$ - 53.3234
€ - 55.9640

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Взгляд назад

Главная улица начиналась с почтового тракта


 Главная улица начиналась с почтового тракта  Главная улица начиналась с почтового тракта


В этом году одна из самых длинных и широких автомагистралей Уфы - проспект Октября - отмечает свой юбилей. 60 лет назад улицу, соединяющую два крупных города - Уфу и Черниковск, назвали проспектом Владимира Маяковского. Правда, в 1959-м его вдруг переименовали в проспект Октября, хотя в том году в стране не отмечали никаких знаменательных дат, связанных с Октябрьской Социалистической революцией.

Основной путь из Уфы до Черниковска и обратно пролегал до 1953 года через деревню Глумилино, а назывался он Старо-Сибирским трактом. Глумилино, прежде имевшее другие названия (деревня Тарбеева, хутор Федоровского, деревня Анновской (Аненской), уже давно входит в черту Уфы, старых домов здесь осталось совсем немного. Автогужевой тракт был, но он не застраивался, как это произошло после окончания Великой Отечественной войны. Интенсивное промышленное развитие двух соседних городов требовало надежного автомобильного сообщения.
Так получилось, что проспект рассекает с юга на север строго посередине некий полуостров, образовавшийся в междуречье Белой и Уфимки. Он стал интенсивно застраиваться кирпичными жилыми домами, магазинами и административными зданиями в конце 1950-х - начале 1960-х годов после того, как в 1956-м официально произошло объединение Уфы и Черниковска в единый город. Этому во многом способствовал вынос за его пределы аэродрома, который раньше находился по левой стороне проспекта Октября в створе нынешних улиц Округа Галле и Шафиева. Освободилась огромная территория для массового строительства жилья. Но архитекторы и строители использовали свободные земли нерационально, успели возвести слишком много пятиэтажек, хотя выгоднее было строить девятиэтажное жилье.
Когда моя семья переехала в начале 1960-х с улицы Свердлова на проспект Октября в благоустроенную квартиру, строители предупреждали, что дом прослужит недолго. Мол, "хрущевки" построены из силикатного кирпича и рассчитаны всего на полвека. Однако Уфа - это вам не Москва, здесь эти дома будут стоять, наверное, еще целую вечность.
На глазах моего поколения застраивался проспект. Мы радовались, когда появились здание горсовета, площадь имени В.И.Ленина, учреждения Уфимского научного центра РАН, Государственный академический русский драматический театр, Дворец культуры ОАО "УЗЭМИК", кинотеатр "Искра", гостиница "Россия", универмаг "Уфа", Госцирк, планетарий, железнодорожная больница... Именно на проспекте Октября возведены первые в Уфе двадцатиэтажные монолитные дома (рядом с Госцирком).
Эта центральная улица стала самой благоустроенной и красивой, одной из визитных карточек столицы республики. Здесь проходили грандиозные по масштабам первомайские и ноябрьские демонстрации трудящихся, парады духовых оркестров, легкоатлетические марафоны и митинги. А в последние годы проспект Октября приглашает молочный фестиваль и велопарад, очень зрелищные и привлекательные праздники. Сейчас уже трудно поверить, что в середине 1960-х мы вовсю разгуливали по вечерам по проспекту Октября вдоль трамвайной линии, ведь тогда еще не было интенсивного потока автомобилей, а троллейбус ходил из центра только до улицы Полтавской (ныне - улица 50 лет СССР), да и то с очень длинными интервалами.
В те далекие годы нам казалось, что одна из сегодняшних самых оживленных магистралей конца и края не имеет. Она завершалась в Дежневке, а это уже не Уфа.
Проспект Октября имеет длину около 9 километров, пересекает сегодня четыре административно-территориальных района - Советский, Октябрьский, Орджоникидзевский и Калининский. Еще немало уфимцев, захвативших движение трамваев по проспекту Октября только по одной колее. Чтобы электротранспорт как-то мог разъехаться, были так называемые разъезды, один из которых назывался "Конец Глумилино". В начале нынешнего века (в 2008-м) трамвайные линии демонтировали по всему проспекту, чтобы расширить автодорогу и увеличить скорость движения транспорта. Проспект сегодня имеет три подземных пешеходных перехода - на остановках "Горсовет", "Универмаг "Уфа" и "Спортивная". Скоро сдадут в эксплуатацию еще два (на остановках "Бульвар Славы" и "Юношеская библиотека"). Значит, скорость движения по проспекту немного увеличится, исчезнут пробки в час "пик".
Проспект Октября ежедневно выдерживает колоссальную физическую нагрузку, так как сотни тысяч людей мигрируют по утрам и вечерам с севера города на юг и обратно.
Проспект Октября помнит приезд в Уфу многих выдающихся людей страны. Среди них - Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Николай Рыжков, Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, летчики-космонавты Владимир Комаров, Алексей Леонов, Герман Титов, вице-премьеры Правительства страны, министры СССР и России, известные ученые, писатели, артисты, спортсмены, зарубежные гости.
Сейчас в Уфе два проспекта - Октября и Салавата Юлаева, но машинам все равно тесно на дорогах, ведь во многих семьях сегодня по два и даже три авто. В прошлом веке в южной части города был еще Уральский проспект, который в 1960 году переименовали в бульвар Галимджана Ибрагимова (жил и работал у нас такой выдающийся татарский писатель).

Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: велопарад; когда по проспекту Октября ходил трамвай.
Фото Владимира Осотова
и Дмитрия Мухаметкулова.

Дата создание новости 16-07-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 3180     Номер: 136(12284)     Версия для печати

24 июня 2022 г. №43(13605)


«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 



ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight2017@gmail.com с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.

 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.