$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Елена АХМАДЕЕВА: «Если мы все будем читать Аксакова, мир станет лучше!»


Елена АХМАДЕЕВА: «Если мы все будем читать Аксакова, мир станет лучше!»

Одним из лучших руководителей лауреатов 2022 года юбилейной Премии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени Сергея Тимофеевича Аксакова стала представитель Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна, председатель цикловой комиссии художественно графического направления Елена Ахмадеева.

За плодотворную научную деятельность в области исследования и популяризации жизни и творчества Сергея Аксакова и его семьи преподаватель специальности «Дизайн» Елена Ахмадеева вновь была поощрена денежной премией. Добавим, что в первый раз ее успешная педагогическая деятельность была отмечена премией Совета городского округа в 2019 году.
В преддверии Дня учителя мы встретились с Еленой Анатольевной и попросили ответить на наши вопросы.
- Что для Вас лично значит творчество Аксакова?
- В детстве я, конечно, слышала сказку «Аленький цветочек» и видела одноименный чудесный мультфильм, созданный еще в 1952-м. Я знала, что писатель - наш земляк и в его честь проводятся важные мероприятия, но почему-то прежде в данную тему не погружалась. Может быть, не готова была к этому внутренне. Не было рядом со мной человека, который бы мне сказал: «Иди туда!» Видимо, все в жизни приходит в свое время. У меня оно наступило в 2013 году, когда я вела в колледже музейную практику и побывала со студентами в Мемориальном доме-музее писателя. Посещала его не впервые, была там, будучи студенткой. Не знаю, как это случилось, но именно когда я пришла в музей со своими ребятами, во мне словно все перевернулось!
Рассказ экскурсовода меня так захватил… Она поведала о том, где лежал и болел дедушка Аксакова, а он боялся туда заглянуть, затем мы прошли дальше по всем комнатам и слушали рассказ о каждой из них. Мне кажется, что я даже забыла в тот момент о ребятах и тоже почувствовала себя студенткой. Не знаю, что произошло, но показалось, что вся эта история поселилась во мне, и я почувствовала себя частичкой прошлой жизни. Мне очень понравился дом: он достаточно скромный, но очень уютный и семейный. Не сомневаюсь, что сохранился в первозданном виде. Сегодня мы привыкли к большим площадям, порой даже не видим там близких людей. А в музее настолько все небольшое: его детская кровать, помещения, где проходили балы, где пили чай, комнатка няни… Студенты после экскурсии потихоньку ушли, а я осталась. Ходила, смотрела, сравнивала…
В 2018 году у нас в колледже работала преподаватель Наталья Владимировна Тютюгина, она вела предмет «История искусств». Ее пригласили в жюри конкурса на соискание Премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова. Наталья Владимировна обратилась ко мне с вопросом: «А не хотели бы Вы поучаствовать?» У меня возникло чувство, что все в этот момент сошлось, и я ответила: «С удовольствием!»
Мои студенты перешли тогда на второй курс. Я посмотрела положение конкурса, в каких номинациях мы можем себя проявить. Тогда я еще не представляла, что это за состязание, каковы его условия, кто оценивает проекты. Номинации были очень серьезные, исследовательские, и я решила попробовать. В то время вела у ребят курс «Народное творчество», они изучали тему «Орнамент», и я каждому из них дала задание. Кто-то готовил матрешку, другой – шкатулку, третий – тарелку из сказки «Аленький цветочек». Также ребята получили задание выполнить элементы сказки «Аленький цветочек» в технике батика. Студенческие работы были маленькие, количество наших ребят-участников огромным, вся стена оформлена их творческими опытами. По тем временам это был настоящий фурор! Премию, конечно, они не получили, тем не менее пять человек жюри удостоило Благодарственных писем. Я поняла, что для победы в конкурсе должна пройти большая и глубокая работа, ведь художник не просто рисует, он мыслит… Также осознала, что готовиться к конкурсу во время уроков – ни к чему не приведет, над этим надо серьезно и напряженно работать. Чтобы выйти на успешный результат, нужно полностью погрузиться в творчество Аксакова. Провести качественную работу без изучения произведений писателя не получится.
В 2018 году с членами жюри конкурса я практически не была знакома. Сейчас я знаю, что в его составе работала кандидат филологических наук Элеонора Шамилевна Файзуллина, и она очень поддерживала ребят. Защита творческих проектов проходила в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима. Элеонора Шамилевна советовала ребятам: «Расскажите, что вы хотели показать».
Вместе со студентами я изучаю произведения писателя, состою в социальной сети Дома-музея «ВКонтакте». И я пришла к выводу: если мы все, взрослые и дети, будем читать Аксакова, с юных лет уделять его творчеству больше времени, мир станет лучше! Это однозначно: то, о чем писал Сергей Тимофеевич - это безграничная любовь к семье, Родине, истинный патриотизм и преданность. Если бы в то время случилась ситуация, которая сложилась ныне, уверена, что семья Аксакова была бы на передовой! Может быть, они не встали бы с оружием, но оказали бы соотечественникам поддержку, финансовую помощь.
Этот конкурс потрясающий, и все мои девушки-участницы очень изменились. В их сознании прошел разворот на 180 градусов. Когда они изучают наследие Аксакова, получают премию его имени, они понимают, что это напряженный труд. На торжественной церемонии я сказала моим студентам: «Как же долго мы к этой награде шли!» Как педагог я стремлюсь к тому, чтобы ребята росли патриотами, влюбленными в свою республику, в Россию, не зависели от влияния иных иностранных фильмов и псевдокультуры.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о работах Ваших студентов, ставших лауреатами Аксаковской премии.
- Кукольный спектакль по «Аленькому цветочку», который мы разработали с Аделиной Ягудиной, подготовлен для дошкольников. Это мобильная сказка, в которой дети непосредственно сами принимают участие. Все куклы – съемные, задник сцены тоже. Декорации могут меняться, и тогда это может быть уже другое действо, например, сказка «Морозко». Ребятишки сами рисуют своих персонажей и что-то могут менять. Они не только все вместе создают текст, но и пробуют себя как художники. Основная наша идея: с очень раннего возраста следует приучать детей к отечественной литературе.
Следующие конкурсные работы – с Дианой Латыповой и Динарой Хаматшиной - настенный календарь и книга, которые тематически между собой связаны. В них собраны проекты всех лауреатов премии прошлых лет. Но это только то, что нам удалось найти. К сожалению, не все, что было создано лауреатами Премии, сохранилось. Календарь разрабатывался с точки зрения функциональности – он должен отвечать определенным требованиям: даты, числа. По каждому году у нас используются разные цитаты из «Очерка зимнего дня», из произведений «Буран», «Детские годы Багрова-внука», «Про весну» и других: что Сергей Тимофеевич писал о январе, феврале, марте… Найти все это невозможно, не изучив творчество писателя.
На фоне календаря объединяющий мотив - русская роспись. На январь, к примеру, мы использовали гжель, в феврале фоном мезенская роспись, в марте – городецкая. Это все то, что сделано именно народными умельцами, а Сергей Аксаков – истинно народный писатель.
Главная наша работа, с которой мы начали, - книга «Тридцать лет с Аксаковым». В ней мы собрали информацию, фотоматериалы о лауреатах Премии прошлых лет и их руководителях, все, что удалось найти. Именно благодаря творчеству писателя я познакомилась с очень интересным человеком и красивой женщиной, кандидатом филологических наук Элеонорой Файзуллиной. Она нам очень помогла в подготовке издания. Хранительницей всего архива оказалась Элеонора Шамилевна. Она предоставила нам все фотографии, творческие работы, содействовала в написании текстов, поиске контактных телефонов и адресов. Если бы не она, книги бы не было!
Я по жизни перфекционист, и если берусь делать что-то, довожу до идеала. У студентов огромный потенциал, главное – правильно их мотивировать! Мои студенты при подготовке конкурсных работ проводят огромную работу, порой плачут, если что-то не получается и я проекты не принимаю, прошу переделать. Но потом они звонят и благодарят: «Спасибо. Вы научили нас жизни!»

Беседовала Гузель ЮСУПОВА.
НА СНИМКЕ: Елена Ахмадеева со своими студентами, победителями Аксаковской премии Динарой Хаматшиной, Аделиной Ягудиной и Дианой Латыповой.
Фото из архива
Елены Ахмадеевой.

Дата создание новости 7-10-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 352     Номер: 69(13631)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.