аудитория ее забросала - они имели четкую практическую направленность, - подтвердили, что подростки стремятся общаться с особыми ребятами. Нам, взрослым, нужно им помочь.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
31-05-2016 (0) Просмотров: 1 328 Номер: 103(13001) Версия для печати