$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Тяга к знаниям... по месту прописки


 Тяга к знаниям... по месту прописки

Только взрослые, собиравшие своих детей “первый раз в первый класс” ...дцать лет назад, уверены, что общеобразовательная эпопея стартует 1 сентября. А те, чьи отпрыски готовятся впервые облачиться в школьную форму, беспокоиться начинают уже сейчас, потому что ребенка в школу еще надо записать. И вопрос сей непрост.

“С октября по март моя дочь посещала подготовительное отделение “Малышок” при одном из уфимских лицеев. К нему мы относимся по месту жительства. В апреле дети прошли тесты по основным дисциплинам - письмо, счет, у них проверили технику чтения. Дочь показала очень неплохие результаты, учителя ее похвалили. Но в зачислении в лицейский класс нам отказали. Будем учиться в 1 В или Г. Якобы девочка слишком активна, неусидчива. А первый А - класс показательный, ученики должны быть настроены только на знания. Права ли администрация школы, отбирая в лицейские классы по результатам тестирования?”
Письмо уфимки Анны Тихоновой перекликается с аналогичными историями, которыми весной на форумах обмениваются родители будущих первашей. Обсуждения бурные, изобилуют деталями. Опытные родители успокаивают: практика показывает, что большинство спорных ситуаций можно решить в так называемом ручном режиме.
Между тем вопросы зачисления в первый класс регулируются нормативными документами. Там четко прописано, что дети, проживающие на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением, зачисляются в него в обязательном порядке.
По словам начальника отдела общего и дополнительного образования Управления образования Администрации Уфы Ирины Басенко, заявления от родителей “приписанных” детей в школах принимают с 1 февраля 2016 года. У потенциальных учеников, изъявивших желание обучаться не по месту прописки, документы будут рассматривать с 1 июля при наличии свободных мест. То есть администрация учебного заведения вправе отказать “не своим” детям только по причине отсутствия “вакансий”.
И поделать здесь вроде бы ничего нельзя. Правда, опыт подсказывает, что есть послабления для тех, чьи старшие братья или сестры являются учениками данной школы. Кое-где идет в зачет посещение платного подготовительного отделения. Данные моменты в каждом конкретном случае решаются индивидуально. Иногда - в том самом “ручном режиме”.
Существующие правила приема дают полную свободу администрации школы. Ничто не мешает ей отказать заявителям, обратившимся не по месту жительства, сказав, что классы укомплектованы. А потом все же пойти навстречу и ненавязчиво подсунуть претендентам банковский бланк с прописанной кругленькой суммой. Например, известны случаи, когда детей принимают при условии покупки комплекта учебников. В прошлом году это было порядка пяти-шести тысяч рублей. Конечно, требование незаконно. И обратись родители с жалобой в районный отдел народного образования или в прокуратуру, поборы тут же пресекут. Однако мало желающих начинать “школьные годы чудесные” с неприятных инцидентов.
“Не нравится - не платите, идите в другую школу”, - звучат и такие ремарки. Мол, финансирование школ сокращено, где учебным заведениям взять средства на пополнение библиотечного фонда, ремонт, текущие нужды?
Если вы уверены, что набор в школу продолжается, а ваше заявление не принимают, требуйте от администрации письменное подтверждение отказа с указанием даты. И обращайтесь в вышестоящие инстанции.
Теперь что касается тестирований и иных вступительных испытаний для первоклассников. В общеобразовательных школах они незаконны (специализированные учебные заведения, например музыкальные или художественные, - предмет отдельного разговора). И все же проводятся повсеместно. Да, педагоги называют их иначе, выбирая допустимые формулировки. Сути это не меняет.
Попасть в лицей, гимназию либо аналогичный класс считается престижным. Завуч одной из уфимских гимназий так прокомментировала ситуацию:
- Официально профильных классов в начальной школе нет. Они формируются в среднем звене. Но готовить почву нужно заранее, с первых лет обучения. И отбор в классы, которые станут костяком специализированных, где ряд предметов дается углубленно, необходим. Если у ребенка нет способностей, например, к математике, и он попал в класс точных наук исключительно по воле родителей, то ему будет трудно освоить программу. Рано или поздно возникнут сложности и с учебой, и психологического характера. Надежды на репетиторов тоже себя не оправдывают. Даже самый опытный репетитор не заставит ученика прыгнуть выше головы. Опять-таки от специализированных классов всегда ждут лучших результатов. Невозможно давать их только за счет профессионализма педагогов. Это ресурс исчерпываемый. Нужны мотивация, талант детей, поддержка класса.
Вообще, практика формирования классов по уровню подготовки себя оправдывает. Нецелесообразно объединять бегло читающих детей и тех, кто едва вызубрил алфавит.
Данное мнение поддерживают многие учителя, ведущие классы с литерой А - их по традиции комплектуют из самых сильных ребят. Педагоги утверждают, что если в таком коллективе есть отстающие или нарушающие дисциплину дети, то от родителей рано или поздно поступают просьбы устранить учеников, которые сбивают рабочий ритм.
Рациональное зерно в таком подходе есть. Но ведь получается, что мы создаем идеальные условия для изначально хорошо подготовленных детей. А что же те, кого не водили в платные развивающие центры? Они не всем сейчас по карману. Эти ребята отсекаются. А среди них наверняка есть те, кто мог бы стать гордостью школы. И как же принципы отечественной педагогики: троечникам равняться на лучших, отличникам поддерживать отстающих?
Еще один щекотливый момент. Школы активно переходят на электронное образование. Родителей заранее извещают об обязательности покупки гаджетов - планшетов и ноутбуков. Тем, кому это не по силам, придется проглотить обиду. И даже если ребенок демонстрирует выдающиеся способности, его определят в класс, работающий по старинке, то бишь по бумажным учебникам.
Возвращаясь к письму нашей читательницы. Семье нужно взвесить все “за” и “против” и либо обратиться к директору школы с просьбой письменно изложить причины отказа зачислить дочь именно в 1А, либо отпустить ситуацию. Возможно, правильное решение подскажет консультация психолога.

Мила ДОРОШЕВИЧ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Дата создание новости 12-05-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 137     Номер: 90(12988)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.