Главная > КУЛЬТУРА > О Музыке, которая звучит в душе и наяву
О Музыке, которая звучит в душе и наяву30-05-2025. |
![]() Не знаю, как у вас, читатель, а у меня нередко бывает такое: человек далеко от тебя, а ощущение, что он близко, идет по жизни рядом с тобой. То есть ты определенно знаешь, что он твой единомышленник, соратник, друг. Как-то давно познакомилась я с двумя представителями Уфимского клуба филофонистов – Евгением Литючим и Радиславом Гараевым, записала к себе в телефон их номера – и до сих пор у меня ощущение, что они где-то в зоне обозримого присутствия… И пересекаемся мы не слишком часто, но если вдруг встретимся, то как близкие знакомые. Недавно опять посчастливилось повидаться. Попала на заседание Уфимского клуба филофонистов, что проходило в Юношеской библиотеке. И вот еще одно везение, просто счастье! – встреча была посвящена ВИОЛОНЧЕЛИ! Не скрою, автор данных строк имеет в биографии детскую музыкальную школу – по классу именно виолончели! И скучает страшно, периодически думая: вот бы вернуться в детство и поиграть... Все-таки любимый инструмент! Поводом для этой встречи с Радиславом Мугаллимовичем Гараевым стала приближающаяся дата в его судьбе – 90-летие со дня рождения! И вот он передо мной! Орлиный профиль, твердый взгляд, уверенный тон, напор… И невероятный опыт за плечами! Вел упомянутое уже заседание клуба филофонистов как раз Радислав Гараев. Некогда назвав его имя в одной статье, написанной в память о другом представителе этого клуба, Анатолии Петровиче Иванове, ныне я активно пополнила информацию о Гараеве из замечательной статьи в «Вечерней Уфе». Название – насыщено смыслами. «О высоком – в судьбе человека, музыке, технологиях и небе». «Вечерка» столь объемно, полно, с неисчислимыми деталями рассказала о Радиславе Мугаллимовиче, что ощущение родства с ним многократно укрепилось, как будто на самом деле мы единокровники. Итак, виолончель! Бывают же совпадения… Мы в процессе новой встречи слушали на заседании клуба виолончелистов! Причем названо было не менее десятка самых ярких, самых талантливых. Ах, как тонко умудрялся докладчик соединять свое живое, трепетное чувство по отношению к выбранным им представителям «круга небожителей» с четким знанием необходимых, по его мнению, фактов из их биографий! В какой-то момент аналитическое «рацио» отключалось, и звучали сонаты: Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Пабло Казальса, Карла Марии фон Вебера – Григория Пятигорского… Собравшиеся вдруг увидели на экране то, как симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Кихот» играет Мстислав Ростропович, и то, как дирижирует легендарный Герберт фон Караян… И вот теперь, после этой встречи в Юношеской библиотеке, я осознаю, как со следующей фигурой гараевского повествования – феноменальной английской виолончелисткой Жаклин дю Пре изменилась моя жизнь. С того дня я ищу в Сети и нахожу все, что можно отыскать о ней. Например, балет «Виолончелистка» в Королевском театре Британии. В том действе виолончель – человек, великолепный артист балета. «На нем», образно выражаясь, играет балерина, а «он» владеет ею, ее душой и всей жизнью. Собственно, в этом балете читается история самой Жаклин дю Пре. Ее трагическая судьба (Джеки, так Жаклин называли, последние 14 лет своей жизни провела в инвалидном кресле и ушла из этого мира 42-летней…) столь остро затронула мою душу, благодаря повествованию Радислава Гараева… Радислав Мугаллимович, оказывается, заслуженный работник транспорта БАССР, прослуживший в уфимском аэропорту много лет… В свое время он спаял вокруг себя филофонистов, начав это благородное дело в 1976-м, клуб пережил лихие 90-е, когда его лишили помещения, и добился-таки возможности продолжить свою деятельность. Любовь к музыке, неподдельный интерес к композиторам, исполнителям, записям, видеофильмам были выше обстоятельств! А недавно мне посчастливилось познакомиться с брошюрой под названием «Вхождение в мир музыки». Написал ее сам Радислав Гараев. Издана она очень маленьким тиражом, но мне повезло – читаю и восхищаюсь. Есть же на свете такие самоотверженные любители музыки! Вместо резюме написано: «Основная задача брошюры – познакомить читателя с жизнью автора, всецело посвященной ознакомлению с шедеврами классической музыки, коллекционированию записей и созданию собственной фонотеки». Вы представляете – всецело (!) жизнь человека посвящена ознакомлению с музыкой, ее шедеврами. Работая в музыке, а это моя профессия, – я завидую Радиславу Гараеву, – будучи занятой уроками, заданиями, учениками, мне, пожалуй, нельзя сказать, что вся моя жизнь посвящена ознакомлению с музыкой!.. …Поводом для разговора нашего с вами, читатель, про Радислава Мугаллимовича, повторю, стала приближающаяся солидная дата в его биографии – 90-летие со дня рождения. Столько лет служения музыке на его счету, и такой огромный опыт коллекционера! На мой взгляд, сам герой данной публикации выглядит прекрасно. Мне кажется, что его поддерживает эмоциональный посыл страстного пропагандиста-популяризатора. В упомянутой ранее статье из «Вечерки» много интересного. Приведены главные биографические даты. Позаимствую оттуда, ибо больше взять мне негде: «Радислав Мугаллимович в свое время поступил в Рижское авиационное училище, а в 1958 году – в Киевский институт гражданской авиации, с 1967-го по 2007‑й работал в Уфимском объединенном авиаотряде, авиакомпании "БАЛ", возглавлял там лабораторию, обеспечивавшую исправность (имеется в виду электронная начинка) всех воздушных судов». А теперь – сведения о его коллекции: «аудио CD-диски производства многих стран (более 600); видеокассеты с записями (более 400). Некоторые из них не встречаются на новых носителях формата DVD; видео DVD-диски (примерно 2100). Большинство из них уже представлены в формате высокой четкости; только опер насчитывается около 700, и так далее... Теперь отдельные разделы – музыкальная энциклопедия, посвященная композиторам, документальные фильмы о музыкантах, художественные фильмы о выдающихся композиторах и музыкантах… систематизированный электронный каталог. На виниловые диски, аудио CD-диски и видеокассеты VHS кроме электронного имеется также бумажный вариант каталога». Это – сведения из выпуска «Вечерней Уфы» 2017 года. Справедливо тогда в публикации был задан вопрос: как применить все эти богатства на пользу города, всех любителей музыки? На него отвечает, скажем так, деятельность клуба филофонистов! Но, пожалуй, только частично. Актуальность заданного вопроса остается! Подводя итог, скажу: Радислав Гараев, на мой взгляд, входит в десятку самых крупных собирателей «музыкальных богатств». Он, вновь процитирую «Вечернюю Уфу»: «не просто "последний из могикан". Нет, он рыцарь, который, быть может, даже не осознает того, что всю жизнь исповедует идеалы высокой духовности!». Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото предоставлено Уфимским клубом филофонистов. Вернуться назад |