О Музыке, которая звучит в душе и наяву

Не знаю, как у вас, читатель, а у меня нередко бывает такое: человек далеко от тебя, а ощущение, что он близко, идет по жизни рядом с тобой. То есть ты определенно знаешь, что он твой единомышленник, соратник, друг.
Как-то давно познакомилась я с двумя представителями Уфимского клуба филофонистов – Евгением Литючим и Радиславом Гараевым, записала к себе в телефон их номера – и до сих пор у меня ощущение, что они где-то в зоне обозримого присутствия… И пересекаемся мы не слишком часто, но если вдруг встретимся, то как близкие знакомые.
Недавно опять посчастливилось повидаться. Попала на заседание Уфимского клуба филофонистов, что проходило в Юношеской библиотеке. И вот еще одно везение, просто счастье! – встреча была посвящена ВИОЛОНЧЕЛИ! Не скрою, автор данных строк имеет в биографии детскую музыкальную школу – по классу именно виолончели! И скучает страшно, периодически думая: вот бы вернуться в детство и поиграть... Все-таки любимый инструмент!
Поводом для этой встречи с Радиславом Мугаллимовичем Гараевым стала приближающаяся дата в его судьбе – 90-летие со дня рождения! И вот он передо мной! Орлиный профиль, твердый взгляд, уверенный тон, напор… И невероятный опыт за плечами!
Вел упомянутое уже заседание клуба филофонистов как раз Радислав Гараев. Некогда назвав его имя в одной статье, написанной в память о другом представителе этого клуба, Анатолии Петровиче Иванове, ныне я активно пополнила информацию о Гараеве из замечательной статьи в «Вечерней Уфе». Название – насыщено смыслами. «О высоком – в судьбе человека, музыке, технологиях и небе». «Вечерка» столь объемно, полно, с неисчислимыми деталями рассказала о Радиславе Мугаллимовиче, что ощущение родства с ним многократно укрепилось, как будто на самом деле мы единокровники.
Итак, виолончель! Бывают же совпадения… Мы в процессе новой встречи слушали на заседании клуба виолончелистов! Причем названо было не менее десятка самых ярких, самых талантливых. Ах, как тонко умудрялся докладчик соединять свое живое, трепетное чувство по отношению к выбранным им представителям «круга небожителей» с четким знанием необходимых, по его мнению, фактов из их биографий! В какой-то момент аналитическое «рацио» отключалось, и звучали сонаты: Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Пабло Казальса, Карла Марии фон Вебера – Григория Пятигорского… Собравшиеся вдруг увидели на экране то, как симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Кихот» играет Мстислав Ростропович, и то, как дирижирует легендарный Герберт фон Караян…
И вот теперь, после этой встречи в Юношеской библиотеке, я осознаю, как со следующей фигурой гараевского повествования – феноменальной английской виолончелисткой Жаклин дю Пре изменилась моя жизнь. С того дня я ищу в Сети и нахожу все, что можно отыскать о ней. Например, балет «Виолончелистка» в Королевском театре Британии. В том действе виолончель – человек, великолепный артист балета. «На нем», образно выражаясь, играет балерина, а «он» владеет ею, ее душой и всей жизнью. Собственно, в этом балете читается история самой Жаклин дю Пре.
Ее трагическая судьба (Джеки, так Жаклин называли, последние 14 лет своей жизни провела в инвалидном кресле и ушла из этого мира 42-летней…) столь остро затронула мою душу, благодаря повествованию Радислава Гараева…
Радислав Мугаллимович, оказывается, заслуженный работник транспорта БАССР, прослуживший в уфимском аэропорту много лет… В свое время он спаял вокруг себя филофонистов, начав это благородное дело в 1976-м, клуб пережил лихие 90-е, когда его лишили помещения, и добился-таки возможности продолжить свою деятельность. Любовь к музыке, неподдельный интерес к композиторам, исполнителям, записям, видеофильмам были выше обстоятельств!
А недавно мне посчастливилось познакомиться с брошюрой под названием «Вхождение в мир музыки». Написал ее сам Радислав Гараев. Издана она очень маленьким тиражом, но мне повезло – читаю и восхищаюсь. Есть же на свете такие самоотверженные любители музыки! Вместо резюме написано: «Основная задача брошюры – познакомить читателя с жизнью автора, всецело посвященной ознакомлению с шедеврами классической музыки, коллекционированию записей и созданию собственной фонотеки». Вы представляете – всецело (!) жизнь человека посвящена ознакомлению с музыкой, ее шедеврами. Работая в музыке, а это моя профессия, – я завидую Радиславу Гараеву, – будучи занятой уроками, заданиями, учениками, мне, пожалуй, нельзя сказать, что вся моя жизнь посвящена ознакомлению с музыкой!..
…Поводом для разговора нашего с вами, читатель, про Радислава Мугаллимовича, повторю, стала приближающаяся солидная дата в его биографии – 90-летие со дня рождения. Столько лет служения музыке на его счету, и такой огромный опыт коллекционера! На мой взгляд, сам герой данной публикации выглядит прекрасно. Мне кажется, что его поддерживает эмоциональный посыл страстного пропагандиста-популяризатора.
В упомянутой ранее статье из «Вечерки» много интересного. Приведены главные биографические даты. Позаимствую оттуда, ибо больше взять мне негде: «Радислав Мугаллимович в свое время поступил в Рижское авиационное училище, а в 1958 году – в Киевский институт гражданской авиации, с 1967-го по 2007‑й работал в Уфимском объединенном авиаотряде, авиакомпании "БАЛ", возглавлял там лабораторию, обеспечивавшую исправность (имеется в виду электронная начинка) всех воздушных судов».
А теперь – сведения о его коллекции:
«аудио CD-диски производства многих стран (более 600);
видеокассеты с записями (более 400). Некоторые из них не встречаются на новых носителях формата DVD;
видео DVD-диски (примерно 2100). Большинство из них уже представлены в формате высокой четкости; только опер насчитывается около 700, и так далее...
Теперь отдельные разделы – музыкальная энциклопедия, посвященная композиторам, документальные фильмы о музыкантах, художественные фильмы о выдающихся композиторах и музыкантах… систематизированный электронный каталог. На виниловые диски, аудио CD-диски и видеокассеты VHS кроме электронного имеется также бумажный вариант каталога». Это – сведения из выпуска «Вечерней Уфы» 2017 года.
Справедливо тогда в публикации был задан вопрос: как применить все эти богатства на пользу города, всех любителей музыки? На него отвечает, скажем так, деятельность клуба филофонистов! Но, пожалуй, только частично. Актуальность заданного вопроса остается!
Подводя итог, скажу: Радислав Гараев, на мой взгляд, входит в десятку самых крупных собирателей «музыкальных богатств». Он, вновь процитирую «Вечернюю Уфу»: «не просто "последний из могикан". Нет, он рыцарь, который, быть может, даже не осознает того, что всю жизнь исповедует идеалы высокой духовности!».
Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото предоставлено Уфимским клубом филофонистов.
Фото предоставлено Уфимским клубом филофонистов.
30-05-2025
(0) Просмотров: 13 Номер: 38(13873) Версия для печати