$ - 91.9829
€ - 100.2432

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!


Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

Огромная голова змея (он же дракон, он же дэв) уже готова, впрочем, тело сказочного чудовища длиной в восемь метров тоже собрано, представляя собой бесконечную гусеницу из различных сочленений, напоминающих невероятного размера пяльцы. Вот только тканью «горыныча» обтянут на месте, где-то возле Арт-Квадрата, поскольку в противном случае доставить хвостатого в район дислокации будет чрезвычайно сложно – слишком уж велик… Этот персонаж, характерный для жемчужин фольклора разных народов нашей страны (вот только имя его претерпевает всяческие изменения), станет частью карнавального шествия Второго фестиваля уличных театров «АЙДА-фест», который стартует в Уфе накануне Дня города, а на следующий день, 12 июня, естественнейшим образом вольется в торжества, связанные с праздником столицы Башкортостана.

А создавалось огромное чудище в цехах Уфимского театра юного зрителя по эскизам сценографа Санкт-Петербургского уличного театра «НОС» Марьяны Ковальчук. И изготовлено оно руками мастеров из цехов нашего ТЮЗа Евгения Михайловича Васильева – главного художника Театра юного зрителя, Виктора Анатольевича Дементьева, Фарита Абдулловича Хаматова и Марселя Наилевича Гараева.
А дело все в том, что Уфимский ТЮЗ ныне стал одной из ударных сил по проведению торжеств в честь Дня рождения нашего города. Специально к этому празднику муниципальный театр готовит спектакль «Ер», и это первый опыт ТЮЗа в такой стилистике, свойственной именно уличному театру. Для его постановки был приглашен режиссер, обладающий большим опытом подобных спектаклей. Речь об Анастасии Гайнановой, выпускнице режиссерского отделения УГИИ, известного всем директора знаменитого уфимского Театра в гриме «De Bufo», а также любимой большинством поклонников этого коллектива актрисе. Работа началась в первых числах мая, и поскольку Анастасия Муратовна в тот момент находилась за пределами Башкортостана, изначально все проходило в формате онлайн, а тренинги с актерами, впервые прикоснувшимися к ремеслу уличных лицедеев, проводил друг и соратник Насти по творчеству режиссер Руслан Абраров. Мало-помалу актеры ТЮЗа вошли во вкус, и когда силуэт будущего спектакля стал проявляться все явственней, энергия закипела в полную силу. Кстати, что касается содержательной составляющей проекта «Ер». Основу постановки режиссер Гайнанова собирала на основе народных легенд и преданий, безусловно, какие-то мотивы вам будут знакомы, но не стоит искать канонического сходства с первоисточниками. Учтите, что формат спектакля уличного театра отличается от действа, привычного зрителю, регулярно посещающему театры стационарные. В общем, создатели стремились найти некую общечеловеческую составляющую, которая была бы близка и понятна представителям самых разных народов (а таковых в Башкирии проживает огромное количество), дабы то, что люди увидят, заставило их улыбнуться и порадоваться, легко «считав» текст…

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

…В момент репетиции мы и застали виновников торжества, наведавшись к ним в здание ТЮЗа на улице Юрия Гагарина, 16/2. А теперь объясним читателю, почему мы называем хозяев этого дома, стены которого и поныне напоминают о том, что Театр юного зрителя обретается в бывшей бойлерной, виновниками торжества. Все просто – 3 июля нынешнего года Уфимский ТЮЗ отмечает свое десятилетие. Именно сей факт, немаловажный в истории такого юного и такого стойкого коллектива, мужественно существующего и доказывающего свое право на самоопределение вопреки множеству обстоятельств, о которых большинство известных всем театров и понятия не имеют, и сподвиг нас на нынешний визит.

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

…Вкусив в фойе, где шла репетиция, бытийной радости от того, сколь мощно бьет воображаемым копытом, стараясь произвести впечатление на свою возлюбленную (Виктория Емелева), легендарный тулпар (Дмитрий Широнин), мы заглянули в зал, сцена коего превратилась в палубу шхуны «Испаньола», отправляющейся на поиски сокровищ, спрятанных капитаном Флинтом на необитаемом острове. Ввод актера Азата Маликова на роль Доктора Ливси, который и выступает рассказчиком в романе шотландца Роберта Стивенсона, проходил под строгим приглядом режиссера Полины Шабаевой, с капитанского мостика одергивающей не только болтливого сквайра Трелони (Никита Кислухин), педантичного капитана Смоллетта (Артур Ризванов) и мечтательного юнгу Джима Хокинса (Михаил Вернигоров), но и расхорохорившихся пиратов. В общем, у Полины Анатольевны не забалуешь… Ввод актера в сложившийся уже и не раз сыгранный спектакль, каковым, скажем, является упомянутый «Остров сокровищ», дело непростое и, как правило, муторное. В общем, чтобы никому не мешать и особо в зале не светиться, мы принимаем приглашение директора коллектива Арслана Айдаровича Зубайдуллина и отправляемся с ним на улицу Баязита Бикбая, где в помещении тоже бывшей бойлерной, словно капля воды, напоминающей здание самого театра располагаются цеха ТЮЗа – столярный, бутафорский, декорационный, пошивочный… Там-то мы и увидели почти готового Дэва, уникальный костюм Лешего, в котором в шествии Фестиваля «АЙДА-фест» по улицам Уфы пройдет актер Виталий Андреев (наряд лешака, также созданный по эскизам петербурженки Марьяны Ковальчук, уже почти готов – на наших глазах последние мелкие штрихи «наносила» художник-декоратор Надежда Чуклина). Рядом лежала очаровательная куничка, которой, разросшись до пятиметровой длины, предстоит также поучаствовать в уже не раз упомянутом параде участников фестиваля уличных театров. Постояв у Надежды над душой, мы переходим в «пошивку», где над красивой тканью колдуют, тихо переговариваясь, художник по костюмам Татьяна Владимировна Шафикова и закройщица Елена Владимировна Токарева. Все заняты, процесс идет непрерывно, поскольку до торжеств, выпадающих на 12 июня, остаются считаные дни. Так что разговаривать с нами сотрудникам цехов некогда, и мы уже не стали испытывать их терпение и просить показать нам почти готовый костюм Коня, который ждет в соседнем помещении того момента, когда его примерит освободившийся от репетиции Дима Широнин. Короче, потоптались-потоптались, походили самостоятельно, подивились тому, в каких тяжелых условиях трудятся местные умельцы, и распрощались…

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

В самом ТЮЗе к нашему возвращению стало тише, поскольку «пираты» свою репетицию завершили, народ разошелся по гримеркам (их количество для труппы в тридцать человек – мизерно), кто-то попал в мастеровитые руки гримера-пастижера Марины Поповой, которая вдохновенно колдует над прической «клиента», кто-то уткнулся в текст роли, кто-то отдает должное бутерброду и чаю… За эти несколько проведенных в театре часов мы исходили отнюдь не вместительное здание вдоль и поперек, поражаясь тому, как его обитатели, не говорим уж о хозяйстве, каковое с учетом текущего репертуара – а это более двадцати пяти спектаклей (декорации, реквизит, костюмы), размещается в столь скупом на квадратные метры пространстве.
…Уфимский театр юного зрителя, изначально родившийся (как идея) на основе театральной студии «Маска», за эти десять лет преодолел огромный путь, в каком-то смысле пройдя процесс инициации и доказав всем скептикам свое право на жизнь. Полноценную творческую жизнь. В судьбе этого театра все шло с преодолением, ему ничего не доставалось просто. Сколько усилий вкладывал в то, чтобы его детище состоялось, отец-основатель ТЮЗа, его первый директор и режиссер Юрий Карманов! Сколько порогов высоких кабинетов обил Юрий Михайлович – не счесть! Маленькая, решительная труппа держалась, обороняя свою высоту. Старшие братья по цеху, которые поначалу относились к новому коллективу снисходительно, даже с некоторым сомнением, в один прекрасный момент вдруг с изумлением обнаружили, что в Сипайлово подрос собственно конкурент, который по количеству креативных идей бьет «монстров театральной индустрии» влет. Достаточно сказать, что «Драмквадратик», который ныне взял под крыло Башкирский академический театр, был взлелеян в колыбели ТЮЗа, подарив оному нового зрителя и подняв волну искреннего, живого интереса к театру в бойлерной со стороны ярко и нестандартно мыслящей молодежи. А читки! Ведь в числе тех, кто чуть ли не первым стал устраивать публичные читки пьес, был ТЮЗ, взявший на вооружение вполне оправдавший себя образовательный проект «PROЧТЕНИЕ». Кстати, буквально на днях в рамках его в Лайфстайл центре «Башкирия» прошла читка пьесы татарского драматурга Ильгиза Зайниева «Дитя» (режиссер Полина Шабаева), которую перевел на русский язык Нияз Игламов. Читка пьесы, которую ТЮЗ взял в работу с перспективой на следующий сезон, имела очень большой успех у молодежной аудитории, живо обсуждавшей все услышанное. Кстати, у этого направления деятельности Театра юного зрителя уже есть свои фанаты, которые приезжают на «PROЧТЕНИЕ» из самых разных, несмотря на расстояние, концов города. Что касается фанатов, то сипайловцы, у коих раньше было, прямо скажем, весьма немного присутственных мест, в которые они могли бы пойти и сами, и, естественно, с детьми, искренне полюбили Уфимский ТЮЗ, постепенно учатся тому, как надо вести себя в театре. И после каждого посещения ими спектакля соцсети буквально взрываются от комментариев, радостных откликов и фоторепортажей зрителей.
Не помним также за последнее время ни одного события городского масштаба, в коем бы не участвовал этот коллектив. Но, надеемся, город понимает, что это не группа аниматоров при столичной Администрации. Мэрия имеет дело с креативно мыслящими, чрезвычайно творческими людьми. Поэтому любое выступление ТЮЗа, будь то День Победы, юбилей народного поэта Башкортостана Мустая Карима, День города, наконец, о чем речь шла выше, выливается в яркое нестандартное действо. Достаточно также сказать, что у ТЮЗа на сегодня, быть может, самый лучший завмуз в республике. И под чутким руководством Людмилы Николаевны Клинушиной Театр юного зрителя запел. И как запел! Артисты с вокальными данными приносят своему коллективу лауреатские дипломы и призы Российских фестивалей самого разного ранга. Напомним: только что из Челябинска, с XV Всероссийского конкурса актерской песни имени Клавдии Ивановны Шульженко актрисы нашего ТЮЗа Ульяна Дементьева, Александра Кузнецова и Мария Ямалеева-Зверева привезли очередной знак отличия. Они участвовали в юбилейных торжествах этого конкурса, уже став его лауреатами ранее. И девушек наших, запомнившихся публике и полюбившихся, организаторы пригласили в очередной раз украсить событие, отметив их новым «наградным листом».

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

И во всем, что связано с основной деятельностью театра, ТЮЗ тоже старается держать планку. Вспомним хотя бы то, что он одним из первых в регионах обратился к бестселлеру лауреата премии «Ясная Поляна» и номинанта «Большой книги» Наринэ Юрьевны Абгарян «Манюня». И результат говорит сам за себя, ведь на этот спектакль и по сию пору рвется вся Уфа.
А количество призов театральных фестивалей самого высокого уровня, которые привозит в Уфу муниципальный театр юного зрителя, бьет все рекорды. Ни одна поездка нашего ТЮЗа не остается без награды. Он зарекомендовал себя во многих городах и республиках, каковые готовы сотрудничать с ним, предлагая обменные гастроли. И это замечательно, существует только одно но… Приглашать своих друзей в гости ТЮЗ не может по причине того, что сцена его, мягко говоря, несовершенна и не готова встречать приезжие коллективы… Напомним также, что, приняв участие в Международном фестивале спектаклей для детей «КЕЕДА» в Элисте и показав спектакль «Похищение Джони Дорсета», который режиссер Полина Шабаева поставила по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих», директор Уфимского ТЮЗа Арслан Зубайдуллин принял из рук официальных лиц Благодарственное письмо Правительства Республики Калмыкия. И это своего рода показатель уровня и качества постановок возглавляемого им театра!

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

…Арслан Айдарович, сменивший на директорском посту ушедшего на пенсию Юрия Михайловича Карманова, человек, выросший в творческой семье, поработавший в свое время в БГТОиБ и изнутри знающий жизнь театра. Он очень дипломатичен, умеет выстраивать, как сейчас говорят, коммуникации; наделен талантом слушать и слышать людей. С первых же месяцев, отсмотрев все спектакли текущего репертуара, новый директор стал говорить о том, что у него в театре служат самые талантливые актеры. И это чудесное подтверждение того, что в ТЮЗ пришел человек, которому здесь все дорого, все ценно. В театре действительно хорошая, крепкая труппа, которой по силам самые дерзкие идеи и проекты, подтверждением чему является то, что ТЮЗ решил попробовать себя в одном из самых древних видов театрального искусства, каковым является уличный театр. С этого мы, собственно, и начали разговор об Уфимском ТЮЗе. И привлечение к этому эксперименту режиссера Анастасии Гайнановой, нам кажется, даст самые интересные результаты, поскольку Анастасия Муратовна натура одаренная, и даже ее дипломный проект в свое время стал самым первым в республике спектаклем-квестом. То есть можно предположить, что ТЮЗ, который, как ему и положено, очень активно работает с молодежной аудиторией, еще не единожды удивит всех нас.

Творчество для ТЮЗа отнюдь не обуза!

Мы уж не упоминаем в этом тексте все лаборатории и другие не менее интересные начинания театра. Дело, собственно, за решением вопроса, касающегося подходящего для этого коллектива здания. Но, кстати, и он в юбилейный для муниципального театра год сдвинулся с мертвой точки. Новое помещение определено, и хотя работа, связанная с его реконструкцией, предстоит огромная, ТЮЗ не унывает и, пребывая в приподнятом настроении, готов ждать. Впрочем, это уже тема другой публикации. И мы к ней обязательно вернемся!

Илюзя КАПКАЕВА.
Лилия ЗАГИРОВА (фото).




Дата создание новости 7-06-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 2 256     Номер: 38(13600)     Версия для печати

19 марта 2024 г. №19(13763)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.