Главная > КУЛЬТУРА > «Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…


8-05-2020.
«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

9 Мая все ближе… И все неслышнее становятся голоса тех, кто шел в атаку, кто без сна стоял у станков, кто не щадил себя ради Победы… Семьдесят пять лет назад завершилась самая страшная война. Семьдесят пять лет… С каждым годом эта дата отдаляется от нас, но масштаб ее укрупняется и требует предельной правдивости, искренности, честности и глубины каждого связанного этим Великим днем памятного события.

…«Здесь нельзя играть! Здесь все должно быть по-настоящему!» – перед каждым спектаклем «Луна и листопад» его режиссер – художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаил Рабинович обращается к каждому актеру. Они поправляют гимнастерки, ремни, берут шинели и телогрейки и выходят на сцену, чтобы прожить жизни героев, подаренных нам великим Поэтом – Мустаем Каримом. Это его повесть «Помилование» легла в основу лирической драмы, которая вот уже четырнадцать лет идет в репертуаре театра. История войны, которая «ни своему, ни врагу ничего не простит», не спишет… Соприкосновение с таким материалом, сопричастность (пусть через сценические образы!) тому времени не могли не наложить свой отпечаток на занятых в спектакле актеров.

Заслуженный артист Республики Башкортостан Николай Рихтер (Капитан Казарин):
«Тема войны во мне всегда вызывала особый трепет. Но после этого спектакля по-иному стали восприниматься очень многие вещи. Для меня одной из главных тем нашего спектакля, связанных с моим героем, стала тема готовности человека на себя принять ответственность. Казарин испугался этого и, по сути, стал виновником гибели молодого сержанта, совсем мальчишки. И всю жизнь он не может себе этого простить…
Военная форма, в которой мы выходим на сцену в нашем спектакле – это не театральные костюмы. Здесь все подлинное, и ощущения, когда надеваешь эту одежду, совершенно особые. Когда чувствуешь на плечах тяжесть солдатской шинели, не можешь существовать не по правде.
Для меня важной деталью, найденной в этом спектакле, были пуговицы на гимнастерке. Казарин бесконечно расстегивает и застегивает их, а вместе с этими пуговицами раскрывает душу и, наоборот, прячет все живое! А еще – фуражка. Перед тем как поднять трубку и доложить о ЧП, произошедшем во вверенном ему батальоне, мой герой бесконечно долго мнет ее в руках. Прикасается к звезде на ней, и через это убеждает себя, что он - человек военнообязанный и ничего не может изменить. И эта фуражка – по сути голова: живая она (а вместе с ней и сам Казарин), способная чувствовать или же нет… Ошибается эта голова или принимает правильное решение?
С возрастом начинаешь воспринимать спектакль «Луна и листопад» глубже. Если сначала Казарин был просто человеком, который не пожалел Любомира Зуха, то сейчас в этом герое для меня важны его метания, его сомнения, его муки выбора и, конечно же, раскаяние.
Все острее с каждым годом понимаешь, что если бы не было Великой Победы, не было бы сейчас и нас. Фашизм уничтожил бы Человека! Мой дед ушел на фронт в 1943-м. И они с бабушкой специально выучились грамоте, чтобы писать друг другу письма! Я никогда не забуду своих победителей, своих родных, благодаря которым мы сегодня живем, мы играем наш спектакль…»

Актриса Дарья Толканева (Мария Тереза):
«Для меня всегда военная тема была самой волнующей. С раннего детства я читала книги, смотрела фильмы, в институте у нас были отрывки по произведениям о войне. И я, став актрисой, очень хотела сыграть в военном спектакле. Поэтому «Луна и листопад» для меня важен и ценен бесконечно.
Глядя на ветеранов, я всегда стараюсь представить, какими они были в те страшные годы. Вот совсем пожилая женщина: может быть, это она стояла перед ужасающим выбором, когда фашисты разрешали оставить в живых одного ребенка, а другого должны были расстрелять… Или может быть, она – та самая Мария Тереза, которая все бредет, бредет… В этих кирзовых сапогах – неудобных, хоть и надетых на шерстяной носок, а все равно болтающихся на ноге. Походка в них становится мужской, но идешь смелее, увереннее!
Наш спектакль настолько атмосферный, что в нем важна каждая деталь! Самая тяжелая для меня сцена – когда Любомир говорит, что со дня на день они ждут приказа наступать! Там такая эмоциональная перемена! Зух сообщает об этом с радостью, с воодушевлением, с подъемом душевным – он готовится бить немцев! Это будет его первая встреча с врагом. А Мария Тереза уже знает, ЧТО такое немцы, ЧТО такое война! И это надо на сцене прожить по-настоящему! Я всегда боюсь, что не передам это состояние, что все будет не по правде. А здесь такого нельзя допустить!
Я храню в памяти парады Победы, на которые мы каждый год ходили с семьей в родном Черногорске, а затем шли к Арке Славы, где высечены имена героев, и несли цветы, ведь там мой прадедушка значится. И очень хорошо я помню вкус гречневой каши с тушенкой, которой меня, девчонку, угостили там однажды… У меня еще жива прабабушка, которая рассказывала мне о том, как их, немцев, переселяли из деревни в Красноярский край, и они всю войну валили лес, как это было трудно, страшно…
Сколько бы ни прошло лет, этот праздник всегда будет в моем сердце. И очень хочется, чтобы о ветеранах вспоминали не только в этот день...»

Актер Антон Болдырев (Любомир Зух):
«Все происходящее на сцене мы проживаем, во все верим. Окунаешься в материал и начинаешь его постигать, понимать, чувствовать… Технически сыграть это невозможно! Любомир Зух – это моя первая роль, первое погружение – во всех смыслах! Для меня здесь все значимо! Знаете, у меня сначала было чувство неловкости от того, что люди, мои ровесники, уходили в точно такой же форме на фронт, шли в бой, а я в ней только выхожу на сцену. Но в то же время твердо осознаешь, что надев эту форму, нельзя быть нечестным – перед самим собой, партнерами, зрителем.
…Я беру в руки яблоко, брошенное Марией Терезой, – оно холодит ладони. Сцена знакомства героев долго на репетиции «не шла». Не получалась до того момента, пока я не задумался: почему обычное яблоко приносит солдату Зуху такую радость? А ведь если подумать, это символ той чистой, светлой радости, веры в хорошее, без которых наши деды не выиграли бы эту войну. И все как-то сложилось. Эти первые сцены спектакля – для меня, наверное, самые сложные – являются камертоном всей постановки.
Когда Любомир говорит, что возьмет Берлин, а потом освободит и Мадрид, – это не бахвальство, не пустая бравада. Это внутренняя искренняя вера в свои силы! И очень важно передать это точно!
Сейчас, когда в моей биографии появился спектакль «Луна и листопад», я не могу смотреть фильмы о войне просто как зритель – я как будто становлюсь их участником… Все чаще думаю о своих прадедушках, прошедших войну… И День Великой Победы – праздник, масштаб которого с годами не уменьшается».

Заслуженный артист Республики Башкортостан Григорий Николаев (Старшина Хомичук):
«После этого спектакля я действительно по-другому стал воспринимать Великую Отечественную войну. Мы выросли в советское время. И война в нашем сознании была событием страшным, кровавым, трагическим, но вместе с тем принято было говорить только о том, что наш народ был сильным, героически сражался и победил... А после того, как я сначала прочитал повесть «Помилование» Мустая Карима, а потом мы стали работать над спектаклем, все острее приходило осознание, что на войне было место не одним боям и подвигам. В это время, на фронтах, люди жили, любили и погибали совсем негероическими, нелепыми, несправедливыми смертями. Так произошло с сержантом, бывшим сержантом, Любомиром Зухом… «Жертва войны» – напишут ему на могильной табличке… И война для меня из некоего эпического события вдруг обрела черты совершенно реальные. Война – это живые люди, их судьбы…
И надевая настоящую военную форму, всякий раз чувствуешь невероятную ответственность. В душе возникает трепет. С бытовой точки зрения эта форма неудобна – выбивающаяся из-под ремня гимнастерка, сапоги… И этот дискомфорт дает еще большее ощущение того времени! Сразу по-другому приходится держать спину – становишься внутренне прямее.
Для меня в этом спектакле есть один очень важный момент. Это тост, который произносит мой герой в сцене с капитаном Казариным. «За матерей! За сестер! За дочек!» И когда у меня получается сказать его максимально просто, то рождается смысл – ради чего все эти люди шли воевать, побеждать, погибать! Помните фильм Калатозова «Летят журавли»? Меня поразила интонация, с которой герой Василия Меркурьева произносит: «…А кто не вернется - тем памятник до неба! И каждое имя - золотом…» Вот к такой степени правды хочется стремиться в спектакле…
День Великой Победы всегда был для меня священным праздником. Потому что две мои бабушки – труженицы тыла. Одна была медсестрой, вторая на Моторостроительном заводе собирала в цехах снаряды. Дед воевал. Прадед пропал без вести. Кажется, в третьем классе в первый раз нам, школьникам, 9 мая раздали гвоздики и повели в парк Победы. И мы дарили цветы ветеранам – их было тогда много! У всех были медали, орденские планки... И внутренне мы чувствовали, что делаем какое-то очень правильное, очень важное и нужное дело. Я помню, как широко праздновали 50-летие Победы! А сейчас – живых свидетелей тех событий остается все меньше и меньше. И как будто тех самых слез на глазах у празднующих становится тоже меньше. Не клеить на машины надписи «На Берлин!», «Повторим!» мы должны, а сделать все, чтобы та страшная война не повторилась. И мне кажется, если это станет главной идеей, то мы сможем сохранить душу по-настоящему великого праздника».
Вечером 9 мая Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан на канале в YouTube покажет трансляцию спектакля «Луна и листопад».

Сердцем к боли Великой войны прикоснулись вместе с актерами ГАРДТ Елена ПОПОВА
и Булат ГАЙНЕТДИНОВ (фото).


«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

Вернуться назад