Главная > КУЛЬТУРА > Гульназ Абдуллина: «Сорок семь струн сплошного наслаждения»
Гульназ Абдуллина: «Сорок семь струн сплошного наслаждения»8-03-2019. |
Когда зеленый дёрн мой скроет прах, Когда, простясь с недолгим бытиём, Я буду только звук в твоих устах, Лишь тень в воображении твоём; Когда друзья младые на пирах Меня не станут поминать вином, Тогда возьми простую арфу ты, Она была мой друг и друг мечты. Повесь её в дому против окна, Чтоб ветер осени играл над ней, И чтоб ему ответила она Хоть отголоском песен прошлых дней; Но не проснётся звонкая струна Под белоснежною рукой твоей, Затем что тот, кто пел твою любовь, Уж будет спать, чтоб не проснуться вновь. Михаил Лермонтов Арфа (от итальянского – arpa) – струнный щипковый инструмент, один из самых древних в истории культуры. Простейшие типы арф были известны ещё в Древнем Египте. Подлинный расцвет игры на арфе наступает в конце XIX века. Особую роль приобретает арфа в симфоническом оркестре (впервые – у Гектора Берлиоза). А вот что рассказывает нам про этот инструмент Гульназ Абдуллина: - Сегодня Национальный симфонический оркестр Башкортостана имеет в своей коллекции музыкальных инструментов прекрасную арфу известной фирмы «Lyonand Healy», за которую я села в 2012 году, сразу после окончания Санкт-Петербургской государственной консерватории. Это большая классическая арфа, имеющая сорок семь струн. Её главная деталь – деревянная колонна, на которой изображены витиеватые узоры, и это именно та часть инструмента, которая словно парит над оркестром, её видно даже с последнего ряда концертного зала. Интересно, что до начала XIX века арфа была без педалей и гораздо меньше по размерам. В 1811 году французский мастер Себастьян Эрар изобрёл двойную педаль, благодаря чему у композиторов появилась возможность писать пьесы для арфы во всех тональностях. Так мир узнал имена композиторов-арфистов: Феликса Годефруа, Николя Бокса и Генриетты Ренье. Своё же первое выступление с НСО помню как сейчас. Это было сложнейшее произведение Мориса Равеля «Интродукция и Аллегро». В моём репертуаре есть особенно любимые мною произведения, в числе которых фортепианные пьесы Клода Дебюсси «Арабеска» и «Лунный свет» в переложении для арфы. Сегодня я веду свой класс арфы в Среднем специальном музыкальном колледже и в Уфимской детской школе искусств. Среди моих учениц - пятиклассница Анна-Дара Чарыева, которую уже знают не только в Уфе, но и в других городах Башкортостана и России. В прошлом сезоне малышка Анна-Дара впервые выступила с НСО, исполнив «Лирическую пьесу» Рафика Сальманова. Слушателям, которые собираются прийти 17 апреля в Государственный концертный зал «Башкортостан», открою секрет. Я вновь выступлю с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, но на сей раз это будет премьера произведения композитора Эмиля Дельтура – «Джазовое концертино». Пожелаю всем в этот день заняться арфотерапией и, конечно, поздравляю прекрасных женщин с наступающим праздником! Подготовила Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ. Вернуться назад |