$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Предвестники новейшей эпохи в истории БГАТД


Предвестники новейшей эпохи в истории БГАТД

4 октября 2014 года, когда над Уфой нависли темные тучи и осенний дождливый ветер безжалостно срывал с деревьев последнюю листву, а природа, покорно склонив голову, готовилась к встрече с холодной и долгой зимой, Башкирский академический театр драмы озарил город теплым светом «Черноликих» Мажита Гафури. Люди, пришедшие в тот вечер на премьерный спектакль, покидали театр тихо: их лица были задумчивы и несказанно прекрасны. Кто-то стыдливо прятал влажные от слез глаза и торопился быстрее раствориться в толпе, кто-то, вполголоса выражая свои эмоции, широкими жестами что-то транслировал собеседнику, а кто-то, напротив, многозначительно молчал.

Это был исторически значимый спектакль, разделивший путь Башкирского академического театра на до и после. Спектакль предельной наполненности и интенсивности, он наносил эмоциональный и одновременно эстетический удар по зрителю. Все без исключения понимали: в тот вечер произошло очень важное событие, после чего национальный театр не будет прежним. Как показало время, действительно начиналась новейшая эпоха в истории БГАТД, эпоха со своим неповторимым стилем, индивидуальным подходом, глубоким и бесстрашным изучением современности. Творческая команда, работавшая над этим спектаклем во главе тогда с режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан Айратом Абушахмановым, вывела национальный материал на новый уровень художественного мышления, когда трагическая история башкирских Ромео и Джульетты – Галимы и Закира – становилась историей всеобщей.
Поменяв местами зрительный зал и сцену (публика располагалась на подмостках, а действие разворачивалось по всему периметру зрительного зала и сцены), постановочная группа снова перевернула ошибочное на тот момент представление о башкирском театре как об искусстве, понятном только узкому кругу людей. Поворачивая зрителей лицом к залу, театр предлагал новые условия игры. Смахнув пыль с материала почти вековой давности, неоднократно и успешно ставившегося на башкирской сцене, и подвергая столь излюбленный национальным зрителем жанр мелодрамы смелой деконструкции, режиссер искал новые смыслы и эстетические коды. В результате, ломая традиционную сценическую постройку, но при этом сохраняя национальную самобытность, живую мелодику башкирского языка и бережное отношение к обычаям, он поставил спектакль-ритуал, спектакль-прощание с прошлым, где традиции причудливым образом трансформировались в современные формы.
Спектакль «Черноликие» тут же заметили ведущие критики страны и стали приглашать на престижные фестивали. На Всероссийскую национальную театральную премию фестиваля «Золотая Маска» «Черноликие» были выдвинуты в 5 номинациях, где художник спектакля, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Альберт Нестеров стал обладателем премии в номинации «Лучшая работа по костюмам». Это была первая «Золотая Маска» БГАТД – абсолютно заслуженная и долгожданная. Думается, что жюри фестиваля тогда поразил красивый визуальный ряд спектакля, изящество форм и грамотная стилизация, выстроенная на стыке аутентичности и современных тенденций мирового театра. Костюмы актеров были сшиты из натуральных тканей и вручную расшиты яркими, но не броскими национальными узорами и орнаментами. Цветовая и световая партитура спектакля постепенно менялись от светлых тонов к темным, когда черные фигуры фанатично настроенной толпы закрадывались в беспечный мир молодёжи, и, наконец, к кровавому цвету трагедии, когда в финале Галима (заслуженная артистка РБ Римма Кагарманова, Гульнара Казакбаева) появлялась в красном. Ее платье с удлиненными рукавами и объемными воланами, напротив, подчеркивало хрупкость и красоту молодого и нетронутого тела Галимы. Спрятавшись под лоскутным одеялом, предназначенным для свадебного ложа, в финале она погружалась в вечный сон. Сшитое из разноцветных и пестрых кусочков стеганое одеяло, таким образом, превращалось в саван.
Тандем Айрата Абушахманова и Альберта Нестерова, сложившийся в эти годы в национальном театре, принес республике немало успешных постановок, прославивших башкирский театр за пределами нашей малой родины. Это мрачный спектакль о голодоморе начала ХХ века «Джут» (2015) по пьесе Олжаса Жанайдарова; постановка «Я – Марат» (2018) по рассказам Урала Галиева, которая возвращала нас в неуютное и тесное пространство 1980-х; «Гульбустан» (2019) Кадыра Даяна, Дамира Юсупова – хлесткий и жесткий спектакль об экологической катастрофе, кстати, оказавшийся пророческим для нашей республики. И, наконец, нашумевший спектакль «Зулейха открывает глаза» (2017) по роману Гузель Яхиной в инсценировке Ярославы Пулинович, который был удостоен Первой специальной премии Жюри драматического театра и театра кукол «Золотой Маски» – «За сценическое прочтение романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Неукротимый, безжалостный, правдивый спектакль открывал глаза всем. Сидя в неудобных креслах, на спинки которых были накинуты ватные пронумерованные телогрейки заключенных, зрители становились непосредственными свидетелями, живыми участниками исторических событий и вместе с главными героями проходили их сложный путь, изувеченный системой и тоталитарным режимом. Этот спектакль о нашей истории, лезвием полоснувшей по человеческим судьбам, менял также представление многих о прошлом страны.
И вновь очередная постановка талантливого режиссера и одаренного художника поразила своей красотой – красотой эмоциональной, чувственной, эстетической. В спектакле, где лица всех героев одинаково были обмазаны серой глиной, торжествовала безудержная любовь к человеку. Маленькая забитая девочка Зулейха (Римма Кагарманова, Ильгиза Гильманова), родившая от нелюбимого мужа четверых мертвых детей, но при этом не повзрослевшая, вдруг обретала силу, мужество и внутреннюю свободу, когда встречала настоящую любовь в лице Игнатова (Азат Валитов). Из куклы с выбеленным лицом она превращалась в отважную женщину, способную на поступок, и тут же на глазах старела, сгорала, когда лагерные надзиратели густыми мазками снова накладывали на ее лицо морщины, а на волосы – седину.
Пространство Альберта Нестерова, распахнутое вширь, в глубину и в высоту, с обнаженной машинерией, колосниками, стенами искрилось и переливалось морозным серебром и могильным холодом – это Сибирь, куда отправляли репрессированных. Здесь не до любви. Много написано об этом спектакле и достаточно было отсылок к сказкам и мифам, но, кажется, еще никто не ассоциировал этот спектакль с андерсеновской «Снежной королевой», где Кая с очерствевшим, заледенелым сердцем спасала горячая любовь маленькой Герды. Так Игнатова, отравленного идеями революции, слепо верующего в них, с грузом совершенных преступлений, спасает Зулейха. В этой боли, грязи, в почти физическом присутствии убитого мужа, в беспросветном адском подземелье, среди голода и смертей, под удивительный реквием композитора Ильшата Яхина любовь рождалась как спасение.
Спектакль «Зулейха открывает глаза» возвел Башкирский академический в один ранг с ведущими театрами страны, став визитной карточкой не только национального театра, но и в целом театрального искусства Республики Башкортостан. До закрытия на карантин коллектив БГАТД объездил с «Зулейхой» многие города и веси России, сыграл его в рамках Театральной Олимпиады мирового масштаба в Санкт-Петербурге на сцене Большого драматического театра имени Георгия Александровича Товстоногова. Два года подряд на этот спектакль трудно было достать билет. Люди стали специально приезжать в Уфу из других городов на один вечер лишь только для того, чтобы посмотреть именно нашу «Зулейху», что уже говорит о многом.
Содружество режиссера Айрата Абушахманова и художника Альберта Нестерова – это тот редкий случай, когда республике есть чем гордиться. С каждым спектаклем это сотрудничество двух талантливых людей крепчает, набирает обороты, восхищает и удивляет неожиданными формами, неповторяющимися историями, удивительными открытиями, как в Башкортостане, так и за его пределами. Впереди нас ждет первая постановка знаменитого башкирского романа-эпопеи «Буренушка» Тансулпан Гариповой. Уверена, что это будет еще один этапный спектакль в истории Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Так что считаю вполне логичным и заслуженным выдвижение творческого тандема Айрата Абушахманова и Альберта Нестерова на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

Айсылу САГИТОВА,
театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства УГИИ.
На снимках: Айрат Абушахманов и Альберт Нестеров; сцены из спектаклей.
Фотографии предоставлены литературной частью БГАТД.


Предвестники новейшей эпохи в истории БГАТД

Предвестники новейшей эпохи в истории БГАТД

Предвестники новейшей эпохи в истории БГАТД

Дата создание новости 18-09-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 441     Номер: 65(13444)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.