Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > И преподаватели устали от удаленки?
И преподаватели устали от удаленки?26-05-2020. |
Министерство науки и высшего образования совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования узнали отношение преподавателей вузов к резкому переходу на дистанционное образование, спровоцированному пандемией коронавируса. Как они восприняли кардинальную смену и условий работы, и личной жизни? Что получилось сразу, а с чем до сих пор не получается смириться? Опрошено около 34 тысяч человек по всей России. Результаты исследования показали: преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения и лояльно относятся к происходящему. Но психологически многие не могут принять ситуацию. И это понятно: резкий разрыв с традиционным очным обучением дается нелегко всем, вне зависимости от направлений подготовки, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя. Но сложнее всего тем, кто преподает технические и экспериментальные дисциплины, которые в обычной жизни требуют максимального контакта со студентом, обилия практических и лабораторных занятий. Две группы преподавателей однозначно оптимистичны в своих взглядах на дистант. Это те, кто работает в области военного образования, и те, кто видит в онлайн-форматах возможность индивидуального подхода к учебе в вузе. 91% всех опрошенных согласны: в нынешней ситуации переход на дистанционное обучение был необходимой мерой. 83% практически постоянно находятся в онлайне на мобильных и стационарных устройствах, а 75% высоко оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях. Данные опроса говорят о том, что преподаватели вузов уверенно пользуются интернетом и чувствуют себя в онлайн-среде «в своей тарелке». Но нельзя забывать и о том, что резкий скачок из оффлайна в онлайн нарушил привычный образ жизни преподавателей, «полетел» сложившийся уклад, распорядок дня, где были распределены не только во времени, но и в пространстве работа и отдых. 60% преподавателей честно признались: из дома работать не нравится. У 34% опрошенных нет места для комфортного проведения занятий. У большей части педагогов стало меньше свободного времени и возникло представление о росте рабочей нагрузки - об этом рассказали 86%. Да и в целом большинство, конечно, считают, что свои занятия лучше проводить в очном формате. Так что внутривузовской «пиар-кампании» у дистанционного образования, скорее всего, не будет. Но вирус пока диктует свои условия. Текущий радикальный переход на дистант, если и вызывает недовольство преподавателей, то связано оно в большей степени не с уровнем квалификации, а с разрушением привычного уклада жизни. Не исключено, что подобная реакция связана и с резким, практически одномоментным переходом на непривычные для многих формы работы: большинство преподавателей в самом начале еще не обладали необходимыми навыками работы в онлайне и вынуждены были проходить «нулевой цикл» в их освоении. Вероятно, с приобретением подобных навыков и развитием необходимой инфраструктуры ситуация может измениться. Какие риски в дистанционном образовании видят преподаватели вузов? Это: - спад у студентов мотивации к обучению; - нехватка у студентов навыков для поддержания самодисциплины и усердия; - эмоциональные срывы как у студентов, так и у преподавателей; - рост нагрузки на преподавателей; - невозможность контролировать уровень знаний; - ограничение в ряде направлений (прежде всего, технических, математических) на дистанционную передачу знаний; - формализация процессов образования, склонность к шаблонным решениям. Интересно, что те, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение, как правило, видят будущее высшего образования как сферу свободных и индивидуальных форматов передачи знаний. Вернуться назад |