$ - 79.0028
€ - 90.0068

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Неразрывная связь

На единой цифровой платформе

На урок истории – к паровозу «Лебедянка»

Дерзкий башкир – гроза японцев

Духовики ССМК как оплот победного духа колледжа!

Тепло отзывчивого сердца



В канун дня рождения нашего города во втором корпусе Национальной библиотеки РБ имени Ахмет-Заки Валиди (в Доме купца Чижова) открылась выставка работ художника Марии Шубиной, получившая название «Теплая Уфа». В новой экспозиции представлено более полусотни графических листов, запечатлевших уголки нашего мегаполиса. Это исполненные в смешанной технике, сохраняющие Уфу уходящую зарисовки Марии Шубиной, переехавшей в 2017 году на берега Агидели с Донбасса и полюбившей город на семи холмах всем сердцем.
И Уфа, 450-летию которой, равно как и дню ее рождения, посвящена эта выставка, платит автору взаимностью, став для Марии Николаевны в каком-то смысле вторым домом. Здесь эта обаятельная, открытая, исполненная витальности молодая женщина обрела семью, любящего и любимого мужа – в их доме подрастает дочка, которая нынешней осенью пойдет в первый класс. Скажу больше – Маша перевезла в Уфу маму, а это, безусловно, знак подлинного доверия городу, который принял нашу героиню в свои теплые объятия. И название выставки городских пейзажей «Теплая Уфа» многозначно и несет в себе сразу несколько смыслов. Начнем с того, что с первого знакомства Уфа покорила Марию Николаевну разнообразием архитектуры, безусловно, впечатлив сохранившимися в том числе и образцами деревянного зодчества… Живое тепло этих раритетов, таящих в себе дыхание уфимской жизни минувших эпох, вдохновили художника Шубину на создание целого цикла пейзажей из разных уголков Уфимского полуострова. И это тепло нового для нее города вызвало ответное чувство, пробудив желание запечатлеть необычную красоту этих строений, в которых некогда размеренно и логично текла иная жизнь. И ведь из этого бытия, из этих реалий, связанных с давно ушедшими эпохами, вышла со временем Уфа нынешняя, многоэтажная, шумная, в чем-то суетливая, крикливая, забывающая подчас о долгоденствии своих предков… А еще она теплая у Марии Николаевны потому, что доброта и добросердечие нашего города согрели иззябшую в поисках защищенности и покоя ее душу, дав ощущение оседлости, уверенности в завтрашнем дне, то, что называется чувством дома. И третье, на мой взгляд, значение названия Машиной выставки связано с тем, что благодарность, переполняющая нашу героиню, вылилась в замечательный цикл этих графических работ. И все они есть отклик Марии Николаевны на гостеприимство, волна ответного тепла людям, принявшим ее и полюбившим.
…Самое удивительное, что познакомились с Марией Николаевной мы тоже в День города, впервые встретившись в Саду Сергея Тимофеевича Аксакова на семейном фестивале, который столица проводила в прошлом году. Мария Шубина вела тогда в одной из локаций обновленного Сада Аксакова мастер-класс, помогая людям, впервые взявшим в руки акварельную кисть, запечатлеть на пространстве белого листа композицию, предложенную художником, – окно в голубой раме старой резьбы и плавно струящаяся за стеклом ткань шторы… Мария Николаевна была очень мягкой со своими подопечными, в числе коих оказалось и много пожилых людей; переходя от одного импровизированного мольберта к другому, она деликатно делала замечания, порой беря в руки кисть и не обидно, но в то же время решительно поправляя огрехи своих великовозрастных подопечных. Шубина опытный педагог, она считает, что передать свои умения и знания ученикам – это одна из важнейших задач. И ее опыт, а он у Марии Николаевны богатый (достаточно сказать, что в Донецке у нее была своя студия), свидетельствует о том, что безусловные успехи учеников – лучшая награда для педагога. Она и в Уфе занимается с талантливыми детьми, но об этом чуть позже.
…Участники той медитации в Саду Аксакова, пришедшие в восторг от урока под открытым небом, переполняемые эмоциями, которые вызвал в них сам процесс творчества, долго не отпускали Марию Николаевну, ставшую для них проводником в какой-то новый мир… В общем, я не могла ждать, поскольку мне нужно было двигаться дальше, и, взяв у Шубиной номер телефона, договорилась с ней созвониться.









Вторая встреча произошла уже на персональной выставке Марии Николаевны, которая проходила в пространстве Центральной городской библиотеки на улице Комсомольской, 138. Вот там нам удалось немного побеседовать. Хотя тех, кто хотел поговорить с автором работ, оказалось тоже немало… Добавлю: на Комсомольской развернулась уже не первая выставка художника Шубиной. Первая прошла в стенах Государственного академического русского драматического театра РБ, который периодически в лаконичном формате представляет своим зрителям произведения мастеров изобразительного искусства… В общем, если вернуться к началу этого материала, то становится ясно, что образчики графики Марии Шубиной постепенно движутся по Уфе. И, учитывая ее любовь, я бы даже сказала – нежность к тем островкам прошлого нашего города, которые еще сохранились, приближаются к исторической его части. И экспозиция в уникальном, прекрасном по своей архитектуре и антуражу Доме Федора Егоровича Чижова, лесопромышленника, некогда Городского головы, благотворителя, в свое время сделавшего для своих соотечественников невероятно много, стала свидетельством того, что они наконец встретились – взгляд Марии Шубиной на подлинную красоту и очарование Уфы патриархальной и тень, частица света того уголка земли, который лица необщим выраженьем напоминает нам, откуда есть пошла индивидуальность, своеобычность нашего города... Сама Мария Николаевна считает: «У вас здесь много сокровищ. Иные уфимцы даже не знают того, что в городе есть такое. Мне очень нравится улица Октябрьской Революции. Там и дворянские усадьбы еще сохранились, и прекрасные купеческие особняки. Это важно отреставрировать, ведь со временем все исчезнет бесследно. Я хожу, рисую, стараюсь запечатлеть, сохранить крупицы истории. Такое разнообразие – и деревянные домики, и красный кирпич! Необычно, красиво, особенно на фоне белого снега. И для меня эти дома действительно живые, потому что они буквально пропитаны историей. Заходишь в какой-то старинный особняк, представляешь, кто здесь жил, какие балы были, светские беседы текли…
То есть тебе открывается сама история! И ты понимаешь, это не имеет цены. Это важно хранить для потомков. Сохранить хотя бы через картины, зарисовки! Не только с помощью фотографии. Ведь чем ценно творчество художника? Личным отношением, своим взглядом. Тем, что художник пропускает эти ощущения через себя и показывает людям то, что важно именно для него.
…На Донбассе нет деревянной архитектуры, зодчества, не осталось этого. Вторая мировая война все снесла. А сейчас добили оставшееся. То есть максимум из красоты – это сталинский ампир…
…Чем отличается Уфа от Донбасса, от Крыма? В Крыму вообще все время тепло. В зимнее время там, собственно, зима недели две. И в основном в домах нет отопления. То есть ты бережешь тепло с помощью кондиционера, обогревателя. И все равно это не тот уровень тепла, который возможен здесь. У меня сейчас зимой в квартире плюс 25. Для меня вообще потрясающе! И ты не чувствуешь холода, который за окнами. И здесь семья – это тоже о тепле. Ведь там я все время была одна. А теперь у меня муж, доча. Если бы мне в Уфе было плохо, я бы мужа уговорила уехать куда-нибудь. Но я полюбила этот город, его жителей, у меня и с родственниками мужа отношения очень близкие, они мне по-настоящему стали родными».
…Маша родилась в Лисичанске – это город на северо-западе ныне Луганской Народной Республики, крупный промышленный центр, один из старейших на Донбассе (основан в 1710 году). История его неразрывно связана с поселком при каменноугольном руднике и первой шахтой Донбасса. Вспоминая Лисичанск, она плачет, зная, во что он сейчас превратился под бомбежками ВСУ, и я аккуратно перевожу разговор. Училась моя героиня в Луганском педагогическом университете. Она филолог, преподаватель украинского и французского языков. Отец работал на заводе, потом ушел в исполком на должность начальника отдела защиты прав потребителей. Мама трудилась в соцзащите. Никто в семье никогда не занимался творчеством. Мама, правда, любила рукодельничать. В детстве Маша рисовала фигурки животных, затем стала копировать персонажей диснеевских мультфильмов. Иногда фантазировала в своих рисунках на тему разных сказочных принцесс и волшебных замков…
А потом все повернулось так, что, учась в университете, она в 19 лет пошла в изостудию. Увидела картину Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения». И была поражена: «Такие реальные объемные предметы, формы, что-то очень необычное. Я тоже так хочу!» В общем, попыталась сама нарисовать портрет Земфиры. Получилось вроде бы похоже, но плоско, невыразительно… Подумала: «Хорошо бы научиться портреты рисовать!» И пошла учиться. Сначала были гипсы, натюрморты, академический рисунок, ей показалось это скучным, ненужным. Но педагог убедила: освоить все это чрезвычайно важно! В итоге из пятнадцати человек, которые записались в студию, одна Мария окончила курс через три года. А затем ее работы увидели люди, имеющие отношение к изобразительному искусству, и посоветовали учиться дальше, сказав: «Надо развиваться!» И Маша переехала в Донецк, поступив в вуз на «дизайн», и открыла свою студию.
«Дизайн» – потому, что художественной академии в Донецке не было, пришлось бы ехать в Киев, Харьков, Одессу, Львов… А Мария уезжать не хотела, потому как у нее была очень успешная студия. Она проводила и мастер-классы для взрослых. Радовалась, когда открывала среди пришедших к ней просто настоящих самородков.
«А в 2014 году началась война, и многие институты перевели – кого в Киев, кого – на Западную Украину. А наш подписал договор с Ростовским университетом, и мы на повторную защиту поехали туда. Так что официально, получив уже российский диплом, я окончила архитектурный факультет Южного федерального университета».
А вот вам, читатель, еще один штрих характеристики столь одаренной и широко мыслящей личности, каковой является Мария Николаевна Шубина. В копилке ее достижений есть и диплом об окончании экономического факультета Денецкого Национального университета…
…«Когда началась война, я поехала в Севастополь, – продолжает Мария. – Думала, немного выдохну, осмотрюсь и решу, что делать дальше. Но получилось так, что осталась там на два с половиной года. Тоже открыла студию, поскольку опыт уже был. И мне повезло встретить добрых людей, которые за аренду помещения особо денег с меня не брали. Начала больше заниматься с детьми, работала педагогом в государственном кружке по рисованию. А в 2017 уехала в Уфу.
Мария Николаевна человек чрезвычайно деятельный. Сначала, открыв для себя патриархальную Уфу, она увлеклась урбан-скетчингом (городские зарисовки). Изначально писала акварелью, но что-то ее в тех этюдах не устроило, и она попробовала подчеркнуть кое-какие детали на листе тонким маркером. Результат ее впечатлил, и с того самого времени она работает именно так. Кстати, в свое время в Севастополе в 2016 году Мария Шубина была соорганизатором I и II Фестивалей урбан-скетчинга. А в Уфе она нашла единомышленников и теперь постоянно встречается с собратьями по творчеству и вкусу, вместе рисуют, участвуют в пленэрах…
На выставке в Доме купца Чижова несколько коллег Марии Николаевны говорили о том, что любая ее работа уже изначально становится материалом для открытки, с самых лучших сторон рекламирующей Уфу. Мне кажется, что Маша действительно прирожденный дизайнер, работая над тем или иным городским пейзажем, она изначально компонует его так грамотно с точки зрения именно дизайна, что вид приобретает некую эталонность визуальной привлекательности. Я еще не рассказала о том, что в поисках натуры Мария Николаевна вдоль и поперек исходила всю Уфу, сохранив в своих пейзажах не только патриархальный дух нашего города, но и его современное «звучание». Исследуя же заповедные уголки столицы Башкирии, она беседует со старожилами, редкими уже обитателями врастающих в землю домишек, и ныне художник Шубина владеет огромным объемом информации об уфимской старине. И практически в каждом из своих графических листов она оставляет зрителю некий знак, указывающий на жизнестойкость архаики: то по двору домика-крошечки гордо прохаживается вполне себе сытый и лоснящийся котейка, то на оконце пышно цветет герань или ощетинился иголками кактус… А подчас Маша оставляет особую метку, на которую зритель обязательно обратит внимание – скажем, в пейзаже взгляд ваш зацепит большой красный кирпич, словно специально брошенный на первом плане…
Мария Николаевна натура энергичная. Она работает педагогом по декоративно-прикладному искусству в Молодежном клубе «Вертикаль» (улица Ленина, 72), и ее ученики радуют наставницу наградами, завоеванными ими на различных творческих конкурсах. А если вы вдруг увидите трансформаторную будку, с которой на вас глянет забавная куница – символ нашего города, или нарядную электрощитовую, покрытую кремовой пеной цветущей липы, то к этому тоже приложила руку художник Шубина. Да, вот еще – на необычной аллее перед Башкирским государственным театром кукол, где так любят теперь прогуливаться родители с детьми, да-да, той самой, на которой посетители внимательно рассматривают уменьшенные в разы объекты культурного наследия разных стран – от величественного Исакиевского собора из Петербурга до нарядного храма Василия Блаженного из Москвы, тоже есть следы творческого участия Марии Шубиной. Ведь Мария Николаевна сотоварищи расписывали эти уникальные миниатюры…
Моя героиня далеко не первый художник, который создает циклы пейзажей, посвященных столице Башкортостана. В числе тех, кто запечатлел наш город, есть и подлинные мастера старой школы, и представители новой волны, но в этой симфонии уфимской жизни звучит теперь и исполненный тепла голос флейтового тембра, принадлежащий Марии Николаевне Шубиной…

ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»…
Мария Шубина – участник международных, региональных и городских выставок в Уфе, Донецке и Севастополе.
Автор двух книг по рукоделию: «Лепим теремок из пластилина», «Новые джинсы за один вечер – украшаем, перешиваем, расписываем», издательство «Эксмо», Москва, 2007 год.
Победитель конкурса архитектурного рисунка от компании INGRAD, Москва, 2020 год (организатор – арт-платформа «Архографика»).


Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 12-06-2025   Комментарии (0)   Просмотров: 35     Номер: 41(13876)     Версия для печати

13 июня 2025 г. №41(13876)


«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2025, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.