$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…


«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

9 Мая все ближе… И все неслышнее становятся голоса тех, кто шел в атаку, кто без сна стоял у станков, кто не щадил себя ради Победы… Семьдесят пять лет назад завершилась самая страшная война. Семьдесят пять лет… С каждым годом эта дата отдаляется от нас, но масштаб ее укрупняется и требует предельной правдивости, искренности, честности и глубины каждого связанного этим Великим днем памятного события.

…«Здесь нельзя играть! Здесь все должно быть по-настоящему!» – перед каждым спектаклем «Луна и листопад» его режиссер – художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаил Рабинович обращается к каждому актеру. Они поправляют гимнастерки, ремни, берут шинели и телогрейки и выходят на сцену, чтобы прожить жизни героев, подаренных нам великим Поэтом – Мустаем Каримом. Это его повесть «Помилование» легла в основу лирической драмы, которая вот уже четырнадцать лет идет в репертуаре театра. История войны, которая «ни своему, ни врагу ничего не простит», не спишет… Соприкосновение с таким материалом, сопричастность (пусть через сценические образы!) тому времени не могли не наложить свой отпечаток на занятых в спектакле актеров.

Заслуженный артист Республики Башкортостан Николай Рихтер (Капитан Казарин):
«Тема войны во мне всегда вызывала особый трепет. Но после этого спектакля по-иному стали восприниматься очень многие вещи. Для меня одной из главных тем нашего спектакля, связанных с моим героем, стала тема готовности человека на себя принять ответственность. Казарин испугался этого и, по сути, стал виновником гибели молодого сержанта, совсем мальчишки. И всю жизнь он не может себе этого простить…
Военная форма, в которой мы выходим на сцену в нашем спектакле – это не театральные костюмы. Здесь все подлинное, и ощущения, когда надеваешь эту одежду, совершенно особые. Когда чувствуешь на плечах тяжесть солдатской шинели, не можешь существовать не по правде.
Для меня важной деталью, найденной в этом спектакле, были пуговицы на гимнастерке. Казарин бесконечно расстегивает и застегивает их, а вместе с этими пуговицами раскрывает душу и, наоборот, прячет все живое! А еще – фуражка. Перед тем как поднять трубку и доложить о ЧП, произошедшем во вверенном ему батальоне, мой герой бесконечно долго мнет ее в руках. Прикасается к звезде на ней, и через это убеждает себя, что он - человек военнообязанный и ничего не может изменить. И эта фуражка – по сути голова: живая она (а вместе с ней и сам Казарин), способная чувствовать или же нет… Ошибается эта голова или принимает правильное решение?
С возрастом начинаешь воспринимать спектакль «Луна и листопад» глубже. Если сначала Казарин был просто человеком, который не пожалел Любомира Зуха, то сейчас в этом герое для меня важны его метания, его сомнения, его муки выбора и, конечно же, раскаяние.
Все острее с каждым годом понимаешь, что если бы не было Великой Победы, не было бы сейчас и нас. Фашизм уничтожил бы Человека! Мой дед ушел на фронт в 1943-м. И они с бабушкой специально выучились грамоте, чтобы писать друг другу письма! Я никогда не забуду своих победителей, своих родных, благодаря которым мы сегодня живем, мы играем наш спектакль…»

Актриса Дарья Толканева (Мария Тереза):
«Для меня всегда военная тема была самой волнующей. С раннего детства я читала книги, смотрела фильмы, в институте у нас были отрывки по произведениям о войне. И я, став актрисой, очень хотела сыграть в военном спектакле. Поэтому «Луна и листопад» для меня важен и ценен бесконечно.
Глядя на ветеранов, я всегда стараюсь представить, какими они были в те страшные годы. Вот совсем пожилая женщина: может быть, это она стояла перед ужасающим выбором, когда фашисты разрешали оставить в живых одного ребенка, а другого должны были расстрелять… Или может быть, она – та самая Мария Тереза, которая все бредет, бредет… В этих кирзовых сапогах – неудобных, хоть и надетых на шерстяной носок, а все равно болтающихся на ноге. Походка в них становится мужской, но идешь смелее, увереннее!
Наш спектакль настолько атмосферный, что в нем важна каждая деталь! Самая тяжелая для меня сцена – когда Любомир говорит, что со дня на день они ждут приказа наступать! Там такая эмоциональная перемена! Зух сообщает об этом с радостью, с воодушевлением, с подъемом душевным – он готовится бить немцев! Это будет его первая встреча с врагом. А Мария Тереза уже знает, ЧТО такое немцы, ЧТО такое война! И это надо на сцене прожить по-настоящему! Я всегда боюсь, что не передам это состояние, что все будет не по правде. А здесь такого нельзя допустить!
Я храню в памяти парады Победы, на которые мы каждый год ходили с семьей в родном Черногорске, а затем шли к Арке Славы, где высечены имена героев, и несли цветы, ведь там мой прадедушка значится. И очень хорошо я помню вкус гречневой каши с тушенкой, которой меня, девчонку, угостили там однажды… У меня еще жива прабабушка, которая рассказывала мне о том, как их, немцев, переселяли из деревни в Красноярский край, и они всю войну валили лес, как это было трудно, страшно…
Сколько бы ни прошло лет, этот праздник всегда будет в моем сердце. И очень хочется, чтобы о ветеранах вспоминали не только в этот день...»

Актер Антон Болдырев (Любомир Зух):
«Все происходящее на сцене мы проживаем, во все верим. Окунаешься в материал и начинаешь его постигать, понимать, чувствовать… Технически сыграть это невозможно! Любомир Зух – это моя первая роль, первое погружение – во всех смыслах! Для меня здесь все значимо! Знаете, у меня сначала было чувство неловкости от того, что люди, мои ровесники, уходили в точно такой же форме на фронт, шли в бой, а я в ней только выхожу на сцену. Но в то же время твердо осознаешь, что надев эту форму, нельзя быть нечестным – перед самим собой, партнерами, зрителем.
…Я беру в руки яблоко, брошенное Марией Терезой, – оно холодит ладони. Сцена знакомства героев долго на репетиции «не шла». Не получалась до того момента, пока я не задумался: почему обычное яблоко приносит солдату Зуху такую радость? А ведь если подумать, это символ той чистой, светлой радости, веры в хорошее, без которых наши деды не выиграли бы эту войну. И все как-то сложилось. Эти первые сцены спектакля – для меня, наверное, самые сложные – являются камертоном всей постановки.
Когда Любомир говорит, что возьмет Берлин, а потом освободит и Мадрид, – это не бахвальство, не пустая бравада. Это внутренняя искренняя вера в свои силы! И очень важно передать это точно!
Сейчас, когда в моей биографии появился спектакль «Луна и листопад», я не могу смотреть фильмы о войне просто как зритель – я как будто становлюсь их участником… Все чаще думаю о своих прадедушках, прошедших войну… И День Великой Победы – праздник, масштаб которого с годами не уменьшается».

Заслуженный артист Республики Башкортостан Григорий Николаев (Старшина Хомичук):
«После этого спектакля я действительно по-другому стал воспринимать Великую Отечественную войну. Мы выросли в советское время. И война в нашем сознании была событием страшным, кровавым, трагическим, но вместе с тем принято было говорить только о том, что наш народ был сильным, героически сражался и победил... А после того, как я сначала прочитал повесть «Помилование» Мустая Карима, а потом мы стали работать над спектаклем, все острее приходило осознание, что на войне было место не одним боям и подвигам. В это время, на фронтах, люди жили, любили и погибали совсем негероическими, нелепыми, несправедливыми смертями. Так произошло с сержантом, бывшим сержантом, Любомиром Зухом… «Жертва войны» – напишут ему на могильной табличке… И война для меня из некоего эпического события вдруг обрела черты совершенно реальные. Война – это живые люди, их судьбы…
И надевая настоящую военную форму, всякий раз чувствуешь невероятную ответственность. В душе возникает трепет. С бытовой точки зрения эта форма неудобна – выбивающаяся из-под ремня гимнастерка, сапоги… И этот дискомфорт дает еще большее ощущение того времени! Сразу по-другому приходится держать спину – становишься внутренне прямее.
Для меня в этом спектакле есть один очень важный момент. Это тост, который произносит мой герой в сцене с капитаном Казариным. «За матерей! За сестер! За дочек!» И когда у меня получается сказать его максимально просто, то рождается смысл – ради чего все эти люди шли воевать, побеждать, погибать! Помните фильм Калатозова «Летят журавли»? Меня поразила интонация, с которой герой Василия Меркурьева произносит: «…А кто не вернется - тем памятник до неба! И каждое имя - золотом…» Вот к такой степени правды хочется стремиться в спектакле…
День Великой Победы всегда был для меня священным праздником. Потому что две мои бабушки – труженицы тыла. Одна была медсестрой, вторая на Моторостроительном заводе собирала в цехах снаряды. Дед воевал. Прадед пропал без вести. Кажется, в третьем классе в первый раз нам, школьникам, 9 мая раздали гвоздики и повели в парк Победы. И мы дарили цветы ветеранам – их было тогда много! У всех были медали, орденские планки... И внутренне мы чувствовали, что делаем какое-то очень правильное, очень важное и нужное дело. Я помню, как широко праздновали 50-летие Победы! А сейчас – живых свидетелей тех событий остается все меньше и меньше. И как будто тех самых слез на глазах у празднующих становится тоже меньше. Не клеить на машины надписи «На Берлин!», «Повторим!» мы должны, а сделать все, чтобы та страшная война не повторилась. И мне кажется, если это станет главной идеей, то мы сможем сохранить душу по-настоящему великого праздника».
Вечером 9 мая Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан на канале в YouTube покажет трансляцию спектакля «Луна и листопад».

Сердцем к боли Великой войны прикоснулись вместе с актерами ГАРДТ Елена ПОПОВА
и Булат ГАЙНЕТДИНОВ (фото).


«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

«Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой»…

Дата создание новости 8-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 361     Номер: 31(13410)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.