$ - 75.4550
€ - 82.0120
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Туганлык-2012

Сильный характер рождает героя


Сильный характер рождает героя

Пятый Международный фестиваль тюркоязычных театров “Туганлык” завершился. Закрытие его, на котором состоялось вручение заслуженных наград победителям, с большим успехом прошло на сцене Башкирского государственного академического театра имени Мажита Гафури.

В последний раз встретились здесь участники большого театрального праздника, взглянули друг другу в глаза, обменялись крепкими рукопожатиями. И пока шла торжественная церемония, на экране всплывали сцены из фестивальных спектаклей.
Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк Республики Алтай представил на “Туганлыке-2012” трагикомедию “Тургак”. Поставлен спектакль режиссером Михаилом Кулунаковым по собственному, как отмечено в театральной программке, сценарию. (Вообще, к программкам критики и жюри относились очень внимательно, ведь это - один из показателей культуры театра, творческого коллектива, а посему изучали их еще до начала спектакля очень пристально!) Так вот, в своем бумажном “предисловии” к действию алтайцы рассказали, что Тургак есть некая метафизическая дыра в пространстве, попав в которую, люди не могут из нее выбраться. Как бы ты ни двигался, все равно будешь стоять на месте. В фольклоре многих народов можно встретить рассказы о подобных местах. Но кто бы мог подумать, что режиссер адаптирует к реалиям своего народа знаменитейшую пьесу Сэмюэля Беккета “В ожидании Годо”, причем даже не упомянув первоисточник?! Оставив моральную сторону этого вопроса, скажем, что спектакль, несомненно, несет опечаток театра абсурда. Двое - в версии алтайцев Башпарак и Бажыкырлу (беккетовские Владимир и Эстрагон) - ждут. Ждут, когда придет некто и разрушит Стену, преграждающую им путь. И пусть это будет Ойрот-Хан из древней легенды или тот самый Годо - не важно. Важно, что есть два человека, в ком, как и в любом из нас, есть начало духовное (и потому они находятся в Пути!) и начало физическое (они хотят есть, и ботинки натирают уставшие ноги). Но герои пытаются преодолеть то отчуждение, ту заброшенность, отчаяние, в котором находятся. Стена отвечает им лишь глухим молчанием.
То, что у французского абсурдиста ХХ века сокрыто, завуалировано (“Если бы я знал, кто такой Годо, я бы так и написал в пьесе”, - говорил Беккет), у Михаила Кулунакова досказано и однозначно. И более обнадеживающе. Если у Беккета герои при полной готовности идти так и не двигаются, то в спектакле Алтайского театра появление слепого Кайчи, одним лишь жестом указывающего, что дорога не только упирается в стену, но и простирается в противоположном направлении, дарует нам, зрителям, надежду. Пусть герои пока и не осознают этого, как не видят и тех нитей, что тянутся от ветвей дерева ввысь - туда, откуда в финале спускается Некто и, озарив их, спящих, неверным светом свечи, уходит, чтобы и дальше также пристально приглядывать за ними.
Исполнители главных ролей Иван Кукуев и заслуженный артист Республики Алтай Аржан Товаров удостоены премии “За лучший актерский дуэт”.
С большим нетерпением ждали на этом фестивале известный Хакасский театр драмы и этнической музыки “Читиген”. Их поэтическая драма “Остров небесных сетей” также явилась переработкой мировой классики. Поэму средневекового японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона “Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей” поставил режиссер Баатр Колаев.
Невероятно красивый, созданный в едином стиле спектакль, идущий под звуки живого оркестра, перекликается и с японским театром кабуки, и с европейским брехтовским театром. За роль Тахея заслуженный артист Республики Хакасия Валерий Топоев, виртуозно владеющий приемами отстранения, награжден призом “За лучшую мужскую роль второго плана”.
История двух влюбленных, разделенных социальными границами (Кохару - гетера в “селении любви”, Дзихей - торговец бумагой), поднимается на уровень античной трагедии, настолько сильны характеры героев, настолько мощен конфликт.
Трагическая невозможность двух любящих сердец соединиться в этом мире приводит к страшному финалу - герои уходят на Остров небесных сетей, чтобы умереть вместе. Сыгранная на высочайшем профессиональном уровне, трагедия рождает в зрительном зале катарсис. Не это ли самое ценное в театре? Не этого ли ждем мы от искусства?..
Фестиваль завершен. К сожалению, нельзя объять необъятное. В течение недели каждый вечер параллельно шли три, а то и четыре спектакля на разных сценических площадках Уфы, и увидеть все было невозможно. А очень хотелось бы! Так что будем надеяться, что афиша следующего фестиваля (а ждут его все с огромным нетерпением, и может быть, не через традиционные шесть лет, а чуточку раньше!) будет построена так, что никто из участников не будет обделен вниманием.
Тюркоязычный театр - самобытный, ищущий в своем творчестве пути национальной идентификации и открытый веяниям театра мирового. И потому он не может быть не интересен! Такой фестиваль, где бы встречались народы одной некогда большой страны и гости из других стран тюркоязычного мира, просто необходим. И как прекрасно, что проходит он в нашей гостеприимной многонациональной республике, в славной его столице.
До скорой встречи, “Туганлык”!

Сильный характер рождает героя


Елена Попова.
НА СНИМКАХ: главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури Айрат Абушахманов; фрагмент из спектакля “Остров небесных сетей”.


Победители и дипломанты фестиваля “Туганлык”
“ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ” - коллектив Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра Республики Башкортостан за спектакль “Москва - Васютки” Флорида Булякова.
“ЗА ОРИГИНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ” - коллектив Восточно-Казахстанского областного театра драмы имени Жамбыла Республики Казахстан за спектакль по произведению Абая Кунанбаева “Поскольку человеком я зовусь”.
“ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА” - главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени М.Гафури АЙРАТ АБУШАХМАНОВ за постановку спектакля “Затмение” по трагедии Мустая Карима “В ночь лунного затмения”.
“ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ” - актриса Кумыкского государственного музыкально-драматического театра имени А.Салаватова Республики Дагестан ТОТУХАНЫМ ОСАЕВА за исполнение роли Хевы в спектакле “Богатая женщина” по пьесе Али Амирли.
“ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ” - актер Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра ФИЛАРИТ БАКИРОВ за исполнение роли Старика в спектакле по пьесе Флорида Булякова “Москва - Васютки”.
“ЛУЧШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ” - спектакль по пьесе Нихата Асъялы “И сказал господь шейтану” Анкарского государственного театра Турецкой Республики.
“ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА” - актриса Нюрбинского государственного драматического театра Республики Саха (Якутия) АЛЕКСАНДРА КРИВОГОРНИЦЫНА за исполнение роли Сказительницы в спектакле “Богатырь Кюн Кюбэджэ” Василия Иванова-Чиллэ.
“ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА” - актер Хакасского театра драмы и этнической музыки “Читиген” Республики Хакасия ВАЛЕРИЙ ТОПОЕВ за исполнение роли Тахей в спектакле по драматической поэме Тикамацу Мондзаэмон “Остров небесных сетей”.
“ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ ДУЭТ” - актеры Национального драматического театра имени П.В.Кучияк АРЖАН ТОВАРОВ за роль Бажыкырлу и ИВАН КУКУЕВ за роль Башпарак в спектакле “Тургак”.
“ЛУЧШЕЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ” - спектакль по поэме Эшрефа Шемьи-Заде “Аслыхан” Крымско-Татарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина).

ДИПЛОМАНТЫ I степени:
- актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина Республики Татарстан ГУЛЬНАЗ НАУМЕТОВА;
- актер Кумыкского государственного музыкально-драматического театра имени А.Салаватова Республики Дагестан БАЙСОЛТАН ОСАЕВ за создание яркого сценического образа в спектакле по пьесе Али Амирли “Богатая женщина”;
- актер Балкарского государственного драматического театра имени К.Кулиева Кабардино-Балкарской Республики ЗАРИФ БАПЫНАЛАНЫ за создание яркого сценического образа в эпизодической роли в спектакле по пьесе Владимира Жеребцова “Плачет ива за горой”;
- актриса Крымско-Татарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина) ЛЕМАРА ДЖЕЛИЛОВА за создание яркого сценического образа в спектакле по пьесе Эшреф Шемьи-Заде “Аслыхан”;
- актеры Крымско-Татарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина) ЭЛЬДАР ДЖЕЛИЛОВ, МАРЛЕН ОСМАНОВ, НАРИМАН АМЕТОВ за воплощение национального духа в спектакле по пьесе Эшреф Шемьи-Заде “Аслыхан”;
- коллектив Баткенского областного музыкально-драматического театра Республики Кыргызстан за спектакль “Не будем расстраивать друг друга” по пьесе Бексултана Жакиева (реж.А.Абдыкалыков);
- коллектив Балкарского государственного драматического театра имени К.Кулиева Кабардино-Балкарской Республики за спектакль “Плачет ива за горой” по пьесе Владимира Жеребцова (реж.М.Кульбаев);
- коллектив Чувашского государственного театра юного зрителя имени М.Сеспеля Чувашской Республики за спектакль “Серебряное войско” по пьесе Марины Карягиной (реж.С.Васильев);
- коллектив Гагаузского национального драматического театра имени М.Чакира ТАО Гагаузия (Молдова) за спектакль “Камень в доме” по пьесе Василия Александрии (реж.И.Хаджи).

Дата создание новости 18-09-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2818     Номер: 179(12077)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.