$ - 78.2117
€ - 91.6601

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Неразрывная связь

На единой цифровой платформе

На урок истории – к паровозу «Лебедянка»

Дерзкий башкир – гроза японцев

Духовики ССМК как оплот победного духа колледжа!

Неоконченная пьеса для стратегического предпоказа



Вчера Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури завершил свой юбилейный сто пятый сезон. Сезон славный, как всегда непростой, исполненный трудов и открытий, премьер, гастролей, юбилейных торжеств, обретений и, увы, потерь… Финал сезона знаменовал показ премьерного спектакля, сразу же полюбившегося зрителю – «Не успела сказать «люблю», который по повести Гульсиры Гизатуллиной поставил главный режиссер БГАТД Айрат Абушахманов.
Впереди у артистов и сотрудников театра заслуженные отпуска, но пока еще, простившись со зрителем, Башкирский академический работает, готовя очередные премьеры уже для нового, сто шестого сезона…
А мне по следам сезона ушедшего хотелось бы вослед ему откликнуться несколькими материалами, посвященными флагману национального искусства республики. И один из них – о творческой лаборатории «Драма Региона», организованной Союзом театральных деятелей Республики Башкортостан и Башкирским государственным академическим театром драмы имени Мажита Гафури, безусловно, при мощной поддержке СТД России, достаточно сказать, что в состав экспертов, которые отбирали участников лаборатории по представленным ими заранее текстам и потом работали с ними в Уфе в течение нескольких дней вошли профи из регионов РФ. (В Башкортостане кураторами проекта стали шеф-драматург Башкирского академического театра Ангиза Ишбулдина и директор уфимского Дома Актера, заместитель председателя СТД РБ Павел Бельков-Манин.)
«Вечерка» уже публиковала текст по итогам лаборатории «Драма Региона», направленной на развитие драматургии, так сказать, на местах и поддержку молодых авторов из разных республик. Но поскольку я побывала на итоговом показе эскизов и читок тех опытов, которые под строгим приглядом мэтров были созданы буквально за три дня, мне хотелось бы поделиться с читателем некоторыми наблюдениями.
Итак, в число коучей вошли легендарный основатель и арт-директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр», создатель лаборатории по современной драматургии, а также молодой режиссуры Олег Лоевский, с коим некогда мне выпало счастье общаться благодаря режиссеру Игорю Черкашину, к которому Олег Семенович приезжал на спектакли в Стерлитамакский русский театр. В состав группы коучей также вошли театральный педагог и автор социально-театральных практик Валерия Сазонова и драматург и режиссер Мария Конторович, пьесы которой – «Цыганская игла», «Колыбельная Марселя Марсо», «Дневник моего мужа», «Слон с полосатыми ушами» и другие – знают многие члены театрального сообщества Башкортостана.
Сразу же хочу привести слова, некогда произнесенные Олегом Семеновичем Лоевским, найденные мной на просторах интернета и посвященные тому, что его сподвигло организовать лабораторию молодой режиссуры в разных уголках России:
«Нет молодых режиссеров, они все ходят по Москве и ждут. Позвонили Табакову, он сказал, что перезвонит, и вот они сидят и ждут, и никто не уезжает.
Я им говорю: «Ребята, вы уедете всего на четыре дня, ну за четыре дня же ничего не случится. Сделайте сценку – еще не было эскизов полновесных, а я приведу режиссеров из Сибири, Урала, Поволжья, с Дальнего Востока. Они посмотрят – вдруг кто-то купит, позвонит, договоритесь. Чего ждать-то?»
Ну они приехали, приехали режиссеры, и начались какие-то связи. Ведь никто никого не знал. Питерские иногда не знали московских, московские – питерских. Театральный мир очень разрозненный!
Идея эскизов спектаклей – она была и до меня. Ольга Никифорова в омской «драме» приглашала режиссеров, и они делали отрывки из спектаклей, ну, такие эскизики. Мне это очень понравилось. Я начал историю сию развивать и придумал модуль лаборатории».
…Лаборатория «Драма Регион» использует принцип Олега Семеновича только отчасти, поскольку в этом проекте во главу угла ставится вопрос поиска на местах драматургов, которые выросли в этой среде, знают тонкости и особенности национального характера, проблемы, связанные с жизнью, скажем, в глубинке… И потихоньку пишут пьесы, что называется, в стол. Подчас, правда, выходят на уровень постановки, но, как правило, и следует это признать, материал у них не мастеровитый, сырой, и режиссеру, а также исполнителям приходится весьма серьезно вкладываться в работу над воплощением такого текста. И подчас это все-таки грозит неудачей.
Пусть выездная учеба, краткий курс молодого драматурга укладывается всего в три дня. И то, что выходит в свет после этих штудий, еще сыро и, безусловно, требует шлифовки. Но «три счастливых дня» для автора, который корпит над будущей пьесой под приглядом подлинных мастеров, экспертов с цепким взглядом, обладающих широтой мышления и тонким вкусом, становятся мощнейшим импульсом к дальнейшей творческой работе, развитию и самосовершенствованию.
...Не все из шести опытов в драматургии, созданные в процессе лаборатории, меня впечатлили. Никого не хочу задеть, но нельзя исключать того, что у всех участников разные образовательный ценз, культура и уровень мышления. Над иными детскими, наивными, на мой взгляд, попытками донести до читателя/зрителя что-то очень важное, в том числе и рассказать о себе, их авторам предстоит еще очень и очень потрудиться. Но три (три из шести – это немало!) эскиза, рожденных, так сказать, здесь и сейчас, хотя, уверена, они основаны на предварительных и, вполне возможно, долгих размышлениях дебютантов, произвели на меня впечатление. И это уже повод к разговору. Имена этих сочинителей, явно отмеченных печатью одаренности, я с удовольствием назову: Айбулат Сисянбаев («Научи меня быть башкиром»), Бану Кагарманова («Шторы») и Лидия Леонтьева («Это самое»).
Про Айбулата Сисянбаева, ведущего радио «Юлдаш», я уже слышала в связи с постановкой его пьесы «Буран ФМ» в деревне Кусимово Абзелиловского района. Он, член Союза писателей РБ, не так давно, в 2024 году, вошел в число победителей республиканского конкурса «Голос эпохи», представив на суд жюри свой роман «Патриот бабай» об уроженце Башкирии, оказавшемся в период Гражданской войны в Китае, не по своей воле, естественно.
Вопрос самоидентификации всегда волновал представителей тех народов, которые вошли в состав, скажем так, Русского мира. И речь не только о самопостижении одной отдельно взятой личности, но и о чаяниях какой-либо социальной группы, общности, которая боится раствориться в этом славянском (а ныне и европейском) море и утратить язык, культуру своего народа, самобытность. Именно об этом размышлял, мне кажется, начинающий драматург в своем эскизе, который при должной работе может вырасти в полноценную пьесу. Над эскизом «Научи меня быть башкиром» в дни «лабы», а сам процесс постановки был очень коротким и стремительным, поскольку основное время занимала работа над литературным материалом, трудилась группа актеров принимавшей событие стороны – Башкирского академического театра (режиссер Айрат Абушахманов): Линар Баитов, Сабина Киреева, Айдар Шамсутдинов, Айсуак Юмагулов и сам Айрат Ахтямович, выступивший, подобно герою рассказа Куприна «Как я был актером», в качестве… трансформиста.
Эскиз был поставлен с изрядной долей иронии, если не сказать юмора, в адрес тех, кто не помнит родства своего, и получился невероятно обаятельным, без дидактики и сарказма. Безусловно, в нем чрезвычайно ярко раскрылся молодой актер Линар Баитов, сыгравший забавного паренька, к месту и не к месту изъясняющегося на некоем, условно говоря, «суржике», мешая в нем то русское словцо, то какие-то нахватанные им англицизмы и периодически переходящего на плохой, испорченный (и охотно освоенный им) городским сленгом башкирский. По-моему, это было хорошо и главное – убедительно, без менторского тона, проявлений националистической непримиримости, свойственной иным ревнителям языка!
Вторым эскизом, который произвел на меня впечатление, стала некая психологическая новелла драматурга из Учалов Бану Кагармановой, получившая название «Шторы». Она о предательстве самых близких людей, которое изначально сбивает человека с ног, но характер героини заставляет ее выпрямиться и идти дальше. И при этом в столкновении со «свинцовыми мерзостями жизни» центральный персонаж остается человеком, не озлобляется, а, напротив, сохраняет в себе свет.
Бану Латифовна уже известный в нашей республике прозаик и журналист, которого хорошо знают читатели газеты «Йэшлек», лауреат премии имени Шагита Худайбердина. Знаю, что ее произведения были воплощены на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур» и Салаватского государственного башкирского драматического театра.
Режиссер театрализованной читки эскиза «Шторы» Рима Харисова в предварительной беседе сказала мне, что Бану Кагарманова, изначально читая свой текст актерам, занятым в этом отрывке, сама задала вектор, по которому двинулась в процессе воплощения этой истории вся творческая команда, возглавляемая Римой Талгатовной. Столь точными, столь безошибочными и проникновенными оказались интонации самого автора, что пренебречь этим было просто невозможно. А меня поразило в данном отрывке то, что из жизненной ситуации, возможно, у кого-то не вызывающей не только сострадания, но даже сочувствия, тянется тончайшая нить, которая, подобно нити Ариадны, приводит нас к пониманию характера человека, сумевшего выстоять, подняться над трагическим эпизодом в своей судьбе и жить дальше.
В предпоказе были заняты артисты Башкирского академического театра Зиляра Юлтаева, Гульнара Амирова, Айзиля Туркменова, Ильгиз Тагиров и Айдар Шамсутдинов. Они все были хороши, но я особенно порадовалась удаче совсем еще молодой актрисы БГАТД Айзили Туркменовой, создавшей острохарактерный и запоминающийся образ отвратительной злобной соседки из категории тех, кто, вызнав о человеке все до мелочей, готов разнести молву о нем, в своей, естественно, интерпретации по всем углам… И еще меня до глубины души тронул уникальный, необычный дуэт Зиляры Юлтаевой, сыгравшей главную героиню, и народной артистки Башкортостана Гульнары Амировой, на долю которой пришлось в этом эскизе чтение… ремарок. Голос Гульнары Ирнесовны словно вторил голосу автора, повествующего о судьбе персонажа Зиляры Юлтаевой. И то, что не было сказано, но читалось в подтексте работы актрисы Юлтаевой, сдержанно транслировалось залу прекрасным, негромким голосом актрисы Амировой. И возник дуэт движений естества героини и очень точных интонаций авторских ремарок. Это было завораживающе: в этих сообщающихся сосудах невидимая субстанция переходила из одних тончайших стенок души в другую…
И третий отрывок, вызвавший во мне чувство приязни, был поставлен актрисой и режиссером Уфимского театра юного зрителя Викторией Емелевой по эскизу Лидии Леонтьевой «Это самое». Для меня это первое знакомство с творчеством автора, хотя, мне кажется, раньше я уже встречала ее рассказы…
Тема, посвященная тому, что совместная жизнь и бурлящие чувства даже совсем молодой пары в какой-то момент приедаются либо становятся пресными и теряют свежесть и остроту. И в том отрывке, на трех актеров Башкирского академического и одного из Национального Молодежного театров, она решена очень броско и запоминающеся. И ключом к этому, мне кажется, является и текст драматурга Леонтьевой, и режиссерское решение Виктории Емелевой, и интерес к воплощению непривычных для них образов актеров Айым Сулеймановой, Линара Баитова (он, кстати, был занят в большинстве отрывков), Ильгизы Гильмановой и Владислава Нурисламова. Особенно сильное впечатление произвели не только на меня, но и на всех собравшихся просто блистательные актерские работы Ильгизы Гильмановой и Владислава Нурисламова, воплотивших, если так можно выразиться, вполне осязаемо такое чувство, как Влечение (Ильгиза) и некий, выткавшийся, словно из воздуха, образ Нереализованных желаний (Владислав). Предмет сей для разговора однозначно имеет категорию «Эмбарго», но сделано все было настолько виртуозно, мастерски и вдохновенно, что рассуждать про табуированность, думаю, никому и в голову не приходило. Потому как: если талантливо и по-настоящему остроумно, то значит, не пошло, а, напротив, очень узнаваемо и невероятно смешно. Лично я хохотала до колик. И не я одна – порукой мне в этом целый зал.
…Не знаю, чем по большому счету закончится сия лабораторная работа и какие из неоконченных пьес в конечном итоге будут востребованы на театральных подмостках, но то, что весь процесс произвел мощные сдвиги в сознании авторов эскизов, уже победа, положительный результат и чисто стратегический ход – это аксиома. Ведь речь идет об общем направлении движения творческого процесса, о его приоритетах и ресурсах, тем более уже не скрытых. Так что всем авторам – удачи!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 11     Номер: 45(13880)     Версия для печати

27 июня 2025 г. №45(13880)


«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2025, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.