$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

ЗВЁЗДЫ СЦЕНЫ

"И арфой многострунной чудный голос прозвучал"

К 90-летию со дня рождения заслуженного артиста Башкортостана Ивана Ивашкова


"И арфой многострунной чудный голос прозвучал"

Со школьных лет меня завораживал романс Надира из оперы Жоржа Бизе "Искатели жемчуга". Чёрная тарелка репродуктора голосом то Ивана Козловского, то Сергея Лемешева, позже - Геннадия Пищаева источала нежную истому: "В сиянии ночи лунной её я увидал, и арфой многострунной чудный голос прозвучал". Так хотелось послушать оперу полностью! Но даже в Кировском театре, где я часто бывала в свои ленинградские студенческие годы, она не шла.

Каково же было моё изумление, когда, приехав в Уфу, обнаружила в афише местного театра это название. Позже узнала, что труппа БГТОиБ раньше всех в стране, в 1961 году, поставила "Искателей жемчуга", а певец Иван Ивашков первым воплотил на сцене образ Надира. Спектакль полюбила публика, он стал одним из самых посещаемых - только в 1962 году был показан двадцать раз. Огромный успех на его долю выпадал во время гастролей по городам Союза. В Тамбове, например (удивительное совпадение!), городе моей школьной юности, где я впервые и услышала чарующую мелодию, для "Искателей жемчуга" были назначены дополнительные спектакли в дневные часы, чтобы удовлетворить как можно больше жаждущих встречи с оперой меломанов.
В последующие годы, постоянно посещая Башкирский государственный театр оперы и балета, я радовалась, когда обнаруживала в программке среди исполнителей имя полюбившегося певца. Чудный голос Ивана Ивашкова - лирический тенор полного диапазона, нежнейшего тембра - передавал самые тонкие переживания оперных героев, будь то средневековый Герцог или морской офицер Пинкертон, боярин Лыков или граф Альмавива, поэтичный Ленский, влюбленный Водемон, страдающий Альфред... В "Борисе Годунове" Ивашков появлялся в партии Юродивого на считанные минуты, но как много успевал сказать, передать, заставлял задуматься, понять, содрогнуться...
Кроме богатого голоса, природа одарила его красивой внешностью, незаурядными актерскими способностями, доброй душой и трудолюбием. Прибавьте сюда великолепную вокальную школу, полученную в Московской государственной консерватории, где в это же время учились Ирина Архипова, Николай Гяуров, Евгений Кибкало, Тамара Милашкина, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Алла Соленкова...
Лично с Иваном Григорьевичем я познакомилась, уже работая в театре. В 2001 году отмечалось 75-летие со дня рождения певца. В его честь на сцене БГТОиБ был представлен спектакль "Евгений Онегин" на музыку Петра Ильича Чайковского с солистом Большого театра Андреем Дунаевым в партии Ленского. С женой Ивашкова, музыковедом Эльмирой Мингажевной Давыдовой, мы уже дружили. Я знала историю их любви, знала о том, как юная студентка-театралка влюбилась в красавца Ленского, какое сильное чувство получила в ответ, как они поженились, вырастили дочку и к упомянутому времени прожили в согласии почти сорок лет... Но подробности биографии Ивана Григорьевича мне открылись впервые. И какой же она оказалась яркой и драматичной!
...Раннее его детство прошло на Украине, где в начале 1930-х годов свирепствовали голод и смерть. Потом семья переехала в Воронеж. Установившееся было благополучие нарушила война, оккупация. Отца расстреляли фашисты, 15-летнего Ваню с матерью взяли в плен и должны были отправить в Германию, но им удалось бежать. В 1944 году, когда Воронеж уже освободили, Иван Ивашков вступил в ряды Советской Армии. Служил в молодёжном стрелковом полку, готовился стать бронебойщиком, был ротным запевалой. На талантливого юношу обратил внимание руководитель ансамбля песни и пляски Советской Армии, и вскоре Иван Ивашков стал артистом коллектива, а после войны - солистом ансамбля Московского военного округа. Это было полезное и очень интересное время, насыщенная творческая жизнь, дружба с талантливыми коллегами, например, с известным впоследствии эстрадным певцом Кола Бельды и другими. Самому Ивашкову судьба предназначила иную стезю. В 1949 году он вернулся в Воронеж к матери, пошел заниматься в училище искусств, пел в военном окружном ансамбле, играл на скрипке. Наконец, 5 лет в Московской государственной консерватории в классе профессора Николая Озерова, работа в Перми, а с 1960 года он солист нашего театра. Блистательный дебют в партии Ленского сразу прославил его и сделал кумиром публики.
Напомню, что 1960-1970-е годы называют золотым веком Башкирского оперного. Руководителями театра, его дирижерами были яркие личности. Они понимали, что музыкальный спектакль - это не только голоса, это ещё зрелищность, актёрская игра. Теперь трудно поверить, но в сезон готовили от пяти до семи премьер. За пультом стояли такие дирижёры, как Исай Альтерман, Нариман Сабитов, Валерий Руттер, Гайнетдин Муталов... Труппа славилась крепкими, талантливыми солистами: Владимир Голубев, Борис Раисов, Пётр Кукотов, Маргарита Ланда, Нина Бызина, Мария Бриткова, Сажида Галимова, Жигания Рахматуллина, Нажия Аллаярова, Флюра Нагуманова, Райса Ахмадеева... Ну просто невозможно всех назвать!
За 20 лет заслуженный артист Башкортостана Иван Ивашков спел более тридцати ведущих партий в русских и зарубежных классических операх, а еще в национальных, современных советских композиторов... Множество ролей сыграно было и в опереттах. Часто его партнерами становились приглашенные на спектакль известные артисты - Евгения Мирошниченко, румынские и болгарские вокалисты. У Ивашкова был богатейший концертный репертуар - романсы, народные мелодии. На радио есть записи песен Загира Исмагилова, Хусаина Ахметова, Наримана Сабитова, Рауфа Муртазина, Рафика Сальманова в исполнении Ивана Григорьевича.
С 1980 года Иван Ивашков преподавал в Уфимском училище искусств, передавая ученикам огромный опыт, мастерство, богатство души. Он гордился своими учениками. Хасан Усманов - лауреат Международных конкурсов, Анфар Хужин - лауреат Республиканского конкурса имени Газиза Альмухаметова, Айрат Яфаев - солист театра оперетты в Екатеринбурге, Дмитрий Хохлов пел тогда в Малом оперном в Санкт-Петербурге.
...Мы сидим с Эльмирой Мингажевной в её небольшой квартирке, перебираем фотографии, газетные вырезки со статьями об Иване Григорьевиче, вспоминаем яркие или просто забавные эпизоды их жизни. Естественно, вновь звучит рассказ о том, как на вопрос руководителя военного ансамбля, какой у него голос, молоденький солдат уверенно ответил: "Трагический тенор!", вызвав у того снисходительную улыбку. Что-то из личного... Например, Эльмира долго не могла перейти в общении с возлюбленным на ты, и однажды он в сердцах воскликнул: "Когда целуются, не говорят ВЫ!" Всплывают и случаи из гастрольной жизни... В общем, всё такое живое, никуда не уходящее, пронзительное. Зря Эльмира Мингажевна переживает, что, мол, Ивана Ивашкова уж и не помнят. Его помнят в театре, о нем с благодарностью отзываются ученики. А в истории оперного искусства его страницы значительны и нетленны.

Нина ЖИЛЕНКО.
На Снимках: в партии Ленского; ему и скрипка покорялась.
Фото из семейного архива.


"И арфой многострунной чудный голос прозвучал"

Дата создание новости 11-10-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 955     Номер: 155(13053)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.