$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Камертон

Неужели времена “Папаши Франка” возвратились?..


Неужели времена “Папаши Франка” возвратились?..

Итак, речь в этом материале пойдет о новом конкурсе. Кто-то спросит; для чего же нам еще один? Их ведь и так много в культурном пространстве Уфы: Сабитовский, Исмагиловский, “Йондоз иле”, имени Веры Тимановой, памяти Светланы Хамидуллиной, Ляли Кудояровой, Михаила Зайдентрегера, Аркадия Минкова... Однако творческого состязания, о котором мы расскажем ниже, просто не могло не быть! Ведь оно призвано выполнить важнейшую этическую задачу - увековечить имя Александра Давидовича Франка - пианиста, с момента создания Уфимского института искусств возглавившего кафедру специального фортепиано, сплотившего вокруг себя тех музыкантов, что стали сегодня легендами для нас, нынешних. Кто не помнит их имена - Вера Ланге, Вадим Монастырский, Игорь Лавров, Михаил Кочуров, Фаина Айзенберг, Лали Саникидзе, Александр Гарбер, Виктор Семёнов, Тимур Рахимкулов...
Держу в руках буклет нового конкурса. В его “шапочке” указаны учредители - Министерство культуры России и Министерство культуры Башкортостана, Уфимская государственная академия искусств и Республиканский учебно-методический центр по образованию... Собственно, инициатива пошла “снизу”. Хотя... Идея пришла сыну, профессору кафедры специального фортепиано УГАИ Льву Франку. И Лев Александрович начал детально разрабатывать проект, дабы поспеть к 95-летию со дня рождения своего знаменитого отца.
...”Папашу Франка” (так называли его в беседах практически все представители уфимского пианизма) мои сокурсники-пианисты (да и мы, теоретики, тоже) побаивались, но уважали. В Большом (тогда еще не Шаляпинском) зале вуза слушали в его исполнении Бетховена, Шостаковича, все двадцать четыре свежие прелюдии и фуги молодого в те поры Родиона Щедрина - в интерпретации поставленных “под ружьё” педагогов и студентов кафедры Александра Давидовича, восторгались им и в составе дуэтов, трио, квартетов... Моя соседка по общежитию держала марку класса Франка как знамя на баррикадах - только “отлично”, только лучше всех на курсе! (Занималась просто остервенело). Александр Давидович острым глазом, равно как и слухом, различал хороших музыкантов - и не только коллег по кафедре, но и студентов сопредельных специальностей (имею в виду, например, кое-кого из баянистов класса Раджапа Шайхутдинова). Здоровался с нами мэтр уважительно - без гордыни, первым.
И вот теперь в Уфе появился конкурс его имени, что есть справедливо. Сын отдает долг отцу. Это - высоконравственно. Конкурс заявлен как международный (участвовали в нем пианисты Казахстана, а также Южной Кореи). В целом получилось весьма неплохо по географии, ведь откликнулись Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Минеральные Воды, Курган, Златоуст, Магнитогорск, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск... Большинство из членов жюри, участников, их педагогов и слушателей имеют явное отношение к Александру Давидовичу. В том числе его воспитанники - прямые и “внучатые”, выпускники тех лет, когда мэтр руководил кафедрой, коллеги по Саратовской консерватории, откуда Франка (с заведования на заведование) “вытащил” прозорливый Загир Гарипович Исмагилов. Приехали и те, кто доныне почитает его, держа в памяти деятельность столь яркой личности в Самарском музыкальном училище...
...Конкурс, несмотря на то, что он был первым, несомненно, удался. Таково общее мнение. Жюри дружно работало под председательством сурового (но справедливого) Льва Исаевича Шугома - народного артиста России, профессора кафедры специального фортепиано, ректора Саратовской государственной консерватории имени Леонида Собинова. В состав “высшего суда” также вошли ученица Александра Давидовича, заведующая фортепианным отделом Самарского музыкального училища Елена Николаевна Макеенко, профессор УГАИ Рустам Мансурович Губайдуллин и сам Лев Александрович Франк. Оценивали они выступления соискателей наград весьма строго. Это понятно хотя бы потому, что в группе “без ограничения возраста” не присудили первого места. А двое поднявшихся на вторую ступеньку пьедестала почета - Лариса Качкаева (выпускница Льва Франка, ныне - любимый ребятней педагог Сабитовской ДМШ) и Владимир Потапов из Красноярска (выпускник Тимура Рахимкулова, УГИИ) - играли ярко, мастерски и почти безупречно...
Творческое состязание началось с самых младших (от 11 до 14 лет), что говорит о его, как ни парадоксально сие звучит, взрослости. В первой группе, впрочем, и в двух следующих (от 15 до 19 и от 20 до 28) тоже было два тура, и играли пианисты подчас одни и те же виртуознейшие произведения! Вот вам, собственно, и характеристика прогресса... На “круглом столе”, правда, Лев Исаевич Шугом тактично советовал педагогам не “загонять” детей, не торопить таланты...
Надо от души поздравить со значимым успехом наш Средний специальный музыкальный колледж и представлявшую его юную поросль (младшая группа, конкурсная программа). Победу жюри присудило Тимофею Владимирову (класс Татьяны Погодиной). На втором месте Ли Сион, на третьем - Дэвика Ахметова (обе - ученицы Валентины Стариковой). Важно сказать и то, что третье место разделила с Дэвикой девочка из Самары Алина Кабирова (класс Ларисы Устимовой).
В средней группе лидировали саратовцы. Первыми стали Арина Абрамова (педагог Ирина Коляда) и Дарья Горохова (класс Александры Богачёвой), второй - Анна Немоляева (педагог Татьяна Нечаева), третье место поделили Роман Арустамов (Наталья Богачёва) и пианистка из Самары Александра Руссу (Елена Макеенко). Если честно, то девочки показались интереснее, были богаче по “палитре”, не исключаю того, что трудятся они больше...
Интрига в старшей группе заключалась в том, что Рина Харрасова, приехавшая из Первопрестольной, на самом деле - наша! Студентка пятого курса Московской государственной консерватории, она была признана победительницей, удостоившись первой премии. И педагог Диана Ханифовна Латыпова, в чьем классе Рина начинала, и Лев Александрович Франк, воспитывавший девочку с седьмого класса ССМК, думаю, не могли не заметить в нынешней искрометной игре своей питомицы тех зерен, что были заложены ими в фундамент ее пианизма! Что же касается слушателей, то мнения разошлись: половина зала болела за Рину, половина - за ее соперника из Казани Зульфата Фахразиева (вторая премия). И Зульфату, и нашей землячке досталось немало аплодисментов и криков “Браво!”. Но жюри стояло на своем: “Рина - безусловный лидер!” (Лев Шугом). “С первого тура я потрясена ее мужественной, волевой игрой” (Елена Макеенко). “Мой голос не учитывался, но откровенно скажу, что Рина - большой музыкант” (Лев Франк).
...Ровно в середине первой части сложнейшей сонаты Бетховена “Аврора”, которую исполняла Рина, в зал ворвались два щеголя с волосами до плеч, вихрем пролетевшие прямо на первый ряд и с грохотом усевшиеся. Никто и выдохнуть не успел. Рина утверждает: она чуть не забыла, что играть. Секунды... Вот это мужество! Девушка сумела взять себя в руки - и музыка полилась из-под ее пальцев. Это было очень по-бетховенски - “через борьбу к победе”. К победе над невежеством, неуважением к искусству, к чужому труду и конкурсной ситуации.
“Мы же просто любим музыку; не знали, что посреди исполнения произведения заходить в зал нельзя”, - оправдывались потом “варвары”. Пацаны! Кто ж вам запретит ходить в ваших ярких костюмах на концерты! Но уважайте правила. А еще - включите сердце: оно подскажет, как поступать верно...
После вручения наград - и конкурсантам, и их педагогам, и малышке Диане Дадахановой (из рук ректора Уфимской государственной академии искусств Амины Асфандьяровой девочка получила книгу “Созвездие талантов”, с намеком, что героиней следующего издания станет и она) - состоялся Гала-концерт победителей. Звучала соната Моцарта (Тимофей Владимиров), Венгерская рапсодия Листа (Арина Абрамова), Этюд-картина Рахманинова (Даша Горохова). И Рина Харрасова вновь сыграла первый Мефисто-вальс Ференца Листа, и опять ее вызывали, а она, бледная, такая худенькая, с огромными печальными глазами, кланялась... И вновь спецы горячились: вчера девушка играла лучше, утверждали одни; нет, именно сегодня она исполнила Листа с особым блеском, возражали им другие... Подобные споры относятся ко временам “Папаши Александра Давидовича Франка”. Высокие, неразрешимые споры, их так не хватает в наши дни...
А конкурсу - жить!
Светлана ПЛАТОНОВА.

НА СНИМКЕ: члены жюри вместе с ректором УГАИ.

Дата создание новости 23-12-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 2 948     Номер: 245(12643)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.