$ - 61.5333
€ - 68.5358

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Имена

Благородный рыцарь башкирской оперы

К 90-летию со дня рождения заслуженного артиста БАССР Владимира Голубева


Благородный рыцарь башкирской оперы

Владимир Иванович Голубев - один из ярких исполнителей золотого века Башкирской Оперы, как мы привыкли называть 1960-
70-е годы: в театре было много одаренных певцов, дирижёров, музыкантов, в год ставилось пять-шесть премьерных спектаклей из русской, зарубежной классики, башкирских авторов, было что петь, играть...


Владимир Голубев обладал выразительным, сильным, мягкого тембра баритоном, эффектной сценической внешностью - красивый, стройный, высокий.
Баритон - самый естественный мужской голос, столь желанная золотая середина - ему доступна и мощь баса, и заливчатость тенора. Такая универсальность определяет его место и значимость в оперном пространстве, недаром в произведениях русских и зарубежных композиторов множество красивейших баритоновых партий. Среди персонажей - люди, как правило, мужественные, благородные, великодушные - князь Игорь, Жермон, Елецкий, Роберт... Судя по воспоминаниям коллег, друзей, родных, Владимир Иванович и в реальной жизни обладал этими качествами. Поэтому он так убедительно смотрелся на сцене. Конечно, встречались и злодеи типа Яго или ди Луна, но все равно это были яркие, сильные личности, а искусство перевоплощения, артистизм делали своё дело.
За три десятилетия в Башкирском государственном театре оперы и балета Владимир Голубев спел практически всё в репертуаре для его голоса и богатейшего амплуа. Путь к этому был непростой, с коварными, извилистыми жизненными поворотами, но, к счастью, он вывел всё-таки к точке, которая определила главную цель жизни, к тому, что называется призванием.
Володя очень рано остался без родителей. Отец, железнодорожный путеец, служивший в Маньчжурии и Сталинграде, стал жертвой репрессий, не выдержала и мать. Мальчик оказался в детском доме. Когда началась война, детей эвакуировали. Володя случайно отстал от эшелона. Его приютили военнослужащие аэродрома под Тулой. Три года был сыном полка, освоил профессию связиста, выполнял задания, был награжден боевыми медалями, сохранилась и его красноармейская книжка. А в свободные минуты он пел летчикам и технарям любимые тогда "Землянку", "Синий платочек"... Сам штудировал учебники и в 1946 году поступил сразу в восьмой класс, оказавшись рядом со своими сверстниками.
Особенно нравилась ему литература: читал много, запоем. Путешествовал вместе с героями во времени и пространстве, сражался, побеждал, покорял, защищал, восхищался... Вполне естественно, что после школы поступил на филологический факультет Кировского педагогического института. Какое-то время преподавал в техникуме. Но все время участвовал в художественной самодеятельности, в смотрах, его замечали, выделяли. В конце концов пришла мысль о профессиональном пении, и Владимир без труда поступил в Горьковскую консерваторию. Но вот беда - не было общежития. Пришлось бросить вуз, вернуться к педагогической работе. Утешением оставалась художественная самодеятельность.
Трудно предположить, как бы всё сложилось, если бы не судьбоносная встреча с бывшим оперным певцом Степаном Семеновичем Неговским, который стал для Владимира Голубева первым педагогом вокала, преподнес ему азы этого красивого и трудного искусства.
И вот результат: Владимир Голубев - студент Ленинградской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова. Правда, тут же обнаружилось, что ему не хватает элементарной музыкальной грамотности. На год определили его в музыкальное училище, а потом - пять лет учебы в консерватории. Занятия были столь плодотворны, что способного студента занимали в спектаклях оперной студии, концертах. Он успешно выступил во Всесоюзном смотре, а в 1955 году - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вар-
шаве.
И вот консерватория окончена с отличием. В 1958-м Владимир Голубев получает направление на работу в Уфу - в Башкирский театр оперы и балета. Дебютной для него стала партия Олега Кошевого из оперы Юлия Мейтуса "Молодая гвардия". Всё было близко, понятно, сам видел, испытал многое... Он быстро вошел в репертуар, молодого певца сразу оценил главный дирижер театра Исай Владимирович Альтерман, поручал сложные, разноплановые вокально и актерски роли.
И это действительно была золотая пора. Публика обожала Голубева, на него специально "шли". Его партнерами были великолепные солисты Иван Ивашков, Борис Торик, Нина Бызина, Мария Бриткова, Сажида Галимова, Нажия Аллаярова, Михаил Артемьев, Мидхат Галеев... Сегодня он был героическим и страдающим князем Игорем, завтра - благородным Жермоном, Елецким или Валентином, потом элегантным Онегиным... И вдруг - бесшабашным, остроумным весельчаком Фигаро, храбрым Эскамильо, мужественным Зургой... И после всего - жестокий ди Луна, подлый Яго... Универсальность таланта беспредельна!
В то время особое значение придавалось современному искусству. Ставили оперу "Братья Ульяновы" Юлия Мейтуса. Голубеву дают партию Владимира Ульянова. Надо пожить в те годы, чтобы понять важность, ответственность сего факта.
Певцу всё удалось! И передать сложные отношения с братом, и любовь и доверие к матери, а философские монологи-раздумья он исполнил лирически глубоко и просто, избежав лишнего пафоса. За эту работу Голубев был награжден Дипломом
I степени на Всесоюзном фестивале оперных спектаклей.
А какие концерты они давали с коллегами! Особенно славились дуэты в исполнении Владимира Голубева и Ивана Ивашкова. Как вспоминал Иван Григорьевич, особым успехом пользовалась песня "Березы" Марка Фрадкина. Без повтора на бис публика редко отпускала артистов. С Борисом Ториком сделали душевную передачу на радио "Друзья-однополчане", которая тоже повторялась по просьбе радиослушателей.
А ещё целый пласт - оперетта! Владимир Иванович любил этот блестящий и совсем не легкий (вопреки расхожему мнению) жанр. Он исполнял героические и драматические роли в опереттах "Севастопольский вальс" Константина Листова, "Цирк зажигает огни" Юрия Милютина, "Роз-Мари" Рудольфа Фримля и Герберта Стотхарта... Эта галерея разнообразилась характерными и комическими персонажами: Фальк в "Летучей мыши" Иоганна Штрауса. Популеску в "Марице" Имре Кальмана...
Но любимым опереточным героем был Ферри из "Королевы чардаша". Эту знаменитейшую оперетту Имре Кальмана в нашем театре поставил ведущий артист Московского театра оперетты Николай Коршилов. В его режиссёрской редакции Ферри становился центральной фигурой спектакля. Интеллигентный, великодушный, благородный рыцарь, понимающий и уважающий труд артистов кабаре... Не случайно для своего юбилейного бенефиса Владимир Иванович выбрал именно этот спектакль. И все поняли глубокий смысл и символизм события: ведь это он сам, как и Ферри, всю жизнь отдал служению любимому делу - ТЕАТРУ.
Тридцать лет на сцене (1958-1988) и десять лет педагогической работы в музыкально-педагогическом колледже и институте искусств. Последние годы Владимир Иванович жил в Москве, какое-то время преподавал в высшем музыкальном колледже. Но всегда скучал по Уфе, считая этот город очень важным в своей жизни.
Трепетное отношение к нашему городу я почувствовала, общаясь с родными Владимира Ивановича. Вдова певца Адель Султановна и внук Филипп быстро откликнулись на просьбу помочь в сборе материалов о Владимире Ивановиче и прислали отсканированные программки, вырезки из газет с рецензиями, фотографии. Чувствуется, как бережно и свято они относятся к памяти и духовному наследию мужа, деда. Пусть эта публикация будет свидетельством того, что и уфимская земля, театр, которому Владимир Иванович отдал десятки лет своей жизни, яркий талант, помнят его и с благодарностью вносят имя Владимира Голубева в анналы истории культуры Республики Башкортостан.

Благородный рыцарь башкирской оперы Благородный рыцарь башкирской оперы


Нина ЖИЛЕНКО.
На снимках: Владимир Голубев в спектаклях "Князь Игорь", "Севильский цирюльник", "Евгений Онегин".

Дата создание новости 27-02-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 2134     Номер: 17(13197)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.