$ - 94.0742
€ - 99.9341

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Озарение

Её сердце бьётся на кончике кисти...


 Её сердце бьётся  на кончике кисти...

Когда ближе узнаёшь Лейсан Рахматуллину - человека и художника, понимаешь, что природа наградила эту женщину крылатой душой. Эта благодать всегда сопровождала её по жизни, помогая прокладывать те пути и тропинки, которые привели Лейсан к осуществлению ее мечты - стать художником. Вдохновением и поэзией окрасила она творчество нашей героини, ставшей сегодня одним из ведущих мастеров акварельной живописи Башкортостана.

...Лейсан с детства любила и умела рисовать, но в далёком башкирском селе Аккузево Илишевского района, где она родилась в 1964 году, не было художественной школы. Но это не стало для неё преградой. Несколько лет девочка жила вдали от семьи в столице Башкирии - в интернате Республиканской детской художественной школы имени Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева, успешно её закончила. Затем были годы учёбы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института, занятия академическим рисунком, масляной живописью, но уже в те поры Рахматуллина отдала предпочтение акварели.
Что ж, 1970-1980-е годы были временем, когда в Уфе в полную мощь творили такие известные мастера акварели, как Василий Лесин, Зуфар Гаянов, Иван Фартуков, Виктор Суздальцев, чьё искусство получило широкое признание не только в нашем регионе, но и в стране. Лейсан Рахматуллиной было у кого учиться. Не ограничиваясь институтскими занятиями, она пользовалась советами и уроками Василия Лесина, Зуфара Гаянова... В 1986-м успешно защитила дипломный проект - серию листов, исполненных акварелью. Большую роль в становлении художника Рахматуллиной сыграла её работа (впрочем, с чистой совестью сей процесс можно назвать и учебой) во всесоюзных и всероссийских творческих группах. Все происходило на творческой даче имени Дмитрия Николаевича Кардовского (Переяславль-Залесский) в 1989, 1994 годах и в доме творчества "Байкал" (Иркутская область) в 1990-м. В той "мастерской" происходил не только обмен опытом, Лейсан ждали и новые открытия - мира, жизни людей, природы...
Перенимая профессиональный опыт у старших коллег, Рахматуллина понимала, что ей необходимо искать свой путь. И она искала его, активно занимаясь акварелью. Молодую женщину не смущала бытовая неустроенность, то, что мастерской ей служит небольшая комната в общежитии, где она живёт теперь вместе с семьёй - мужем и сыном. Уже в год окончания института Лейсан стала участницей республиканской художественной выставки. Через три года провела свою первую персональную, а затем последовали региональные, всероссийские, международные экспозиции акварельной живописи. Творческая активность и одарённость были оценены: в 1996 году она стала членом Союза художников России, а в 1997-м удостоена звания лауреата Государственной молодёжной премии Республики Башкортостан имени Шайхзады Бабича. Ныне же в "послужном списке" нашей героини более двадцати персональных выставок, в том числе на родине, в Илишевском районе. Скажем больше: три из этих двух десятков экспозиций были развернуты в Москве - в Центральном доме художника. В 2005-м она заняла второе место в Международном конкурсе "Акварель года" (Москва), а в 2013-м - второе место в конкурсе "Арт-Мост-Акварель" (Санкт-Петербург).
Именно погружение в акварель позволяет Лейсан Рахматуллиной органично воплощать в творчестве то, что воспринимает, чувствует её душа. Художник обращается к различным жанрам - портрету, пейзажу, натюрморту, часто соединяя их в одной композиции.
"Автопортрет" 1986 года вошёл в серию работ, которые она представила на защиту дипломного проекта в институте. Перед зрителем возникает образ молодой художницы, жаждущей впечатлений, открытий. Лишь несколькими движениями кисти "проявляет" Рахматуллина немногочисленные детали внешности, более чётко воспроизводя черты лица и направленный на зрителя внимательный, сосредоточенный взгляд. На протяжении всего творческого пути Лейсан сохраняет интерес к этому жанру, используя в нём подобный концептуальный подход в психологическом раскрытии образов. Достаточно назвать такие произведения, как "Гульнара" (1988), "Катя" (1989)... В последующие годы она все настойчивей развивает в этом жанре иную линию - линию лирического портрета-настроения, портрета-аллегории. И как не вспомнить ее "Флору" (1994), "Грусти портрет" (2001), "Озарение" (2013) и другие...
Уже в ранних работах 1988-1989 годов Рахматуллина создаёт свой особый мир, на чем, собственно, и сосредоточен смысл её творчества. В том мире преломляются волнующие художника темы - размышления о красоте сущего, природы, о гранях человеческих отношений и характеров. Таковы её листы "Деревенька моя", "Возвышение", "Весенняя свежесть". При некоторой традиционности изобразительного языка Лейсан находит для них образы и детали, которые убедительно выражают философскую устремлённость её размышлений, направленных на выявление духовных начал и смысла жизни.
По-своему интересна серия из трёх листов "Состояние" (1989), интригующая зрителя некоторой нарочитой недосказанностью. Интересно наблюдать, как увлечённо автор ведёт игру чёрно-белых цветов, раскрывая их контрасты или тонкие тональные грани, как ищет и находит выразительность фактуры каждого листа. Данные работы есть определённый эксперимент на пути обретения профессионального опыта.
Этот конкретный опыт был положен ею в основу целого ряда произведений последующих лет. В частности, он обрёл законченные формы в серии листов 1990 года "По Байкалу". Как известно, хороший учитель для любого художника - натура. Увиденная, оцененная Рахматуллиной во время поездки на Байкал, восхитившая художника, она дала ей яркие впечатления и эмоции, которые отозвались множеством творческих открытий.
В композициях "Зов льдов", "Среди гор", "По Николаевской железной дороге" те открытия выражены в стилизованных формах, передающих ощущения могучей красоты необыкновенно притягательного для художника края, величия мироздания. Органичны с их образным содержанием напряжения пластических форм и колорита, строящегося на созвучии аскетичных чёрно-белых тонов. Автор далека от натурного копирования, суть и самобытность её работ - в умении уловить и передать дыхание вечности, тайны, которую хранит природа полюбившейся ей земли.
...В том же 1990-м по впечатлениям от поездки Лейсан создала два великолепных листа с одинаковым названием "Багульник". Они показательны в том плане, что становится очевидным: её мастерство складывалось не только под влиянием башкирских учителей и русской школы. Нет, Рахматуллина открыла для себя и новую культуру - красоту искусства Востока, и, следуя его традициям, создала утончённые по поэтическому, колористическому звучанию композиции. Отзвуки этих традиций мы "читаем" и в лаконизме, и в изысканной пластике листов, и в их глубокой одухотворённости и лиризме. Эти качества свойственны многим произведениям Лейсан последующих лет.
Мастер Рахматуллина неоднократно бывала на Байкале, и каждая из тех поездок увенчана созданием новых работ. В 2001 году, например, родились серии листов "Сияние Ольхона" и "Возвращение к Байкалу". В числе этих произведений - "Лестница с небес", "Цвет в небеса", "Ностальгия", то есть размышления автора, отождествляющего величие этого края с красотой и тайной мироздания. Этот материал неизменно рождает в её душе богатую игру воображения. Ассоциативность восприятия художницей окружающего позволяет ей создать в произведениях мир, в коем живут реальность и поэтический вымысел. Она изобретает (находит, открывает) свой собственный язык и приёмы. В каждой работе - выразительное живописное пространство, обогащённое тонкой игрой ритмов, нюансировкой цвета. За кажущейся импровизацией свободно и легко нанесённых мазков прозрачной акварели стоит мастерство художника, достигающего их гармонической цельности. В стихию этой свободы и игры полупрозрачных цветовых плоскостей Лейсан зачастую вводит выполненное тонкой кистью изображение какой-либо конкретной детали, акцентирующей направление философской мысли автора.
Серийность - характерный принцип творчества художника, стремящегося к многогранному раскрытию взятой темы. Таковы её многочисленные работы, созданные по впечатлениям от поездок в различные годы - на Байкал, как уже было сказано выше; в Переяславль-Залесский; а еще циклы произведений, воплощающих различные грани переживаний, чувств и размышлений Рахматуллиной.
Как подлинный художник, Лейсан Рахматуллина придаёт вечную ценность тому материалу (часто простому), который пронизан светом её крылатой души. Поэтически преображённым предстаёт он в её произведениях, жанр которых зачастую трудно определить. В каждом случае, отталкиваясь от какой-либо жизненной детали или ситуации, автор вкладывает в работы, прежде всего, философский смысл, исповедуя поэтическое восприятие жизни. Таковы триптих "Флюиды" (1995), с его метафорической трактовкой рождения и существования мира; повествующая о стремлении человека к духовности и красоте серия листов "Очертания" (1999), диптих "В небо зрящие" (2004), в котором столь пронзительны ноты размышлений о судьбах людей в мире... И все они наполнены таинственным очарованием.
В свойственной Лейсан метафоричности образного строя произведений - отражение не только её лирико-романтической поэтики, но и пантеистического мировосприятия, которое строится чаще всего на светлых, жизнеутверждающих началах. Именно они окрашивают листы "Солнца гнёздышко" (2004), "Месяц Рамазан" (2004), "Августа хлопоты" (2009)... В таких работах нет лежащих на поверхности тем и сюжетов. Напротив, в них есть некоторая недосказанность, которая побуждает зрителя к разгадке авторской тайны, к более глубокому вхождению в образную структуру произведений. В каждом листе - отблеск высокой красоты, воплощённой музыкой цвета, взятого то насыщенными аккордами, то в тонкой гармонии сближенных тонов. Её "откровения" отличает чистота и лёгкость письма, умелое использование декоративных особенностей акварельной живописи.
А теперь давайте вслушаемся в названия работ Лейсан Рахматуллиной - "Солнца озарение", "Поэзии строка...", "Чаша голубая"... Они звучат как стихи, и в этом заключено ещё одно свидетельство глубины и цельности поэтической натуры автора.
Слиты в нежную музыкальную гармонию и её многочисленные композиции с цветами - "Левкои от Лейлы" (2003), "Цвета небес" (2005), "Желтая радуга" (2008) и многие другие. Серию неповторимых по красоте акварелей она написала в 2011 году. Здесь и брызжущий золотом цвета и теплом пробуждения натюрморт "Весны ожерелье", и как контраст к нему - лист "Сирени аромат" с утончённостью его пластики и словно растворённой в дымке оттенков изысканного запаха нежно-сиреневой гаммой. Глядя на листы из триптиха "Осенние метаморфозы", понимаешь, что Лейсан находит в своём искусстве истинное блаженство - столько в них поэтического откровения, эмоций, переданных игрой цвета и пластики!..
Насыщенным в жизни Рахматуллиной был 2013 год. Лейсан вновь побывала на Байкале, открыла здесь для себя незнакомые места, затем ставшие "героями" её произведений. А еще в составе творческой группы она работала в одном из центров русской духовной жизни на севере России - в Кижах. Понятен живой интерес, который художник проявляет к архитектурным памятникам и природе этого заповедного края, запечатлевая их в акварельных листах из серии "Кижские жемчужины". В каждом из них со свойственным ей мастерством Лейсан показывает уголки священной земли. В данном случае ей важна подлинность изображённого, несущего ощущение живого дыхания истории. Акварель "Часовня архангела Михаила" из данной серии, в которой словно благостный свет исходит с небес на эту древнюю землю, воспринимается как апофеоз духовности, святости, царящей в подлунном пространстве.
...Лейсан Рахматуллина активна и целеустремлённа в своих творческих поисках. Её сердце художника и поэта чутко воспринимает красоту и многообразие жизни, рождая неповторимые художественные образы. В своё время Анна Петровна Остроумова-Лебедева говорила: "Кисть - близкий друг художника, если на её кончике бьётся его сердце".
Присущие Лейсан Рахматуллиной глубокие, задушевные интонации, мастерство их воплощения подтверждают справедливость слов известного русского художника.

Валентина СОРОКИНА,
искусствовед, заслуженный работник культуры России и Башкортостана.



Дата создание новости 6-02-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 590     Номер: 23(12671)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.