$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Народный учитель России

Особая химия любви

Наконец-то Лиза Киямовна сама получила оценку. Высшую!


Особая химия любви

Призеров олимпиад, которые подготовила учитель химии Лиза Агадуллина, не счесть. А сколько ребят с ее легкой руки поступали в Башкирский государственный медицинский университет, на химические факультеты Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова и Башкирского государственного университета!..

И когда под финал прошлого года стало известно, что Лиза Киямовна удостоилась высшего звания "Народный учитель России", бывшие и нынешние ученики, коллеги и друзья от души порадовались за нее - это действительно заслуженная оценка труда педагога. Кстати, награда в буквальном смысле штучная. И в республике на сегодняшний день единственная. Интересно, что звание "Народный учитель Республики Башкортостан" Лизе Киямовне тоже присвоили одной из первых.
Буквально на днях уфимский педагог вернулась из Москвы, где ее и других особо отличившихся россиян поздравлял Президент страны Владимир Путин.

- Лиза Киямовна, что вы почувствовали, когда узнали о присуждении Вам высшего педагогического звания?

- Изначально я была против поездки в Москву - все-таки возраст уже не тот (Лизе Киямовне исполнилось семьдесят пять лет - И.Н.), да и повышенного внимания не хотелось. Но мне сказали: "Это награда не только твоя, она нужна для сферы образования всей республики". И только в Кремле я оценила справедливость этих слов. Оказывается, в последний раз звание "Народный учитель России" присуждали два года назад. Много это или мало для целой страны? Сколько в Кремле было врачей, инженеров, артистов! А педагог единственный... Но после моего выступления все шли ко мне с добрыми словами, выказывали уважение... Я предложила поставить в столице нашей страны памятник учителю начальных классов, ведь у нас есть скульптурные композиции, посвященные представителям самых разных профессий и даже животным, а вот педагогов не особо балуют. В Москву меня повезла директор лицея № 42 Альбина Касимовна Галимуллина, после вручения наград она подхватила меня и бегом через весь зал к Владимиру Путину, чтобы я смогла пообщаться с ним лично. Президент следил за всем этим с улыбкой. И пообещал мне, что памятник в Москве обязательно будет.

- Знаю, что наград у Вас очень много... Вы - заслуженный учитель Российской Федерации, дважды удостаивались Соросовского гранта, Ваше имя украшает Зал национальной трудовой славы Российской Федерации, в общем, этот список так длинен, что перечислять можно очень долго...

- До пятидесяти пяти лет меня особо не баловали грамотами и званиями. Но накануне моего юбилея коллеги собрали педагогический совет и выступили за то, чтобы меня удостоили звания заслуженного учителя Республики Башкортостан. Я вырастила много призеров конкурсов и олимпиад, но и думать не думала о наградах. В какой-то момент меня заметили, стали везде приглашать, чествовать. А ведь сколько у нас хороших учителей, которые даже "отличника образования" не получили!.. Наверное, как-то надо отслеживать их успехи, поощрять. Для меня же главная награда - работать с детьми. Спросите, где бы я больше всего на свете хотела оказаться, отвечу без раздумий: "На уроке в своем классе". Всю жизнь по воскресеньям и праздникам собирала детей в химкабинете или у себя дома, сначала занимались, а потом пили чай. Ребята приходили сразу из двух школ... Я около двадцати лет работала в лицее № 42 и школе № 27.

- Общаюсь с Вами и с трудом представляю, что Вы кому-нибудь могли бы поставить "двойку". Или на уроках всякое случается?

- Сразу скажу, у меня "двоек" не бывает. Если ребенок что-то не выучил или не понял, то приходит в воскресенье и пересдает. Терпеть не могу, когда в журнале сплошь неудовлетворительные оценки. Это вина прежде всего учителя - ты педагог, и значит, ты плохо объяснил. Программу изучаем не час или два, а столько, сколько нужно для усвоения материала. Если одну тему ребята не поймут, значит, и дальше будут проблемы. Помню, ко мне перешел мальчик из 115-й школы, он очень старался, но базы необходимой не было. Пока я вела урок у другого класса, он сидел в лаборатории, слушал и запоминал. Впоследствии много раз говорил, что все олимпиады выигрывал благодаря таким "дополнительным" урокам.

- А как обстоят дела с "пятерками"? Может быть, у Лизы Киямовны высшую оценку сложно получить?

- Нет, конечно, нет. Я никогда не заставляла детей учить параграфы из школьной программы, мы даже занимаемся по учебникам из моей личной библиотеки. В свое время разработала программу по химии для классов с углубленным изучением этого предмета. В ней я расставила темы в той последовательности, в которой мне удобнее и детям проще осваивать. Программу утвердили в Башкирском институте развития образования. Без этого нельзя. И каждые пять лет авторскую методику проверяют. И школьники стараются не пропускать мои уроки, даже если заболели: иначе им придется разбираться самостоятельно по различным источникам и энциклопедиям. На уроках стараюсь создавать какие-то проблемные ситуации, чтобы учить детей думать, творчески подходить к решению той или иной задачи. И терпеть не могу, когда учителя начинают диктовать текст учебника. Зачем? Дети могут это все дома прочесть. Просто время уходит, жалко. И после окончания урока ребята встают и уходят, а что останется у них в голове? Мои ученики после звонка не спешат расходиться, им интересно доделать задания, разобраться в сложных вопросах. У нашей школы очень тесная связь с химическим факультетом МГУ. Декан факультета Валерий Лунин отмечал, что ученики Агадуллиной лучше всех приспособлены учиться и умеют думать. Однажды дошло до смешного - один мой ребенок, дабы заслужить хорошее отношение, передал Валерию Лунину якобы от меня мед. Потом он, конечно, позвонил и сознался во всем, очень просил не выдавать его декану.

- А как Вы относитесь к ЕГЭ? Кто-то говорит, что школьники с ним совсем разучатся думать...

- В ЕГЭ, как и во многом другом, есть положительные и отрицательные стороны. Однозначно сложно сказать. Но его большой плюс в том, что сразу после сдачи Единого государственного экзамена ребенок может уехать куда-то отдохнуть, а не готовиться еще к вступительным в вуз. И документы можно подать в любой город, в том числе в Москву и Питер. Вызывают вопросы задания ЕГЭ, встречаются такие, что составлены безграмотно и предусматривают несколько правильных ответов. От этого экзамена зависит судьба молодого человека, поэтому сейчас усиленно готовимся к его сдаче, в выходные я ребят "гоняла" по заданиям. А вот репетиторство никогда не брала и не беру, это большая ответственность. Если ты занимаешься с ребенком, то изучай тему до тех пор, пока он ее не поймет, а не те оплаченные сорок минут или час... Иначе это уже бизнесмен, а не учитель. Конечно, я педагогов понимаю: зарплаты маленькие, семью кормить надо, но это не оправдание.

- Учитель - это не только человек, который делится своими знаниями, но еще и воспитатель...

- Всегда учила детей быть вежливыми, не хамить и уметь извиниться. Если сама провинилась, то тоже просила прощения. Ведь иначе нельзя, учителя подают пример. У меня были разные ученики, даже такие, которые стояли на учете в милиции. Кто-то из них был способным, но вот учить параграфы, добросовестно заниматься... Они считали себя выше этого. По другим предметам их выгоняли с уроков, а я старалась заинтересовать. У меня был один хулиган, состоявший на учете в комнате милиции, выпивал, были серьезные проблемы в семье. Но он полюбил химию, занял на Российской олимпиаде первое место, потом закончил МГУ. И таких у меня было немало.
...Вы знаете кому нужно идти в школу? Учителям, которые досконально изучили свой предмет. Необходимо постоянно работать, читать энциклопедии. Еще одно качество - доброе сердце. На уроках химии никогда не вставало вопроса о дисциплине. Почему-то считается: если учитель заболел и не приходит на урок, все классы радуются. Ничего подобного. Если я не приходила на уроки, ребята переживали, что пропускают столько интересного.

- А сейчас дети другие?

- Часто можно услышать такое мнение. Возможно, чем-то они и отличаются, слишком много времени проводят за компьютером, теплоты душевной у них, наверное, меньше. Но дети стараются, воспитывают себя. Скажем, мне нравятся те, кто... дает списывать одноклассникам: значит, не эгоисты. На уроках никогда не повышала голос, не ругалась. У учителя должна быть внутренняя культура. Иногда меня приглашают в БИРО на курсы подготовки. Учу педагогов своим хитростям. К примеру, стараюсь заинтересовать ребят уже с шестого класса: прихожу к ним, провожу опыты, и в детских душах загорается искорка интереса... Дальше - больше. Правда, потом учителя по другим предметам обижаются, что столько внимания к химии со стороны школьников.

- А если перемотать жизнь, точно пленку, назад, с чего все начиналось, как Вы пришли в профессию?

- Начинала свою трудовую деятельность пионервожатой, по мне, так это лучшая работа. Служила в глухой деревне Арсланово в Кигинском районе, потом дали возможность еще и вести математику, поскольку учительница заболела. Мои ученики были старше меня, все пытались подловить на ошибках. Правда, не получалось. Я же школу на круглые "пятерки" закончила, у меня были сильнейшие учителя, эвакуированные из Ленинграда. Мы очень любили и уважали наших педагогов, а после окончания школы сразу семь девочек-отличниц пошли в педагогический институт. Кто-то стал учителем математики, кто-то физики, я выбрала химию. Очень уж мне по душе моя наставница по этому предмету - Изида Алексеевна. Она меня часто хвалила, видимо, мне это нравилось. Сначала думала пойти на химический факультет БГУ, но мои подруги руками замахали: "Нет, ни в коем случае, решили же поступать все вместе, поэтому поедем в Бирск!". Я в буквальном смысле из школы не выходила, вела танцевальный, пела, играла на инструментах, лучше жизни и придумать не могла. Это моя стихия. Цыгане не могут не гадать, а я не могу не учить.

- Несмотря на то, что вся Ваша жизнь проходит в школе, на хобби время тоже остается...

- Да, я очень люблю цветы и свой сад! Дни считаю до того времени, когда появится зеленая травка. Я же родилась в деревне, последний ребенок, огород, помню, был огромный, пятьдесят соток... Так вот сейчас мой балкон летом в буквальном смысле слова расцветает, а про мой сад в шутку говорят: "К вам, наверное, билет надо покупать, как в музей".

Вопросы задавала Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


ДОБАВИМ...
На днях Лиза Агадуллина принимала поздравления в муниципалитете. 31 января глава Администрации столицы Ирек Ялалов вручил знаменитому педагогу Почетную грамоту Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. А уже на следующий день, 1 февраля, Лиза Киямовна стала главной героиней торжества, проведенного в ее честь в Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы. Поздравить Лизу Агадуллину с присвоением высокого звания, а также с юбилеем, который она отметила в первый день 2017 года, пришли заместитель министра образования республики Венера Валеева, заместитель главы Администрации столицы Сынтимир Баязитов и другие официальные лица. Много теплых слов в адрес Лизы Киямовны было сказано и ее учениками.


Особая химия любви

Дата создание новости 3-02-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 615     Номер: 10(13086)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.