$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ТРЕБУЕТСЯ ОБСУДИТЬ…

Нет труда – и не беда?


Нет труда – и не беда?


Законодательные инициативы и решения на высшем уровне, касающиеся образования, всегда вызывали неоднозначную реакцию. В основном негативную, но я об отрадном... Похоже, в иные государственные головушки сегодня пришло понимание того, что копирование западных стандартов в конечном итоге к хорошему не приводит и у нас есть свой богатый опыт и свои ценности. Один из законов, принятый на федеральном уровне нынешним летом, лично меня очень и очень порадовал. Но, к моему величайшему удивлению, он вызвал в обществе весьма неоднозначную реакцию…
Ну как, взявшись за школьную тему, не вспомнить свои детство и отрочество! В нашей старой доброй одиннадцатой школе, что располагалась на углу Ленина и Октябрьской Революции, с печами-голландками в классах и чугунными каминами в коридорах, был очень колоритный школьный двор. Здесь всегда колыхалось настоящее людское море, так как ежедневно сюда привозили на продажу мясное рагу и страждущие выстраивались в очередь еще с раннего утра. Протиснувшись сквозь толпу, мы оказывались в школьных мастерских, где у нас проходили уроки труда. Как мы любили этот сдвоенный урок под названием «Труд»! Мы пилили, строгали, что-то мастерили, а девчонки в соседнем помещении осваивали азы кройки и шитья. Преподавателями-«трудовиками» у нас всегда были пожилые простые и незлобивые мужики в классических синих халатах и вошедших в фольклор неизменных бере-тах. Деревянные и металлические стружки летели во все стороны: мы мастерили табуреты, рукояти для инструментов и прочие вещи, что не могло не вызывать гордость в наших мальчишеских душах – могем! Особо рукастым дозволялось самостоятельно (понятное дело, под неусыпным наблюдением учителя) работать на токарном деревообрабатывающем станке. Я входил в число этих счастливчиков, и в моем портфеле в день, когда был урок труда, всегда лежал очередной подарок для бабушки. Почему толь-ко для бабушки? Да потому, что токарный станок позволяет изготавливать исключительно так называемые тела вращения – тарел-ки, вазы, балясины или, например, шахматные пешку, ладью или слона. Мастерства для изготовления тех же деревянных плошек или тарелок у нас не хватало, и потому кто-то вытачивал барабанные палочки, кто-то шахматные пешки. Я же наловчился изготав-ливать древний инструмент прядильщиц – веретено. И гордо приносил своей постоянно что-то вяжущей бабушке очередное ору-дие, которое она принимала с благодарной улыбкой. Затем выдвигала из-под кровати чемодан и укладывала подарок к уже доброй полусотне разнокалиберных веретен…
С самого детства, благодаря своему мастеровитому отцу, я умел сносно обращаться с любым, в том числе и электрическим, ин-струментом. Но тем не менее, именно на школьных уроках труда я научился и многому другому. А сколько полезного извлекли для себя те мои одноклассники, которые, например, воспитывались только матерью!
Физический труд в школе был вполне естествен, и мы с удовольствием что-то таскали из класса в класс, с этажа на этаж, помога-ли собирать мебель… Как относились к этому родители? Только с одобрением! Никто тогда и представить себе не мог такую си-туацию: увидев, что ее сын переносит шкафы или столы, мамаша хватается за сердце – мол, заставляют ее чадо заниматься непо-сильным трудом! Невозможная в те годы коллизия сегодня не просто естественна и реальна – иной родитель ничтоже сумняшеся и в суд подаст за такой «кошмар». А в наше время, если ты, загуляв после школы на пару часов с друзьями где-нибудь в сквере, в качестве оправдания говорил дома «мы в школе шкафы таскали», это было железной отмазкой, которая вызывала у родителей толь-ко чувство глубокого удовлетворения…
Само собой разумеющимися были и дежурства по классу, по школе. После уроков дежурная пара мальчик-девочка принимались за уборку класса. Пацаны поднимали стулья и таскали свежую воду, а девочки драили полы.
«Эк что вспомнил! – воскликнут сейчас многие, - нынче времена другие, нечего наших чад к грязной работе привлекать!» Увы. Вот и растут белоручки и барчуки, не знающие, что такое элементарная физическая работа, но хорошо знающие свои права. И это на фоне потакания со стороны родителей. Попробуйте попросить что-то сделать ребенка – завтра со скандалом прибегут к дирек-тору! Не все, конечно, далеко не все, а именно каждый десятый, что показал опрос…
О каком же опросе речь? Его провел в своем Telegram–канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. Провел после многочислен-ных обращений с просьбой ввести в школе трудовое воспитание. Опрос показал, что здравомыслящих родителей, которые сие поддерживают, большинство, а если быть точнее, то 90 процентов. 28 июля нынешнего года был принят Закон о включении тру-дового воспитания в обязательную часть школьного образования. Закон был принят единогласно и сразу в первом чтении. Замеча-тельно? Как бы не так! Немногочисленная, но очень уж активная группа родителей бурю в интернетном «стакане» все же устроила. «Дети должны учиться, а не мыть полы, для этого есть клининговая служба!» - пафосно восклицали одни. «Умственный труд, ко-торым заняты наши дети, – это тоже труд!» - уже откровенно передергивали понятия другие. Так и задумаешься: во благо новый закон или нет?
Все, конечно, не так просто. И я не буду спорить с теми, кто скажет мне, что «трудовики» в беретах, сколачивание табуретов, мытье полов да кройка халатов – это уже поросшее мхом прошлое. Соглашусь: вернуть все в том же виде, в котором было, сего-дня не позволят многие обстоятельства. Руководители школ уже сейчас говорят о больших проблемах с техникой безопасности, - мол, кто будет отвечать, если ребенок травмируется, работая на швейной машинке или токарном станке? А разве полвека назад такой вопрос не стоял? Вроде как связывают руки и суровые СанПиНы: а будет ли детская уборка в классе соответствовать стандар-там клининговых требований? Не улыбайтесь, читатель, это действительно более или менее серьезные препятствия, которые нужно преодолевать. Но ведь сегодня речь не идет о станках. Законодатели обсуждали посильную работу на пришкольном участке, свя-занную с посадкой цветов, деревьев. Также речь идет об оформлении школьных пространств. Почему бы не подежурить в классе, просто следя за чистотой? Или содержание школьной доски в чистом виде тоже должно производиться в строгом соответствии с Сан­ПиНами? А разве уход и содержание в порядке памятников героев, территории вокруг Вечного огня, мемориалов – это не трудовое воспитание? Ведь речь идет не о непосильном труде, мы сегодня говорим о воспитании в детях чувства единства, умения взаимодействовать в социуме. Взращивая белоручек, мы превратили в профанацию многие полезные в былые времена именно отно-сительно воспитания начинания. Помните, как мы когда-то дружно ходили по квартирам, спрашивая, нет ли макулатуры? Как дружно сдавали собранное, как соревновались между классами? Соревнуются в этом и сегодня, но только родители. Сбор макула-туры происходит так: к школе подъезжают папаши с гружеными багажниками. Побеждает тот класс, в котором кто-то умудрился пригнать со своего предприятия «Газель» с тонной бумаги. Участие детей в этом в лучшем случае сводится только к присутствию при оном…
Когда я с десяток лет назад ругал своего старшего за плохую оценку по химии, он мне вполне резонно отвечал: «Папа, я научусь решать химические формулы и выучу валентности всех веществ, если ты мне, будущему музыканту, сейчас приведешь хоть один пример, как это мне пригодится в жизни! Лучше бы кран чинить учили». Я, конечно, в ответ говорил то, что говорят миллионы родителей: «Сынок, раз это в программе, значит, это надо знать и учить». Прекрасно понимая, что по большому счету он прав. Замечательно, что сегодня существует разделение в старших классах по склонностям и интересам и тех же гуманитариев не шибко мучают (надеюсь!) теми же химическими уравнениями. А вот как быть с починкой крана? Скажем шире – с элементарными быто-выми навыками? Читаю безапелляционные мнения: «Это раньше слесаря или электрика надо было ждать неделю, и потому все уме-ли сами. Сегодня нашим детям нечего этим морочить голову!»
Слесарю – слесарево… А давайте спросим у девушек, какой парень им нравится больше – тот, что и полку приколотит, и розет-ку починит, или тот, кто сразу потянется к телефону? Речь не о том, что рукастый мужик облегчит быт или сэкономит средства. Речь о том, что именно тот мужик достоин уважения, который и пилу, и молоток в руках держать умеет. У нас такое воспитание и такая ментальность. Или уже все не так, милые будущие жены? Живут же люди с другими понятиями, и живут прекрасно. Да что далеко за примером ходить! Звонят мне раз живущие в Уфе друзья, японцы: «У нас кран капает! Это же катастрофа! Куда нам зво-нить?» Я оказался рядом и предложил никого не вызывать, а просто в течение пяти минут поменял прокладку в кране. Дети Страны восходящего солнца наблюдали за этим с нескрываемым изумлением: «Вы это умеете?! Но Вы же не слесарь?!» Я заверил моих друзей, что в России это умеет каждый мужик. «Вы шутите? Мы в Японии даже лампочку менять вызываем специального человека. Скажите, а зачем Вы этому научились?» Признаюсь, читатель, я не знал, что на это ответить. Но когда мне сын говорит, что он хочет уметь чинить кран и разобраться в элементарной проводке в недрах настольной лампы – это, по моему глубокому убежде-нию, нормально.
Сегодня есть урок под названием «Технология», он вроде как заменил урок труда. Дети занимаются каким-то простым рукодели-ем, в старших классах осваивают вещи посложнее – робототехнику, например. Но до сих пор никто не объясняет, как вкрутить электролампочку. Не улыбайтесь, читатель, многие действительно этого не умеют. Мы же не хотим отставать от Японии!
Вячеслав ГОЛОВ.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.

Дата создание новости 12-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 358     Номер: 63(13716)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.