$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Рождественский вертеп у храма Рождества


Необычный подарок сделали Уфе на излете 2019 года замечательный керамист Валентина Кузнецова и меценат Артем Шарафутдинов. Речь о вертепе, который ближе к одному из самых светлых христианских праздников будет установлен перед кафедральным собором Рождества Богородицы 6 января. До этого числа, со 2 января, уфимцы увидят композицию на площади возле Гостиного двора – это все подробности, которые пока удалось узнать «Вечерке», поскольку церковь – система закрытая и до свершения задуманного она весьма скупо делится сведениями.

Зато нам удалось поговорить по телефону с Валентиной Георгиевной, которая, в свое время уехав из Уфы, уже достаточно долго живет в Москве, пользуясь огромным уважением и любовью столичных поклонников изобразительного искусства. (Меня всегда угнетает мысль о том, с какой легкостью республика и ее столица расстаются с талантливыми людьми, хвастаясь и гордясь потом, когда они достигли пика известности, тем, что, дескать, дарование этих мастеров выпестовала земля благословенного Башкортостана!..)
Впрочем, сегодняшний наш материал связан с другими событиями, а потому мы сосредоточимся на изложении иных фактов, постаравшись в будущем вернуться к затронутому разговору.
Итак, я напомню читателю о том, что такое вертеп. Если мы обратимся к истории искусства театра кукол, то в «табели о рангах» оного вертеп – это народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. Для представления, а в основу его ложились библейские темы, а также комические сюжеты, использовались марионетки. В Россию вертепный театр проник в конце семнадцатого века из Польши (через Украину и Белоруссию). Кстати, прямое значение слова «вертеп» - пещера, сад, что сразу же напоминает просвещенному человеку строки из Священного Писания, согласно которому Иисус Христос родился в пещере. В Европе и по сию пору существует традиция – на Рождество ставить вертеп в доме, на площадях и в тех местах, где проходят народные гуляния. Особенно радует это детей. Малышня вряд ли думает о том, что делается сие намеренно и именно ради подрастающего поколения рождественский вертеп воспроизводит сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.)… Но увиденное западает ребенку в сердце, становясь своеобразным фундаментом системы нравственных ценностей.
…И вы даже представить себе не можете, читатель, с каким количеством рождественских вертепов пришлось познакомиться Валентине Георгиевне, которая, так получилось, в минувшем году вместе со своим племянником Павлом Фадеевым, погрузилась в эту тему. А в нынешнем, словно доказательство того, что в жизни художника ничто не бывает случайным, Валентине Кузнецовой с разницей в месяц поступило сразу два предложения по созданию Рождественского вертепа – одно от Ярославского художественного музея, а второе из Уфы. Кстати, то, что Валентина Георгиевна, откликнувшись на предложение Артема, сделала для нашего города, будет собственностью Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова, - скорее всего, в Рождество вновь возвращаясь на площадь перед кафедральным собором.
Мне трудно представить, как за столь короткий срок (менее полугода) Валентина Георгиевна успела создать две полноценные композиции, тем более, что каждая скульптура по высоте равняется 60 сантиметрам. И это с учетом того, что художнику важно было представить свой замысел в рамках существующего канона. Я уж не говорю о том, что год Валентине Георгиевне выпал сложный, в 2019-м она отметила свой юбилей, в связи с которым с огромным успехом в Российской академии художеств прошла выставка Кузнецовой, а к ней, как вы понимаете, тоже необходимо было готовиться. Но Мастер успела все. Добавлю, что каждая скульптура прошла высокий обжиг в заводской печи, а по температурному режиму – это 1250 градусов. Так что Рождественский вертеп выдержит любой мороз, тем более крепости восьми фигурам – Богоматери с младенцем Иисусом, Иосифа, двух волхвов, одного пастуха, а также двух животных, бычка и овечки, – придали и ангобные красители плюс глазурь, которыми покрыты (расписаны) изображения.
Пока я видела их только на снимках, которые в своей московской мастерской сделала сама Валентина Георгиевна, по нашей просьбе переслав их затем в «Вечерку». Во всей красе и полностью вы сможете увидеть вертеп работы Валентины Кузнецовой в канун Рождества, 6 января. А посему – особая просьба к тем людям, которые, увы, воспринимают праздник Рождества как продолжение затянувшихся новогодних гуляний и в церковь подчас идут в «приподнятом» настроении – будьте бережны, господа, будьте бережны в тот момент, когда вам захочется запечатлеть свои улыбающиеся лица на фоне подарка, который преподнесли городу двое благородных людей, для которых было важно внести в вашу жизнь кристальную ясность и чистоту библейского сюжета и свет далекой Вифлеемской звезды…
Ну а мы еще вернемся и к разговору о Рождественском вертепе, и о творчестве нашей потрясающе талантливой землячки Валентины Георгиевны Кузнецовой.

Илюзя КАПКАЕВА.

Дата создание новости 31-12-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 277     Номер: 95(13379)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.