Пополнение
Отменный аппетит, острые коготки и басистые голоса
В начале января в вольерном хозяйстве при МУП "Горзеленхоз" Уфы раздался тоненький, едва уловимый человеческим ухом писк. Радости сотрудников хозяйства не было предела - так о своем появлении на свет возвестила очередная "партия" мохнатых малышей - как и в прошлом году, это четыре медвежонка.
На днях, по заведенному порядку, мохнатых родителей разлучили с детьми. На эти меры приходится идти по объективным причинам: если своевременно не отнимать малышей у матери, то вскоре у медвежат начинают развиваться природные инстинкты, а их агрессивное поведение становится опасным для работников питомника, объясняют сотрудники. Что интересно, в прошлом году маленькие косолапики попали на открытый воздух на месяц позже, чем обычно, а причина - в погодных условиях.
- Помните, тогда были значительные перепады температур? Температура падала до -15 градусов, - объясняет начальник отдела лесного хозяйства, благоустройства и лесопарковых работ МУП "Горзеленхоз" Уфы Максим Щербаков. - Конечно, при таких условиях мама-медведица оберегает своих ребятишек и не выпускает их на открытый воздух. Только в апреле нам удалось перевести малышей в отдельный вольер, где они содержались под тепловой пушкой. Да и в этом году из-за затяжной зимы медведи вышли из берлоги на днях, а не к 8 марта, как обычно.
Пока плюшевых мишуток, как и положено детям, интересуют лишь игры, сон и еда. Пока они позволяют брать себя на руки и гладить, а значит, самое время отправиться в "медвежьи ясли" и познакомиться с мохнатыми комочками.
Минувшая среда выдалась для медвежат нелегкой: это был первый самостоятельный день без родителей, в незнакомых условиях - как тут не переживать?! А если к тому же тебя окружают два десятка незнакомцев в разноцветных куртках, беспрестанно щелкают фотоаппараты, все норовят тискать тебя, гладить и даже взять на руки? Забеспокоишься тут...
Впрочем, маленькие увальни собрались с духом - и через мгновение стали вести себя как ни в чем не бывало. Хоть и без большой охоты, но идут на руки, с куда большим удовольствием исследуют углы большого дома для сотрудников, пытаются развязать шнурки на наших сапогах и играют друг с другом. Впрочем, со стороны медвежьи игры больше напоминают классическую борьбу: вот одному из мохнатых без труда удалось оторвать "соперника" от пола, наградить его многочисленными тумаками и положить на лопатки. Не отставал и его собрат: быстро разобравшись в ситуации, медвежонок вывернулся из-под лап "оппонента", неожиданно нокаутировал того и вальяжно отправился по своим, медвежьим делам. Зубы у малышей пока крошечные, но они все чаще пробуют их на своих братьях и сестрах, да и когти что надо - только шерсть летит по комнате!
- Они друг другу уши не оторвут? - беспокоятся девчонки, наблюдающие за тем, как медвежата кусают друг друга и награждают шлепками, а Максим Борисович успокаивает:
- Пока это все для них - игра. Но с каждым разом схватки становятся все более серьезными и не по-детски жесткими, а недели через две они уже не позволят брать себя на руки. Что касается ушей, не волнуйтесь - они в полном порядке. Правда, грозный с виду кабан-секач Тайсон, который тоже живет у нас, со мной не согласится. Из давней схватки с волком он вышел победителем, отделавшись как раз оторванным ухом...
За маленькими ответственно и заботливо ухаживают сотрудники вольерного хозяйства. Все, что сейчас нужно медвежатам - пол-литра теплого сладкого молока каждые два часа. Впрочем, в ближайшее время в рационе топтыгиных появятся и полезные каши. К мясу малышей приучат уже новые хозяева: медвежат из вольерного хозяйства охотно приобретают цирки. Так, мохнатых питомцев часто берут в московский цирк зверей Филатовых, в анапский цирк шапито, приходят заявки и из других цирков. А пока дымчато-серый подшефный сотрудника вольерного хозяйства Радика Шарипова получает очередную порцию вкусной жидкости из бутылочки с соской. Пушистый комочек закрывает глаза от удовольствия и рычит даже во время кормления, нетерпеливо перебирая лапами и стараясь выхватить бутылку из рук Радика - умилительная картина! Молоко им дают по отдельности, иначе прожорливая орава начнет настоящую войну за заветную еду, и мало никому не покажется...
Прощаться с урчащими комочками не хочется, но впереди - целая экскурсия по вольерному хозяйству. Кроме медведей здесь под присмотром горзеленхозовцев вольготно обитают и другие квартиранты - всего пятьдесят восемь живых душ. Нам удалось познакомиться с жителями отдельных сараев - беззаботными фазанами и цесарками, нахохлившимися курами, воинственным орланом-белохвостом, изумрудно-зелеными павлинами с царской осанкой.
- Птицы живут вполне мирно, не воюют, - рассказывает Максим Щербаков, знакомя нас с пернатыми жителями домика. - В закрытых вольерах установлены тепловые пушки, чтобы они не замерзли, стены покрываем антисептическим раствором - микробов быть не должно.
Старожилом вольерного хозяйства считается местная знаменитость верблюд Султан. Сколько ему лет, точно не знают и сами сотрудники вольерного хозяйства. А приехал он сюда еще в конце девяностых.
- Участь его на тот момент была незавидной, - говорит Максим Щербаков.
Как оказалось, в Уфу его забавы ради привезли уроженцы Таджикистана. Вскоре кормить и содержать животное стало накладно, и хозяева избавились от подопечного, оставив его на улице. Бедное животное часами бродило по городу, пока его судьбой не озаботился местный студент. Два или три дня он держал верблюда в подвале своей многоэтажки, но когда жители подъезда поставили условие - "или мы, или верблюд" - юноша отвез подшефного в вольерное хозяйство, которое тогда еще находилось в ведении уфимского лесхоза. Так Султан остался здесь.
Убедившись, что гости не опасны, степенное животное медленно, по-хозяйски проходит по сараю. Даже осанка преобразилась - перед нами гордое существо, знающее себе цену, и от нашей жалости не остается и следа.
- Видите, как ему нравится красоваться перед посетителями? Ни дать ни взять мужчина в день получки, - шутит Максим Борисович.
А вот и жители уличных вольеров, которым зима не страшна! Все они занимаются своими делами, не обращая внимания на посетителей. Медленно вдоль решеток прохаживаются стройные, тонконогие волки. К слову, домики для лесных хищников, которых, согласно народной мудрости, "ноги кормят", обустроены как тренажеры: по крыше этого убежища можно взбежать, как по лестнице. Серьезный песец, несущий в зубах охапку сухой травы... нет, не решил стать вегетарианцем - всего лишь утепляет свою избушку. (К слову, животные не голодают, поэтому кидать им еду через забор не стоит, предупреждают сотрудники хозяйства. Тех, кому очень хочется принести лакомства для животных, просят оставить их около ворот - гостинцы обязательно передадут адресату.)
А вот рысь оказалась не слишком приветлива. "Не подходи!" - сразу предупреждает она нас. От грозного рыка волосы встали дыбом.
- Помните, раньше охотники, отправляясь в лес, надевали тулупы с высоким воротником? Дело в том, что рысь, нападая на человека, стремится перегрызть его горло, а воротник давал хоть какой-то шанс выжить, - для каждого обитателя вольерного хозяйства у Максима Щербакова есть своя история.
Не слишком любезны и новоиспеченные мамы-медведицы - Даша, Кнопка, Настя. После зимней спячки гигантские "варежки" без дела слоняются по своим вольерам или отдыхают, лежа на боку. За зиму они потеряли вес, и сейчас рабочие подкармливают зверей, постепенно увеличивая их рацион. Со стороны кажется, будто им нет до нас дела, но в действительности хищники не упускают из виду никого и ничего.
- Не стоит подходить к клетке ближе, чем на метр, - заранее предупреждает нас Максим Борисович. Словно подтверждая его слова, четырнадцатилетний великан Потап в два прыжка преодолевает расстояние до решетки, решив задеть кого-нибудь из журналистской братии исполинской лапой. Вот тебе и неповоротливый увалень! Медведь в очередной раз потерпел крах - мы предпочли держаться подальше от грозного великана.
Луиза ТИМАШЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
3-04-2018 (0) Просмотров: 945 Номер: 27(13207) Версия для печати