$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Республиканский педсовет

В образовательной революции важна не только техника, но и ее "начинка"


 В образовательной революции важна  не только техника,  но и ее "начинка"

Август для работников системы образования - время, когда нужно подводить итоги минувшего учебного года, намечать планы на год будущий и делиться ими с коллегами. Центральным событием при этом ежегодно становится республиканское совещание работников образования, проходящее в одном из городов Башкортостана. В этом году центром проведения масштабного мероприятия стал Бирск.

Значимость этого события подтверждает и авторитетность лиц, принимающих в нем участие, - Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, Председатель Государственного Собрания - Курултая РБ Константин Толкачев, заместитель Премьер-министра Правительства республики Лилия Гумерова, министр образования Башкортостана Альфис Гаязов, глава Администрации Уфы Ирек Ялалов и другие должностные лица.
Традиционно пленарное заседание педсовета предварял объезд образовательных учреждений города. Первым местом в маршруте высокопоставленной делегации стала общеобразовательная школа № 7. Сегодня она является самой молодой и современной в Бирске и поэтому может служить наглядным примером применения новейших электронных технологий, которые впоследствии появятся во всех школах республики.
Первыми "ноу-хау", которое продемонстрировали Президенту Башкортостана, стали интерактивные доски, оснащенные дополнительным 3D-оборудованием, которые получены в рамках программы модернизации системы общего образования. О том, как новую технику в "компании" с 3D-проектором можно применять в кабинете биологии, рассказала молодой специалист Наталья Белова. Ребята же на глазах у главы республики за считанные минуты протестировали питьевую воду на содержание нитратов, железа и других микроэлементов, тем самым продемонстрировали работу еще одной "опции", установленной в кабинете, - цифровой лаборатории.
Глядя на безграничные возможности устройств, Президент республики поинтересовался, насколько они распространены в Башкортостане.
Министр образования РБ Альфис Гаязов пояснил, что таких досок установлено уже триста пятьдесят, необходимо закупить еще шестьсот пятьдесят. Однако образовательные учреждения, получившие их, не смогут пользоваться проектором, так как на досках установлена лишь демо-версия 3D-оборудования. Чтобы дооснастить им школы Башкортостана, потребуется почти сорок миллионов рублей.
В кабинете физики особый интерес у руководителя республики вызвал 3D-принтер, который создает объемные фигуры из пластика. В частности, Рустэму Хамитову продемонстрировали яблоко, которое учащиеся школы смоделировали и "отпечатали" самостоятельно.
- Мы видим, что дети по-другому реагируют на новую технику, - поделился впечатлениями от увиденного на пленарном заседании Президент Башкортостана. - У них есть интерес, горят глаза, их не вытащишь из класса. Наши ребятишки мыслят по-другому, а мы продолжаем их учить в старом варианте. И если мы еще будем тянуть, будем думать, надо или не надо, можем или не можем, то точно мы отстанем от современных трендов, которые существуют в мировой практике, да и в российской тоже. Мы посмотрели сегодня в классах, что учитель со своего компьютера видит то, что происходит на каждом планшете, который есть у ученика. И, наоборот, ученик видит все, что есть на компьютере у учителя, может вести с ним диалог. Педагог может одновременно отвечать на десять-пятнадцать вопросов, причем индивидуальных. Это новый мир, новые подходы к образованию. Нам к этому надо готовиться и начинать эту работу. Я требую от Министерства образования перестать занимать позицию наблюдателя. Нужно формировать идеологию, стратегию развития электронного образования у нас в республике, начинать практическую деятельность в этой части. Где-то есть учителя-новаторы, которые внедряют все это, им это интересно, они сами за счет своего внутреннего ресурса ездят и обучаются, получают знания. Но все это пока разрозненная "мозаика", ее надо привести в систему. Надо понять, какой должна быть глобальная структура, ее фрагментировать, определить, какое необходимо оборудование, а самое главное - каким должно быть программное обеспечение. Это очень сложно, потому что это по-настоящему революция в образовании.
...Следующим местом, которое посетил Рустэм Хамитов, стал городской детский сад "Светлячок". Дошкольное учреждение рассчитано на двести двадцать мест и по праву считается лучшим в Бирске - здесь светлые просторные помещения, большой актовый зал, плавательный бассейн. Детсад оснащен современным мультимедийным оборудованием. К примеру, в подготовительной группе есть интерактивный стол и пол для подготовки будущих первоклассников к школе. Имеется и специальная техника для занятий пескографией, экокомната. Также "Светлячок" гордится своим зимним садом и комнатой психологической разгрузки.
Кстати, детский сад распахнул свои двери сравнительно недавно, в декабре прошлого года. На его возведение из республиканского бюджета выделено более 127 миллионов рублей.
С необходимости строительства детских садов и ликвидации очередности в дошкольные учреждения Рустэм Хамитов начал свое выступление на пленарном заседании.
- Сейчас мы находимся на демографическом подъеме, - отметил Президент Башкортостана. - В 2001 и 2002 годах детей дошкольного возраста было порядка 250 тысяч. Сейчас мы плавно и уверенно переместились к 335 тысячам. Такое количество будет держаться примерно три-четыре года. Увы, затем снова начнется демографический спад, и к 2030 году прогнозируемая численность ребятишек в возрасте от одного до шести лет в республике снова снизится до 250 тысяч. Исходя из этого, нужно планировать расходы, связанные с образованием. Мы должны знать в динамике, что нам предстоит сделать, условно, в 2020 году с точки зрения обеспечения детскими садами, школами, оборудованием и прочими интересными и нужными нам вещами.
С темой демографии неразрывно связана оптимизация количества школ, которая так остро обсуждалась весь учебный год.
- За предыдущие четыре-пять лет оптимизировано более тысячи школ, а за последние два-три года - около 200-250. Безусловно, основная часть этой работы выполнена еще до 2010 года. Поэтому, когда я слышу о том, что эти последние пару лет были самыми "остервенелыми", извиняюсь за это слово, с точки зрения оптимизации школ - это неправда, - высказал свою точку зрения по этому поводу Рустэм Закиевич.
По его словам, критерий "пятнадцать учеников на одного учителя", установленный Министерством образования РФ, должен быть скорректирован, исходя из региональных условий. Речь - о тех случаях, когда рассматривается судьба сельской школы, в которой учатся мало детей, но там нет дорог, а ближайшее образовательное учреждение слишком далеко.
- Мы всегда "бились" за критерий - "десять учеников на одного учителя", - подчеркнул глава республики. - Нам удалось кое-чего добиться. По целевым значениям, которые утверждены в Башкортостане, на одного педагога должно приходиться одиннадцать детей. Но эту цифру федеральное министерство пытается плавно увеличить до тринадцати к 2018 году. Мы будем дальше работать над тем, чтобы скорректировать эти показатели. Необходимо входить в реальную ситуацию, которая у нас сегодня есть, и прекратить бездумное сокращение школ в соответствии с теми цифрами, которое задает федеральное министерство. Я остаюсь абсолютным сторонником того, что мы не должны закрывать школы. Мы должны работать, исходя из целесообразности, из того, что нужно населению. Конечно, в нашей республике не получится перейти к цифре "пятнадцать учеников на одного учителя", поэтому мы будем продолжать настаивать на критерии "одиннадцать-двенадцать учеников на одного учителя". Считаю, что подобного рода пропорции должны быть отданы на рассмотрение субъектов Российской Федерации.
Также в ходе пленарного заседания была затронута тема снижения привлекательности учреждений начального и среднего профессионального образования и, как следствие, нехватки кадров по рабочим специальностям. Так, количество обучающихся в техникумах и колледжах за последние десять лет снизилось со 105 до 62 тысяч. Выход из этой ситуации, по мнению профессионального сообщества, заключается в создании структуры, которая бы предполагала непрерывный образовательный процесс - школа, училище, техникум, вуз.
И в заключение остановимся на одной из самых острых и обсуждаемых проблем сферы образования - заработной плате педагогов. По словам Рустэма Хамитова, за последние два года средний размер оплаты труда учителей средних школ вырос с 14 до 23 тысяч рублей. И это не предел - к 2015 году эта цифра увеличится до 30, а в 2017 - до 35.
- Но я, опять же, получаю письма о том, что "нам не платят, у нас этого нет, вас обманывают", - посетовал глава республики. - Я говорю о средних числах. Безусловно, все это зависит от стажа работы, от квалификации, и я вообще противник того, чтобы вот так взять и разделить на всех. Нет, лучшие работники должны получать более высокую заработную плату.
Словом, разговор получился конструктивным и откровенным. Теперь главное, чтобы каждый присутствующий вынес для себя и донес до своих коллег не только мораль, но и руководство к действию. И тогда, если выражаться словами Рустэма Хамитова, у нас получится построить "современную суперобразовательную систему Республики Башкортостан".

Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


 В образовательной революции важна  не только техника,  но и ее "начинка"

Дата создание новости 13-08-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 366     Номер: 154(12302)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.