Главная > Ретро "ВУ" > Из уфимского окна не только улица видна, но и история архитектуры, люди, годы, жизнь...

Из уфимского окна не только улица видна, но и история архитектуры, люди, годы, жизнь...


4-01-2013.
Из уфимского окна не только улица видна, но и история архитектуры, люди, годы, жизнь...

Согласитесь, читатель, ничто так не завораживает нас в часы прогулок по вечернему городу, как свет, волшебством зажигающий окна домов...

Со времен первых построек человек стремился не потерять связи с окружающим миром, поэтому окнам и дверям он придавал большое значение. Всевозможные цветовые решения, традиции разных народов и климатические условия местности накладывали отпечаток на формы, размеры и конструктивные особенности окон, оставляя неизменным их функциональное назначение. А вот на оформление влияли время и мода.
Давайте совершим мысленное путешествие по старинным улочкам нашей столицы. Увы, домов с ажурными наличниками остается все меньше и меньше. А потому те, что еще сохранились, особенно притягивают взор. Один из таких уникальных особняков находится на улице Карла Маркса. Ныне в нем располагается Президиум Уфимского научного центра РАН. Когда-то улица носила название Александровская. И это было первое в Уфе здание в стиле модерн. Его архитектор, кстати, сумел соединить мотивы барокко и ренессанса. Украшением особняка является не только парадный портал, но и окна: большие - центральные - на первом этаже, а также закругленные, окаймленные лепниной - на втором.
Интересно, что в Уфе есть еще один подобный дом. Впрочем, он чуть скромнее по архитектурному решению. И в его облике уже явственно читаются поиски новых выразительных средств. Речь об особняке генерала Емельянова на бывшей Бекетовской улице. Вот что пишет о нем краевед Павел Егоров: "В архитектуру фасада щедро вводят стилизованно-растительные орнаменты декора, фигурные навершия, балюстрады, картуши, прелестный фриз, висящий из-под карниза, словно богатые поднизи из-под бус на лбу русской красавицы, полуциркулярная ниша оконного проема мезонина, обрамленная гирляндой, - все тщательно и тонко продумано".
Павел Егоров обратил внимание еще на один дом, тридцатью пятью окнами обращенный на улицу Успенскую (ныне - Коммунистическую). Окна здесь выделены рельефом с клинчатым камнем. Кто смотрел в них на спешащих мимо горожан, так и не известно: одни краеведы утверждают, что использовалось здание как доходное для квартир, сдававшихся внаем, другие считают, что оно целиком принадлежало купеческой семье Лобановых. Во всяком случае, после революции и до наших дней здесь находились обычные коммуналки.
Еще в XIX веке каменные строения считались редкостью, основу города составляли деревянные. И их основным украшением, безусловно, являлись окна, забранные резными наличниками, расписными ставенками. Кое-где реликты еще сохранились. И невозможно без сердечного трепета пройти мимо одного из таких домов по улице Цюрупы. Но я не уверена, что такая красота сохранится...
Окна обрамлены изящными наличниками с ажурными полуушками. Верхняя часть тех наличников оформлена богатой резьбой, сделанной по мотивам русских растительных орнаментов. Выше оконных проемов витым пояском радует глаз фриз.
"История архитектуры - это история борьбы за окна", - некогда сказал Ле Корбюзье. Будь великий зодчий жив, он смог бы наблюдать бурное продолжение этой борьбы, а дизайн и функциональные характеристики современных окон уже вышли далеко за пределы даже его потрясающего воображения. С точки зрения тепла, окна успешно начали "соревноваться" с изолированными стенами. Другими словами, они пытались "раствориться в стенах". А подчас, наоборот, заменить их. Вспомните 60-е годы прошлого столетия. В архитектуру "врываются" здания из стекла, алюминия и бетона. Одно из первых таких появилось около Центрального рынка. Правда, на протяжении ряда лет его огромные, неуютные окна закрыты впечатляющим своими размерами транспарантом.
Сегодня архитекторы относятся к окну не как к обычному проему в стене, созданному для освещения. Нет, они относятся к нему как к неотъемлемому составному компоненту сложных абрисов строений. И ни одна деталь не оказывает такого серьезного воздействия на проект здания, как окно, ведь оно - это и восприятие пространства, и взаимоотношения с окружающей средой, и эксплуатационные параметры строения, и детали экстерьера и интерьера. Впечатляют и формы окон, и конструкции.
Геометрические игры, иначе и не скажешь, использовали архитекторы при проектировании трехэтажного здания на улице 50-летия Октября. На белоснежном фасаде нарядно смотрятся ярко-синие окна. На каждом этаже они разных размеров. На первом - крупный, "неправильный" квадрат, на втором - несколько меньше, на третьем - небольшие усеченные трапеции. Как инородное тело, в то же время придающее его собратьям определенный шарм, воспринимается в данном ряду окно неправильной формы.
Растет и хорошеет наша Уфа. И когда на город опускаются сумерки, в уфимских окнах зажигается свет. А это значит, что жизнь продолжается...

Галина ГРИГОРЕНКО.
На снимке: окна Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото Булата Гайнетдинова.

Вернуться назад