$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Выставки

Как художник Губайдуллин “реформировал” фольклор


 Как художник Губайдуллин “реформировал” фольклор

В Выставочном зале “Ижад” в эти дни экспонируются произведения одного из ведущих в республике мастеров искусства графики, заслуженного художника России и Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, обладателя Серебряной медали Российской Академии художеств и Золотого знака “Духовность, традиции, мастерство” Союза художников РФ Камиля Губайдуллина.

Родился Камиль Губаевич в Ишимбае. Рос в обычной семье - мама преподавала историю в школе, отец работал главным металлургом на заводе. На способности мальчика к рисованию обратили внимание воспитатели и учителя начальных классов. Камиль с особой радостью посещал изокружок (позже преобразованный в студию), который вёл Иван Иванович Воробьёв. Тот, собственно, и отрекомендовал своего подопечного известному ишимбайскому художнику, ученику Александра Эрастовича Тюлькина - Ивану Михайловичу Павлову, взрастившему не одно поколение будущих живописцев.
В 1969 году, решив продолжить учебу, Камиль Губайдуллин отправляется в Узбекистан. Юноша выбрал театрально-декорационное отделение Ташкентского художественного училища имени П.П. Бенькова и, несмотря на большой конкурс (девять человек на место), успешно выдержал экзамены.
По окончании училища он работал помощником главного художника в Хорезмском областном музыкально-драматическом театре имени Огахи (Ургенч), далее, переехав в Ташкент, - в Государственном узбекском академическом театре драмы имени Хамзы. А затем, потрясённый выставкой офортов немецких графиков, Камиль принялся осваивать эту технику, считая, что печатная графика по сравнению с живописью гораздо меньше подвержена спекуляции и профанации и с редким постоянством держит интеллектуальную планку. Трудясь в области офорта в Ташкентском театрально-художественном институте имени А.Н.Островского (ныне Узбекский государственный институт искусств имени М. Уйгура), он не оставлял и живописи, продолжая совершенствоваться как в ней, так и в рисунке.
С 1971 года Губайдуллин начинает активно участвовать в республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных (добавим, в их числе и зарубежных) выставках. В его активе есть и специальные, связанные именно с графикой, подобные форумы.
В 1980-м, вернувшись в родной Ишимбай и став членом творческой группы “Инзер”, Камиль Губаевич с головой погружается в выставочную и общественную деятельность. Именно тогда он побывал в творческих командировках на великих советских стройках тех времен - на Андижанской ГЭС, на БАМе...
Большую роль в становлении мастера сыграла его работа (с 1993 по 1996) в творческой мастерской графики Российской Академии художеств - на отделении “Урал - Сибирь - Дальний Восток”, действующей в Красноярске. Результатом этого стали серия офортов “Арал”, а также “Енисейские сюжеты” и триптихи “Экология власти”, “Дерево”.
В 1997-м полиптих “Земля Юрматы”, созданный Камилем Губайдуллиным вместе с художником Рафаэлем Кадыровым для Ишимбайского краеведческого музея, был удостоен премии имени Салавата Юлаева.
Нынешняя же выставка в галерее “Ижад” демонстрирует ещё одну грань дарования мастера. Я говорю сейчас о графической серии “Башкирские пословицы и поговорки”, включившей в себя шестьдесят листов, выполненных ретушным карандашом. В основу этих работ были положены материалы, составившие “Башкиро-англо-русский словарь пословиц и поговорок” (Ф.А.Надршина и Э.М.Зубаирова, Уфа “Китап”, 2002).
...Автор столь необычного графического цикла, отличающегося выверенной композицией, глубиной лаконичного монохромного рисунка, философской интерпретацией известных текстовых “формул”, стал фактически первым из художников, кто проиллюстрировал собрание истинных жемчужин любимого людьми фольклорного жанра. Точность и емкость, простота и выразительность - главные достоинства его работ, передающих дух, многовековые традиции и опыт народа.
Над своей серией художник трудился в течение года, находя всё более и более интересные решения в трактовке сюжетов и конкретных образов. Например, в листе “Не старый знает, а знает бывалый” заложена мысль о том, что человек, прошедший большой жизненный путь, может о многом поведать и передать свои знания и умения следующему поколению. Лист “Лежачий камень мхом обрастает” образно повествует о том, что какое-либо дело требует постоянного приложения сил. Композиция “Остерегайся тихой воды и молчаливой собаки” (“В тихом омуте черти водятся”) предупреждает, что иной молчун вынашивает коварные планы по отношению к, быть может, даже самым близким людям. Тех, кто слеп в своем доверии, автор предостерегает: “Лучше враг - чем лицемерный друг”. Интересна и трактовка известной народной мудрости “Не рой другому яму - сам же в неё и попадёшь”. Не случайно художник в качестве персонажа своего произведения выбрал чиновника-кляузника, пытающегося судорожно удержать портфель с компроматом на коллегу...
И еще. Безусловно, творчество Камиля Губайдуллина оценено по достоинству, он удостоен правительственных наград и званий, а с 2003 года стал руководителем мастерской станковой графики факультета изобразительных искусств Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. Произведения нашего героя хранятся в крупных российских музеях, в Ишимбайской и Стерлитамакской картинных галереях, а также в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова. Вам остается только прийти в “Ижад” и убедиться в том, что ко всем своим “регалиям” мастер относится очень спокойно, свидетельством чему является его новая выставка - Губайдуллин всегда в поиске, он никогда не останавливается на достигнутом.
Ольга ПОЛЕНОК.
НА СНИМКАХ: Камиль Губайдуллин на выставке; а это одна из его работ, экспонирующихся в “Ижаде” - “Не тяжелы быку рога свои...”.

 Как художник Губайдуллин “реформировал” фольклор

Дата создание новости 27-11-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 641     Номер: 227(12375)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.