Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Нет труда – и не беда?

Нет труда – и не беда?


12-09-2023.
Нет труда – и не беда?


Законодательные инициативы и решения на высшем уровне, касающиеся образования, всегда вызывали неоднозначную реакцию. В основном негативную, но я об отрадном... Похоже, в иные государственные головушки сегодня пришло понимание того, что копирование западных стандартов в конечном итоге к хорошему не приводит и у нас есть свой богатый опыт и свои ценности. Один из законов, принятый на федеральном уровне нынешним летом, лично меня очень и очень порадовал. Но, к моему величайшему удивлению, он вызвал в обществе весьма неоднозначную реакцию…
Ну как, взявшись за школьную тему, не вспомнить свои детство и отрочество! В нашей старой доброй одиннадцатой школе, что располагалась на углу Ленина и Октябрьской Революции, с печами-голландками в классах и чугунными каминами в коридорах, был очень колоритный школьный двор. Здесь всегда колыхалось настоящее людское море, так как ежедневно сюда привозили на продажу мясное рагу и страждущие выстраивались в очередь еще с раннего утра. Протиснувшись сквозь толпу, мы оказывались в школьных мастерских, где у нас проходили уроки труда. Как мы любили этот сдвоенный урок под названием «Труд»! Мы пилили, строгали, что-то мастерили, а девчонки в соседнем помещении осваивали азы кройки и шитья. Преподавателями-«трудовиками» у нас всегда были пожилые простые и незлобивые мужики в классических синих халатах и вошедших в фольклор неизменных бере-тах. Деревянные и металлические стружки летели во все стороны: мы мастерили табуреты, рукояти для инструментов и прочие вещи, что не могло не вызывать гордость в наших мальчишеских душах – могем! Особо рукастым дозволялось самостоятельно (понятное дело, под неусыпным наблюдением учителя) работать на токарном деревообрабатывающем станке. Я входил в число этих счастливчиков, и в моем портфеле в день, когда был урок труда, всегда лежал очередной подарок для бабушки. Почему толь-ко для бабушки? Да потому, что токарный станок позволяет изготавливать исключительно так называемые тела вращения – тарел-ки, вазы, балясины или, например, шахматные пешку, ладью или слона. Мастерства для изготовления тех же деревянных плошек или тарелок у нас не хватало, и потому кто-то вытачивал барабанные палочки, кто-то шахматные пешки. Я же наловчился изготав-ливать древний инструмент прядильщиц – веретено. И гордо приносил своей постоянно что-то вяжущей бабушке очередное ору-дие, которое она принимала с благодарной улыбкой. Затем выдвигала из-под кровати чемодан и укладывала подарок к уже доброй полусотне разнокалиберных веретен…
С самого детства, благодаря своему мастеровитому отцу, я умел сносно обращаться с любым, в том числе и электрическим, ин-струментом. Но тем не менее, именно на школьных уроках труда я научился и многому другому. А сколько полезного извлекли для себя те мои одноклассники, которые, например, воспитывались только матерью!
Физический труд в школе был вполне естествен, и мы с удовольствием что-то таскали из класса в класс, с этажа на этаж, помога-ли собирать мебель… Как относились к этому родители? Только с одобрением! Никто тогда и представить себе не мог такую си-туацию: увидев, что ее сын переносит шкафы или столы, мамаша хватается за сердце – мол, заставляют ее чадо заниматься непо-сильным трудом! Невозможная в те годы коллизия сегодня не просто естественна и реальна – иной родитель ничтоже сумняшеся и в суд подаст за такой «кошмар». А в наше время, если ты, загуляв после школы на пару часов с друзьями где-нибудь в сквере, в качестве оправдания говорил дома «мы в школе шкафы таскали», это было железной отмазкой, которая вызывала у родителей толь-ко чувство глубокого удовлетворения…
Само собой разумеющимися были и дежурства по классу, по школе. После уроков дежурная пара мальчик-девочка принимались за уборку класса. Пацаны поднимали стулья и таскали свежую воду, а девочки драили полы.
«Эк что вспомнил! – воскликнут сейчас многие, - нынче времена другие, нечего наших чад к грязной работе привлекать!» Увы. Вот и растут белоручки и барчуки, не знающие, что такое элементарная физическая работа, но хорошо знающие свои права. И это на фоне потакания со стороны родителей. Попробуйте попросить что-то сделать ребенка – завтра со скандалом прибегут к дирек-тору! Не все, конечно, далеко не все, а именно каждый десятый, что показал опрос…
О каком же опросе речь? Его провел в своем Telegram–канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. Провел после многочислен-ных обращений с просьбой ввести в школе трудовое воспитание. Опрос показал, что здравомыслящих родителей, которые сие поддерживают, большинство, а если быть точнее, то 90 процентов. 28 июля нынешнего года был принят Закон о включении тру-дового воспитания в обязательную часть школьного образования. Закон был принят единогласно и сразу в первом чтении. Замеча-тельно? Как бы не так! Немногочисленная, но очень уж активная группа родителей бурю в интернетном «стакане» все же устроила. «Дети должны учиться, а не мыть полы, для этого есть клининговая служба!» - пафосно восклицали одни. «Умственный труд, ко-торым заняты наши дети, – это тоже труд!» - уже откровенно передергивали понятия другие. Так и задумаешься: во благо новый закон или нет?
Все, конечно, не так просто. И я не буду спорить с теми, кто скажет мне, что «трудовики» в беретах, сколачивание табуретов, мытье полов да кройка халатов – это уже поросшее мхом прошлое. Соглашусь: вернуть все в том же виде, в котором было, сего-дня не позволят многие обстоятельства. Руководители школ уже сейчас говорят о больших проблемах с техникой безопасности, - мол, кто будет отвечать, если ребенок травмируется, работая на швейной машинке или токарном станке? А разве полвека назад такой вопрос не стоял? Вроде как связывают руки и суровые СанПиНы: а будет ли детская уборка в классе соответствовать стандар-там клининговых требований? Не улыбайтесь, читатель, это действительно более или менее серьезные препятствия, которые нужно преодолевать. Но ведь сегодня речь не идет о станках. Законодатели обсуждали посильную работу на пришкольном участке, свя-занную с посадкой цветов, деревьев. Также речь идет об оформлении школьных пространств. Почему бы не подежурить в классе, просто следя за чистотой? Или содержание школьной доски в чистом виде тоже должно производиться в строгом соответствии с Сан­ПиНами? А разве уход и содержание в порядке памятников героев, территории вокруг Вечного огня, мемориалов – это не трудовое воспитание? Ведь речь идет не о непосильном труде, мы сегодня говорим о воспитании в детях чувства единства, умения взаимодействовать в социуме. Взращивая белоручек, мы превратили в профанацию многие полезные в былые времена именно отно-сительно воспитания начинания. Помните, как мы когда-то дружно ходили по квартирам, спрашивая, нет ли макулатуры? Как дружно сдавали собранное, как соревновались между классами? Соревнуются в этом и сегодня, но только родители. Сбор макула-туры происходит так: к школе подъезжают папаши с гружеными багажниками. Побеждает тот класс, в котором кто-то умудрился пригнать со своего предприятия «Газель» с тонной бумаги. Участие детей в этом в лучшем случае сводится только к присутствию при оном…
Когда я с десяток лет назад ругал своего старшего за плохую оценку по химии, он мне вполне резонно отвечал: «Папа, я научусь решать химические формулы и выучу валентности всех веществ, если ты мне, будущему музыканту, сейчас приведешь хоть один пример, как это мне пригодится в жизни! Лучше бы кран чинить учили». Я, конечно, в ответ говорил то, что говорят миллионы родителей: «Сынок, раз это в программе, значит, это надо знать и учить». Прекрасно понимая, что по большому счету он прав. Замечательно, что сегодня существует разделение в старших классах по склонностям и интересам и тех же гуманитариев не шибко мучают (надеюсь!) теми же химическими уравнениями. А вот как быть с починкой крана? Скажем шире – с элементарными быто-выми навыками? Читаю безапелляционные мнения: «Это раньше слесаря или электрика надо было ждать неделю, и потому все уме-ли сами. Сегодня нашим детям нечего этим морочить голову!»
Слесарю – слесарево… А давайте спросим у девушек, какой парень им нравится больше – тот, что и полку приколотит, и розет-ку починит, или тот, кто сразу потянется к телефону? Речь не о том, что рукастый мужик облегчит быт или сэкономит средства. Речь о том, что именно тот мужик достоин уважения, который и пилу, и молоток в руках держать умеет. У нас такое воспитание и такая ментальность. Или уже все не так, милые будущие жены? Живут же люди с другими понятиями, и живут прекрасно. Да что далеко за примером ходить! Звонят мне раз живущие в Уфе друзья, японцы: «У нас кран капает! Это же катастрофа! Куда нам зво-нить?» Я оказался рядом и предложил никого не вызывать, а просто в течение пяти минут поменял прокладку в кране. Дети Страны восходящего солнца наблюдали за этим с нескрываемым изумлением: «Вы это умеете?! Но Вы же не слесарь?!» Я заверил моих друзей, что в России это умеет каждый мужик. «Вы шутите? Мы в Японии даже лампочку менять вызываем специального человека. Скажите, а зачем Вы этому научились?» Признаюсь, читатель, я не знал, что на это ответить. Но когда мне сын говорит, что он хочет уметь чинить кран и разобраться в элементарной проводке в недрах настольной лампы – это, по моему глубокому убежде-нию, нормально.
Сегодня есть урок под названием «Технология», он вроде как заменил урок труда. Дети занимаются каким-то простым рукодели-ем, в старших классах осваивают вещи посложнее – робототехнику, например. Но до сих пор никто не объясняет, как вкрутить электролампочку. Не улыбайтесь, читатель, многие действительно этого не умеют. Мы же не хотим отставать от Японии!
Вячеслав ГОЛОВ.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.

Вернуться назад