$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Послесловие к восьмому Сабитовскому

Конкурс завершен. Да здравствует конкурс!


Конкурс завершен. Да здравствует конкурс!

Начну с радостной новости. Победительница недавно завершившегося в Уфе
VIII Сабитовского конкурса Меруэрт Карменова, сразу из столицы Башкортостана отправившаяся в Екатеринбург на Демидовский международный юношеский конкурс скрипачей "ДеМЮКС-VI", подтвердила звание лучшей. По итогам одного из самых трудных творческих состязаний, проходящих в нашей стране, она получила, как и у нас, первую премию! На участие в "ДеМЮКСе-VI" были поданы более ста пятидесяти заявок, до финала дошли тридцать пять музыкантов - из Испании, Германии, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, а также из десяти городов России.


Этот успех девушки из Казахстана говорит в пользу нашего конкурса. Не ошиблось жюри, возглавляли которое Александр Чайковский и его заместитель в номинации "скрипка" Александр Тростянский! Вспомните слова о Меруэрт, сказанные Чайковским для "Вечёрки": "Мы о ней ещё услышим. Это настоящий мировой уровень!". Не ошиблись и мы - все те, кого не оставил равнодушным чудесный Концерт Сибелиуса в проникновенном исполнении девятнадцатилетней первокурсницы Московской государственной консерватории. Сколько уфимских меломанов стало поклонниками её таланта! И это - счастье...
Уходит в прошлое очередной Сабитовский... Встречаю в стенах родной Академии искусств участников, победителей, заинтересованных слушателей и чувствую, что осмысление, "усвоение" итогов напряжённого состязания продолжается, споры все еще идут. В первую очередь, радостно видеть педагогов, подготовивших достойно выступивших учеников - Руслана Воротникова. Артура Каипкулова, Дину Хусаенову, Диляру Идрисову, Яна Лейше. Успешно представили Уфу и солист Башкирской государственной филармонии Айгиз Гизатуллин, и ученица Среднего специального музыкального колледжа Асия Гарипова (класс Леонарда Ишбулатова), и бывшие питомцы ССМК - Валерия Сидоренко (Московская государственная консерватория, она учится у того же педагога, что и Меруэрт Карменова - Татьяны Беркуль) и Роман Рогив (Казанская государственная консерватория). Приятно видеть и тех, кто поборол себя и предстал перед строгим жюри, пусть даже и не завоевав наград.
А я вспоминаю музыкальные "баталии" восьмого Сабитовского и листаю буклет конкурса...
Итак, жюри: сколько регалий у каждого! Александр Чайковский - не только очень известный для меня композитор. Люблю, например, его оперу "Один день Ивана Денисовича" по знаменитой повести Александра Солженицына, написанную для Пермского оперного театра. Кстати, написанную по инициативе столь знакомого теперь уфимцам режиссера Георгия Исаакяна. "Иван Денисович" и до сих пор успешно идет в Перми. Александр Владимирович - и заведующий кафедрой композиции в МГК, и лауреат различных премий, и "Персона года", и художественный руководитель Московской государственной филармонии, и так далее, и тому подобное...
Александра Тростянского помню по довольно давнему его сольному выступлению в Уфе, впечатлившему меня. Он активно концертирует, в том числе и со знаменитостями, имеет звания, записи в престижных фирмах. Юрий Григорьев, бывавший в столице Башкортостана ещё с Ириной Архиповой... Оказывается, он один из самых остроумных людей, а ещё и доктор искусствоведения! Владимир Овчинников, думаю, многим в Башкирии родной - директор Центральной музыкальной школы, президент Ассоциации лауреатов конкурса имени Петра Ильича Чайковского, и на многих творческих состязаниях в жюри работает, и в ведущих фирмах записал десятки программ...
Богато достоинствами и резюме Андрея Устинова, тоже давнего нашего знакомца (в 1995-м под его руководством мы готовили спецвыпуск газеты "Музыкальное обозрение - Уфа", в 2006 году - участвовали в конкурсе к юбилею "МО"). Какую верность хранят Сабитовскому конкурсу и Чайковский, и Григорьев, и Устинов! И все члены жюри готовы провести мастер-классы, что-то подсказать конкурсантам нынешним и будущим, проанализировать достоинства и недостатки выступлений (соответственно, это они и делали, не жалея сил).
Все уфимские члены жюри также заслуживают множества позитивных слов - Миляуша Муртазина, Фарзана Сагитова, Флюра Ситдикова, Лев Франк, Рустам Шайхутдинов, Александр Шисман. Но они наши и знают, что мы их любим. Уважаем их дела, ценим самоотверженность в подготовке творческих кадров для республики.
Теперь секретари: Светлана Каримова, Лилия Богомолова, Наиля Юсупова. Какой объём работы лёг на их плечи! И нетерпеливому автору сих строчек даже среди ночи, после заседаний "судейских", можно было позвонить им и выведать результаты прослушиваний... Спасибо!
А вот и главные действующие лица: участники. Первыми идут пианисты. От Уфы осмелился играть только Руслан Воротников и взял второе место. Лев Франк поделился со мной - ему понравились настойчивость, серьёзное отношение пианиста к подготовке, да и уровень самого выступления. Многие утверждали, что с акустикой зала в Уфимском училище искусств именно Руслану удалось-таки справиться. Бойцовские качества, возможно, достались молодому человеку от педагога - Рустама Шайхутдинова. А артистизм, думаю, от мамы - актрисы Национального Молодёжного театра РБ, заслуженной артистки России Людмилы Воротниковой...
Занявший первое место Роман Косяков (класс Владимира Овчинникова) был убедителен на Гала, состоявшемся в оперном театре, с Концертом Ференца Листа - специалисты отдали ему пальму первенства. У меня же ярче было (и осталось) впечатление от мощи пусть ещё юной, но бьющей через край индивидуальности костариканца Хосуе Гонзалеса Агилара, от его бетховенской "Авроры" на втором туре (а он всего лишь год учится в московской ЦМШ!). Хочется заглянуть в будущее юноши, как, интересно, сложится его творческая судьба?
Далее идут скрипачи и вокалисты. А начну с концертмейстеров. От них так много зависело! Всех назвать невозможно, но... Перечислю по памяти тех, кого наградило жюри: Елена Мухамедина, Гульшат Каримова, Татьяна Федосеева, Юлиан Селицкий... В БГТОиБ, например, Балладу для скрипки Наримана Сабитова играла, и с тонким пониманием, очень талантливая ростовчанка Эвелина Багларова (четвертое место и специальный приз - за лучшее исполнение сочинения Солнечного Наримана), и Юлиан Селицкий сделал фортепианную партию значимой, насыщенной, если не превосходящей по глубине скрипичное соло!
О Меруэрт Карменовой я уже сказала, но, повторюсь, прикоснуться к таланту - это счастье. Подобное чувство сопровождало меня и во время выступления иных вокалистов - корейца Борака Кима, его однофамильца из Киргизии Глеба Кима, солистки из Екатеринбурга Ольги Пешковой, наших певцов Яна Лейше, Артура Каипкулова (особенно впечатляет творческий рост последнего в сравнении с прошлыми ощущениями, скажем, от первого Исмагиловского конкурса). А что говорить о наших девушках! И Дина Хусаенова, и Диляра Идрисова не уронили марку класса Миляуши Галиевны Муртазиной. И ждёшь от них многого. И участие в конкурсе должно способствовать их росту. Дай-то Бог!
Теперь оркестры. Приведу пример из далёкого прошлого. Оркестр Московской государственной филармонии под управлением Кирилла Кондрашина играл с пианистом Вэном Клайберном на третьем туре и в Гала-концерте I конкурса имени Петра Ильича Чайковского в 1958-м. И в том же году Кондрашин стал первым советским дирижёром, побывавшим на гастролях в США и Великобритании. В 1960-м Кирилл Кондрашин возглавил славный коллектив. Под его управлением Московский филармонический оркестр выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов мира. То есть с конкурса начался самый плодотворный период в карьере дирижёра и в истории оркестра. Мечты, мечты... Оба наши оркестра - и из БГТОиБ, и Национальный симфонический, участвуя в столь авторитетных конкурсах, как Сабитовский, имеют потенциальные возможности вместе с неординарными солистами подняться на новые творческие высоты.
А еще мое внимание занимают споры. Думаю, они и есть самое ценное, что может дать конкурс. Обостряется восприятие, вырабатываются позиции, балансируется система ценностей. Сталкиваются интересы. Возникает волнение. Выплёскивается наружу, становится очевидным то, что в обыденной ситуации скрыто. Короче, продолжается движение, и жизнь начинает бурлить гораздо активней. Это, собственно, и должно способствовать прогрессу.
И, завершая итоговый материал, не могу не вспомнить о слове министра культуры. Недавно назначенная на эту должность Амина Ивниевна Шафикова на церемонии закрытия, проходившей в Башкирском государственном театре оперы и балета, подчеркнула значимость для Республики Башкортостан конкурса музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова. Она отметила слаженность работы всех звеньев и выразила благодарность руководству республики и ее столицы в лице Президента РБ Рустэма Хамитова и главы Администрации Уфы Ирека Ялалова за организацию авторитетного состязания, обнародовав к тому же и идею проведения в недалёком будущем Гала-концерта лауреатов-"сабитовцев" всех прошедших конкурсов. А среди них, поверьте мне, музыканты, сделавшие с тех пор большую карьеру не только в России, но и в мире.

Конкурс завершен. Да здравствует конкурс! Конкурс завершен. Да здравствует конкурс!


Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: на церемонии закрытия Сабитовского конкурса - Меруэт Каримова; члены жюри; Борак Ким.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 16-11-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2 843     Номер: 220(12118)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.