Где ваши корни, мишари?
В Академии наук РБ состоялась презентация справочника «Мишари Башкортостана», изданного Домом дружбы народов РБ. Это сборник сведений об истории и расселении, языковых особенностях и выдающихся представителях уникальной этнографической общности – мишарей. По мнению экспертов, значительная часть татар Башкирии имеет мишарские корни.
Вице-президент Академии наук республики, доктор исторических наук Айтуган Акманов убежден, что мишари оказали значительное влияние на историю нашей республики и России в целом.
«Мишари на территории нынешнего Башкортостана документально зафиксированы с XVIII века, когда они в качестве военно-служилого сословия размещаются на территории нескольких башкирских волостей. Конечно, спорадически мишарские селения были и ранее, но массив документальных источников все-таки связан больше с XVIII веком», - подчеркивает Айтуган Ирекович. По мнению ученого, мишари тогда представляли собой группу населения, занятую преимущественно военной службой. По мере расширения границ государства мишари становятся больше гражданской категорией населения. На протяжении почти шестидесяти лет до 1861 года мишари и башкиры были в составе башкиро-мещерякского войска.
«Наша общая военная история – это ярчайший пример, когда башкирские и мишарские подразделения направлялись на охрану рубежей нашей страны», - комментирует Айтуган Акманов.
Директор Дома дружбы народов республики Ильгиз Султанмуратов сообщил о создании в их структуре Мишарского историко-культурного центра в Балтачевском районе. «Позиция Дома дружбы народов РБ строится на признании права каждого народа определять свою идентичность. Наша задача - органов государственной власти и общественных организаций - в том, чтобы обеспечить реализацию права человека на сохранение и развитие своей национальной культуры», - резюмирует Ильгиз Замфирович.
Историко-культурные центры - уникальная для России форма организации и развития национальных культур. Сейчас в Башкортостане действует 14 историко-культурных центров. В отличие от музейной экспозиции или библиотеки, такие центры проводят работу по сохранению этнической культуры в режиме реального времени. Имам уфимской мечети «Рамадан» Ильшат хазрат Гатиатуллин отметил позитивный сдвиг в идентификации мишар: «Сам я из Мечетлинского района и с интересом прочитал этот сборник. Особенно потому, что у меня в роду есть и мишари, и башкиры. В сборнике дается ответ на ряд ключевых вопросов, ранее остававшихся открытыми. Например, это касается нашего языка. С учетом этих особенностей башкиры нас называют татарами, а татары называют башкирами, хотя многие помнят свое мишарское происхождение. У нас был директор школы Тимерьяр абзый, который досконально изучал эту тему. Было бы интересно найти его рукописи».
О взаимообогащении национальных культур на территории Башкортостана рассказывает младший научный сотрудник Института этнологических исследований имени Раиля Кузеева Эльвир Камалеев: «В экспедициях по территории Башкортостана и сопредельных регионов мы выделяли такую особенность: несмотря на близкое соседство двух или нескольких деревень и имеющиеся общие черты в обрядовой культуре, в частности, свадебной, они четко разделяют этническую идентичность. Мишарские и башкирские обряды имеют много общего в свадебной культуре». Ученый подчеркнул, что этнографические исследования стоит лучше представлять в книгах, средствах массовой информации, в интернете. Возможно, создание Мишарского историко-культурного центра позволит продвинуться в этом направлении.
Подготовила Гузель ЮСУПОВА.
Из справочника «Мишари Башкортостана»:
Мишари или мишары (мещеряки) – тюркоязычный этнос, вошедший в состав татар и частично башкир. Формирование мишарей происходило в Мещере - исторической области в бассейнах рек Цна, Мокша и Сура. В русских летописях сказано: «…А по Оце (те есть по реке Оке – авт.) по реке, где потече в Волгу, сидит Мурома язык свой, Мещера свой, Мордва свой язык…». Описывая один из походов русских войск на территорию Казанского ханства, князь Курбский писал: «А нас тогда [царь] послал, со тремянадесять тысящей люду, через Рязанскую землю и потом чрез Мещерскую, идеже есть Мордовский язык». На основании этих и других сведений письменных источников русский историк Николай Карамзин выдвинул одну из первых гипотез о происхождении мещеры (мещеряков): «В летописях средних времен именованы Мещерою нынешние Мокшане, род Мордвы, обитающие в Пензенской и Тамбовской губерниях, в окрестностях реки Мокши». Этническую основу мишарей, по всей видимости, составили мордовские племена, обитавшие в Мещере и упоминавшиеся еще готским историком VI века Иорданом в форме «Mordens in Miscaris».
15-01-2021 (0) Просмотров: 2 024 Номер: 3(13473) Версия для печати