Инклюзия
С особыми школьниками множатся и проблемы
Термин “инклюзия” мы узнали относительно недавно. Еще лет десять назад родители маленьких инвалидов, особенно имеющих тяжелые диагнозы, и мечтать не могли, что их дети будут учиться вместе со здоровыми сверстниками, погрузятся в полноценную школьную жизнь.
Благодаря государственной программе “Доступная среда”, которая реализовывалась с 2011 года, удалось сломать многие барьеры, разделяющие особых и обычных детей. Речь в первую очередь идет о барьерах физического плана - ведь зачастую школы отказывались принимать учеников с ограниченными возможностями здоровья из-за отсутствия пандусов, подъемников. Иногда узкий дверной проем в кабинет становился непреодолимой преградой к знаниям.
Сегодня 70 уфимских образовательных учреждений, а это 54 процента школ города, оборудованы по программе “Доступная среда”. В нынешнем учебном году инклюзивно получают общее образование 2 008 школьников с ограниченными возможностями здоровья, 812 детей с инвалидностью. Но еще очень многое предстоит сделать. Вопросы обеспечения в столице Башкортостана специальных условий для обучения особых детей рассматривает межведомственная рабочая группа, созданная из представителей Министерства образования, городского Управления образования и его районных отделов, Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, общественных организаций. В пятницу, 29 апреля, состоялось очередное выездное заседание данной рабочей группы. Оно прошло в средней школе № 95 Советского района.
Огромный плюс таких выездных совещаний налицо. Директора школ закидали вопросами Нурию Салихову, начальника отдела по делам инвалидов республиканского Министерства труда и социальной защиты. Федеральный закон № 419, который вносит в отдельные федеральные законодательные акты изменения, связанные с ратификацией конвекции о правах инвалидов, и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (он вводится с будущего учебного года) ставят перед педагогами задачи, которые прежде решать не приходилось.
Четыре года назад, когда школы начали получать федеральные средства по программе “Доступная среда”, мало кто четко представлял, как следует действовать. В основном деньги шли на оборудование пандусов, открывались сенсорные комнаты, залы ЛФК, оборудовались кабинеты, расположенные на первом этаже, под коррекционные классы. Однако новые федеральные требования предписывают делать акцент не на условиях реабилитации, а на доступности образовательной услуги. Проще говоря, особый ученик должен беспрепятственно зайти в здание школы, раздевалку, ему должны быть доступны столовая и туалетная комнаты, библиотека, актовый зал или иное помещение, где проходят массовые мероприятия. Если слабовидящий ребенок приходит в сопровождении собаки-поводыря, нужно предусмотреть, где пес будет ждать ученика.
Некоторые уфимские школы столкнулись с такой ситуацией. Были набраны начальные коррекционные классы. Для ребят создали необходимые условия. Но дети успели вырасти, перейти в среднее звено. Там, как известно, школьники переходят в течение дня из кабинета в кабинет, порой - на разных этажах. А подъемники для колясочников отсутствуют. Выделенные деньги уже освоены, второй раз средства по федеральной “Доступной среде” не выделяются. Менять школу родители отказываются. И понять их можно - ребенок адаптировался, привык к коллективу. Как быть?
Конечно же нужно смотреть на перспективу. Проводить мониторинг: выяснять в детских садах, центрах детского развития, дети с какими именно диагнозами через какое-то время поступят в школу. И исходя из этих данных оборудовать образовательные учреждения. Ни к чему, скажем, оснащать школу тактильной плиткой и другими элементами для слабовидящих детей, если в районе таких малышей нет. Или сразу нескольким учреждениям закупать дорогостоящие лифты. Нет необходимости всем школам иметь пандусы. То есть имеет смысл составить районную карту медицинских специализаций. В таком случае и бюджетные деньги будут освоены эффективно, и каждый особый ребенок получит возможность учиться.
Таких практических моментов на выездном заседании было поднято немало. Вера Устинова, представляющая организацию родителей детей с расстройствами аутистического спектра “РАСсвет”, предложила педагогам методическую помощь. С вниманием была выслушана информация об обучении работающих с особыми детьми педагогов, которое ведет Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы.
Людмила
КОНДРАШОВА.
КОНДРАШОВА.
4-05-2016 (0) Просмотров: 1 302 Номер: 84(12982) Версия для печати