Главная > ОБЩЕСТВО > Елена АХМАДЕЕВА: «Если мы все будем читать Аксакова, мир станет лучше!»
Елена АХМАДЕЕВА: «Если мы все будем читать Аксакова, мир станет лучше!»7-10-2022. |
Одним из лучших руководителей лауреатов 2022 года юбилейной Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени Сергея Тимофеевича Аксакова стала представитель Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна, председатель цикловой комиссии художественно графического направления Елена Ахмадеева. За плодотворную научную деятельность в области исследования и популяризации жизни и творчества Сергея Аксакова и его семьи преподаватель специальности «Дизайн» Елена Ахмадеева вновь была поощрена денежной премией. Добавим, что в первый раз ее успешная педагогическая деятельность была отмечена премией Совета городского округа в 2019 году. В преддверии Дня учителя мы встретились с Еленой Анатольевной и попросили ответить на наши вопросы. - Что для Вас лично значит творчество Аксакова? - В детстве я, конечно, слышала сказку «Аленький цветочек» и видела одноименный чудесный мультфильм, созданный еще в 1952-м. Я знала, что писатель - наш земляк и в его честь проводятся важные мероприятия, но почему-то прежде в данную тему не погружалась. Может быть, не готова была к этому внутренне. Не было рядом со мной человека, который бы мне сказал: «Иди туда!» Видимо, все в жизни приходит в свое время. У меня оно наступило в 2013 году, когда я вела в колледже музейную практику и побывала со студентами в Мемориальном доме-музее писателя. Посещала его не впервые, была там, будучи студенткой. Не знаю, как это случилось, но именно когда я пришла в музей со своими ребятами, во мне словно все перевернулось! Рассказ экскурсовода меня так захватил… Она поведала о том, где лежал и болел дедушка Аксакова, а он боялся туда заглянуть, затем мы прошли дальше по всем комнатам и слушали рассказ о каждой из них. Мне кажется, что я даже забыла в тот момент о ребятах и тоже почувствовала себя студенткой. Не знаю, что произошло, но показалось, что вся эта история поселилась во мне, и я почувствовала себя частичкой прошлой жизни. Мне очень понравился дом: он достаточно скромный, но очень уютный и семейный. Не сомневаюсь, что сохранился в первозданном виде. Сегодня мы привыкли к большим площадям, порой даже не видим там близких людей. А в музее настолько все небольшое: его детская кровать, помещения, где проходили балы, где пили чай, комнатка няни… Студенты после экскурсии потихоньку ушли, а я осталась. Ходила, смотрела, сравнивала… В 2018 году у нас в колледже работала преподаватель Наталья Владимировна Тютюгина, она вела предмет «История искусств». Ее пригласили в жюри конкурса на соискание Премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова. Наталья Владимировна обратилась ко мне с вопросом: «А не хотели бы Вы поучаствовать?» У меня возникло чувство, что все в этот момент сошлось, и я ответила: «С удовольствием!» Мои студенты перешли тогда на второй курс. Я посмотрела положение конкурса, в каких номинациях мы можем себя проявить. Тогда я еще не представляла, что это за состязание, каковы его условия, кто оценивает проекты. Номинации были очень серьезные, исследовательские, и я решила попробовать. В то время вела у ребят курс «Народное творчество», они изучали тему «Орнамент», и я каждому из них дала задание. Кто-то готовил матрешку, другой – шкатулку, третий – тарелку из сказки «Аленький цветочек». Также ребята получили задание выполнить элементы сказки «Аленький цветочек» в технике батика. Студенческие работы были маленькие, количество наших ребят-участников огромным, вся стена оформлена их творческими опытами. По тем временам это был настоящий фурор! Премию, конечно, они не получили, тем не менее пять человек жюри удостоило Благодарственных писем. Я поняла, что для победы в конкурсе должна пройти большая и глубокая работа, ведь художник не просто рисует, он мыслит… Также осознала, что готовиться к конкурсу во время уроков – ни к чему не приведет, над этим надо серьезно и напряженно работать. Чтобы выйти на успешный результат, нужно полностью погрузиться в творчество Аксакова. Провести качественную работу без изучения произведений писателя не получится. В 2018 году с членами жюри конкурса я практически не была знакома. Сейчас я знаю, что в его составе работала кандидат филологических наук Элеонора Шамилевна Файзуллина, и она очень поддерживала ребят. Защита творческих проектов проходила в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима. Элеонора Шамилевна советовала ребятам: «Расскажите, что вы хотели показать». Вместе со студентами я изучаю произведения писателя, состою в социальной сети Дома-музея «ВКонтакте». И я пришла к выводу: если мы все, взрослые и дети, будем читать Аксакова, с юных лет уделять его творчеству больше времени, мир станет лучше! Это однозначно: то, о чем писал Сергей Тимофеевич - это безграничная любовь к семье, Родине, истинный патриотизм и преданность. Если бы в то время случилась ситуация, которая сложилась ныне, уверена, что семья Аксакова была бы на передовой! Может быть, они не встали бы с оружием, но оказали бы соотечественникам поддержку, финансовую помощь. Этот конкурс потрясающий, и все мои девушки-участницы очень изменились. В их сознании прошел разворот на 180 градусов. Когда они изучают наследие Аксакова, получают премию его имени, они понимают, что это напряженный труд. На торжественной церемонии я сказала моим студентам: «Как же долго мы к этой награде шли!» Как педагог я стремлюсь к тому, чтобы ребята росли патриотами, влюбленными в свою республику, в Россию, не зависели от влияния иных иностранных фильмов и псевдокультуры. - Расскажите, пожалуйста, подробнее о работах Ваших студентов, ставших лауреатами Аксаковской премии. - Кукольный спектакль по «Аленькому цветочку», который мы разработали с Аделиной Ягудиной, подготовлен для дошкольников. Это мобильная сказка, в которой дети непосредственно сами принимают участие. Все куклы – съемные, задник сцены тоже. Декорации могут меняться, и тогда это может быть уже другое действо, например, сказка «Морозко». Ребятишки сами рисуют своих персонажей и что-то могут менять. Они не только все вместе создают текст, но и пробуют себя как художники. Основная наша идея: с очень раннего возраста следует приучать детей к отечественной литературе. Следующие конкурсные работы – с Дианой Латыповой и Динарой Хаматшиной - настенный календарь и книга, которые тематически между собой связаны. В них собраны проекты всех лауреатов премии прошлых лет. Но это только то, что нам удалось найти. К сожалению, не все, что было создано лауреатами Премии, сохранилось. Календарь разрабатывался с точки зрения функциональности – он должен отвечать определенным требованиям: даты, числа. По каждому году у нас используются разные цитаты из «Очерка зимнего дня», из произведений «Буран», «Детские годы Багрова-внука», «Про весну» и других: что Сергей Тимофеевич писал о январе, феврале, марте… Найти все это невозможно, не изучив творчество писателя. На фоне календаря объединяющий мотив - русская роспись. На январь, к примеру, мы использовали гжель, в феврале фоном мезенская роспись, в марте – городецкая. Это все то, что сделано именно народными умельцами, а Сергей Аксаков – истинно народный писатель. Главная наша работа, с которой мы начали, - книга «Тридцать лет с Аксаковым». В ней мы собрали информацию, фотоматериалы о лауреатах Премии прошлых лет и их руководителях, все, что удалось найти. Именно благодаря творчеству писателя я познакомилась с очень интересным человеком и красивой женщиной, кандидатом филологических наук Элеонорой Файзуллиной. Она нам очень помогла в подготовке издания. Хранительницей всего архива оказалась Элеонора Шамилевна. Она предоставила нам все фотографии, творческие работы, содействовала в написании текстов, поиске контактных телефонов и адресов. Если бы не она, книги бы не было! Я по жизни перфекционист, и если берусь делать что-то, довожу до идеала. У студентов огромный потенциал, главное – правильно их мотивировать! Мои студенты при подготовке конкурсных работ проводят огромную работу, порой плачут, если что-то не получается и я проекты не принимаю, прошу переделать. Но потом они звонят и благодарят: «Спасибо. Вы научили нас жизни!» Беседовала Гузель ЮСУПОВА. НА СНИМКЕ: Елена Ахмадеева со своими студентами, победителями Аксаковской премии Динарой Хаматшиной, Аделиной Ягудиной и Дианой Латыповой. Фото из архива Елены Ахмадеевой. Вернуться назад |