Главная > ОБЩЕСТВО > …И наступил праздник свободы
…И наступил праздник свободы15-04-2025. |
Члены уфимской еврейской общины 12 апреля отметили наступление праздника Песах. Каждый год в Песах евреи вновь переживают освобождение из длившегося несколько столетий египетского рабства. Освобождение произошло 3 тысячи лет назад. Люди тогда впервые почувствовали себя свободными, и каждый еврей, живущий ныне, должен ощущать себя так, как будто это именно он вышел из египетского рабства. Свобода физическая должна сочетаться со свободой духовной, и это происходит благодаря тому, что в течение веков евреи сохраняют традиции и ощущают себя единым народом. Праздник длится в диаспоре восемь, а в Израиле семь дней. В это время нельзя употреблять квасные продукты из пяти видов зерна: пшеницы, овса, ячменя, ржи, полбы. Проводится очистка дома от крошек хамеца, которые потом сжигают. Готовится специальная пасхальная посуда. Едят евреи мацу из муки и воды, потому что с момента замеса теста и до момента полной выпечки должно пройти не более 18 минут, тогда она не успеет закваситься. На первый Седер в Уфимской синагоге (седер – это порядок действия, чтения молитв еды и питья за праздничным столом) собралась почти сотня гостей: представители молодежного клуба Enerjew праздновали в своем маленьком уютном зале, а люди постарше (их было 70 человек) – в залитой светом прекрасно оформленной столовой. На каждом столе была маца двух видов: квадратная фабричная и круглая ручной работы (шмура), а также традиционные пасхальное блюда. На специальном подносе кеаре лежит зроа – кусочек кошерного жареного мяса (шейки) в память о жертвоприношении, которое не едят; бейца – крутое яйцо, символизирующее крепость народа; марор – горькая зелень, напоминающая о рабстве. Харосет – пюре из яблок, вина и толченых орехов, напоминает о глине, из которой предки делали кирпичи в Египте; карпас – вареные овощи, и хазерет – тертый хрен. По традиции каждый участник во время Седера должен выпить четыре бокала вина, обычно красного, или виноградного сока. Кто-то это делает дома, ведь многие праздник отмечают в родных стенах с семьей. Также принято варить компот из изюма. Женщины зажигают не менее двух свечей. В Уфимской синагоге во время первого Седера была зачитана пасхальная Агада (повествование), то есть история, повествующая о традиции праздника. По правилам, младший сын задает отцу, ведущему Седер, четыре вопроса, и отец рассказывает историю исхода евреев из Египта. В большинстве еврейских общин во время Пасхального Седера ставят добавочный бокал вина помимо бокалов для сотрапезников – для пророка Элиягу. Согласно преданию, пророк приходит в каждый еврейский дом, где справляют Седер. После трапезы, прежде чем продолжать читать Пасхальную Агаду, раскрывают настежь двери. Присутствующие встают и торжественно объявляют: «Благословен входящий!» Первый Седер в Уфимской синагоге завершился праздничной трапезой. Важным событием второго дня Песаха стало благословение после утренней молитвы коэна (коэны – потомки первосвященника Аарона, которым дано благословлять членов общины). Раньше эту миссию выполнял председатель РЕОО «Кохав» Шолом Кац. Сейчас – зять Кричевских Дубе Эрентрой, приехавший из-за рубежа с женой и крохотной дочерью. Кстати, он свободно говорит и читает по-русски, интересуется историей евреев России и Башкортостана. Разувшись, накрывшись талитом, он произнес благословение, во время которого члены общины заслонялись от него, также накрывшись талитом, книгой или просто глядели вниз. Как объяснила рабанит Хана Кричевски, нельзя отвлекаться на руки коэнов, другие внешние признаки, поскольку он в это время передает благословения Всевышнего. Александр ГОЛЫНКО.
Вернуться назад |