$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Здесь всё напоминает о Великом Руди!


Здесь всё напоминает о Великом Руди!

Принято считать, что театр начинается с вешалки. Применительно к Башкирскому государственному театру оперы и балета можно считать, что его музей начинается с самого здания, потому что все здесь дышит историей, уходящей к началу прошлого столетия.

Это и парадная лестница, сегодня утопающая в свете множества ламп – многоярусной люстры, мягкие блики которой во всем великолепии отражаются в обрамленном бронзой зеркале – по ней некогда ступали легендарные личности, в числе коих Михаил Калинин, Галина Уланова, Дмитрий Шостакович, Сергей Лемешев, Борис Штоколов, Ирина Архипова, Вячеслав Гордеев, Евгения Мирошниченко, Герард Васильев… И зрительный зал, на земляном полу которого в 1919 году (тогда еще без крыши) была «расквартирована» кавалерия, возглавляемая легендарным комдивом Василием Чапаевым, а в 1962-м - премьерное исполнение «Патетической оратории» Георгия Свиридова под управлением выдающегося хормейстера Александра Юрлова…
И красивый паркетный зал, именуемый сегодня Греческим из-за находившихся там скульптур греческих богинь и маленькой копии памятника национальному герою Салавату Юлаеву, к сожалению, утраченных в период реконструкции 1987 года.
И выставочный зал, предназначавшийся устроителями Аксаковского народного дома под коллекцию работ нашего знаменитого соотечественника Михаила Васильевича Нестерова, но в силу обстоятельств он начал функционировать лишь через несколько десятилетий…
И наконец, музей истории БГТОиБ, решение о создании которого было принято на Художественном совете театра
9 февраля 1978 года, когда коллектив готовился торжественно отметить 40-летний юбилей, запланированный на 14 декабря. Экспозиция будущего музея собиралась по крупицам в течение нескольких лет. Артисты приносили редкие архивные любительские снимки, запечатлевшие выступления концертных бригад в санаториях республики и перед воинами 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, фотоотчеты с мероприятий по культурному обслуживанию и оказанию помощи сельчанам подшефных районов в период сенокоса. Вскоре, благодаря энтузиастам и ценителям академического музыкального искусства, основной фонд, включающий афиши, публикации театральных критиков Раджапа Хайруллина и Суюндука Саитова, балетного критика Майи Тагировой, фотографии уфимских фотографов Олега Виноградова и солиста оперы Олега Полянского, был помещен в Красном уголке (в настоящее время – одна из балетных гримерок), а в 1982 году оформлен и выставлен в музее имени народной артистки РСФСР и БАССР Гузели Сулеймановой. Именно эту экспозицию видел наш великий земляк Рудольф Нуреев, который в 1987 году посетил Уфу… В прогулке по городу его сопровождал корреспондент ИТАР-ТАСС Виктор Воног, чьи снимки облетели весь мир…
Сегодня в том зале располагается музей, посвященный Рудольфу Нурееву, который распахнул свои двери перед посетителями 27 мая 2008 года, в день открытия XIV Международного фестиваля балетного искусства, проводимого в честь Бога танца XX века с 1993 года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. А поводом послужила коллекция (156 артефактов массой 133 кг), которую Башкирский государственный театр оперы и балета получил из Международного фонда Нуреева от имени Правительства Соединенного Королевства Великобритании в день рождения танцовщика – 17 марта 2008 года. Пять городов претендовали на этот дар: Казань, Пенза, Москва, Санкт-Петербург и Уфа. Но Фонд отдал предпочтение городу детства и юности танцовщика, где тот сделал свои первые шаги на пути к балетной славе.
Безусловно, каждый снимок или буклет есть свидетельство огромной любви их создателей к кумиру миллионов – Рудольфу Нурееву, который не только был уникальным танцовщиком, но и изменил стиль и задал новые стандарты мужскому танцу. В витринах стеллажей фотографии Рудольфа Хамитовича в красивых балетных па с многочисленными партнершами – Марго Фонтейн, Ноэллой Понтуа, Зизи Жанмер, Соней Аровой, Натальей Макаровой…
Множество печатной продукции и репетиционной одежды; предпочитаемая Великим Руди косметика от основателя знаменитого американского бренда – Маx Fаctor - Максимилиана Факторовича, работавшего в начале века гримером в Большом театре и специалистом по косметике при дворе русского императора; а также медали и подношения от благодарных поклонников, кожаные дорожные сумки. Костюм Джеймса в балете Левенсхольда «Сильфида», созданный специально для Канадского Королевского балета, когда датский танцовщик Эрик Брун уступил Нурееву право исполнить главную партию в первый премьерный вечер, колеты Базиля и Жана де Бриена в спектаклях «Дон Кихот» Минкуса и «Раймонда» Глазунова, которая, несмотря на многочисленные усилия Нуреева, так и не «прижилась» на европейской сцене…
И сегодня коллекция нашего музея пополняется дарственными подношениями. Это 10 фотографий французского мастера Франсетт Левьё, головные уборы от американского музыканта итальянского происхождения Джулиана Гарджулло и графические работы от подруги Нуреева, известного ювелира и скульптора из Греции Лизи Сотилис.

Рамиля ЛАТЫПОВА,
заведующая музеем БГТОиБ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Дата создание новости 17-05-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 659     Номер: 32(13594)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.