$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Салават за четверть века стал для меня родным»


«Салават за четверть века стал для меня родным»

Предстоящий ремонт памятника Салавату Юлаеву стал одним из самых «горячих» вопросов, затронутых на недавней большой пресс-конференции Главы Башкортостана Радия Хабирова.

Тема эта вызвала широкий общественный резонанс и бурное обсуждение на многочисленных публичных площадках. Это неудивительно: речь идет об уникальной скульптуре, изображающей национального героя Башкортостана, главном памятнике и символе республики, запечатленном на гербе РБ и широко известном далеко за пределами нашего края, а после проведения в Уфе саммитов ШОС и БРИКС — и во всем мире; и наконец, самой большой конной скульптуре Европы.
«Вечерняя Уфа» не раз давала репортажи о реставрации выдающегося творения Сосланбека Тавасиева. Сейчас пришло время поговорить на эту тему подробнее. Наш сегодняшний собеседник - руководитель архитектурно-реставрационного бюро «БАДИ-С» Наиля Майорова, посвятившая изучению памятника Салавату Юлаеву без малого четверть века и знающая почти все об этой скульптуре. Повод для встречи выдался приятный: на днях Наиля Рашитовна получила согласование проекта реставрации от Государственного управления по охране памятников и объектов культурного наследия Республики Башкортостан, а прежде - положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по реставрации.
Мы беседуем в уютном кабинете дома моей визави; на стенах - дипломы, грамоты, Благодарственные письма от заказчиков, в числе которых Администрация города Уфы, Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи-2014...
- Наиля Рашитовна, поздравляем с победой!
- Спасибо, но это еще не победа, а лишь один из этапов. Правда, этап очень серьезный; впереди много работы, включая прохождение еще одной экспертизы сметной документации. Необходимо провести инженерные геофизические и гидрогеологические изыскания оснований и грунтов, а также решить множество других вопросов. Наш памятник Салавату - абсолютно уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире.
- Но есть и другие известные конные статуи, скажем, в Чехии…
- Есть! Но наша отличается, во-первых, компоновкой, во-вторых, способом установки и, наконец, расположением в городском ландшафте. К тому же, в отличие от большинства «европейцев», Салават отлит из чугуна. Решение Сосланбека Дафаевича понятно - в России иные традиции, поэтому многие памятные сооружения, связанные со значимыми датами, историческими личностями, национальными героями, выполнены именно из этого металла.
- Говорят, у нас не осталось специалистов, понимающих специфику чугуна…
- Неправда. Мастеров, специализирующихся по этому металлу, безусловно, немного, но они есть, особенно у нас на Урале. Когда мы восстанавливали четырехэтажную чугунную лестницу XIX века в одном из зданий Башкирского государственного медицинского университета, то имели честь работать с одним из таких умельцев, который по праву может носить звание «Левши»…
Наиля Рашитовна открывает передо мной страницы альбома с фотографиями, и сразу скажу, что великолепный вид воссозданной в БГМУ старинной лестницы впечатляет!
- На этом объекте мы удачно применили разработанный мной метод неразрушающего восстановления, итальянцы только недавно пришли к аналогичной технологии. Один из наших мастеров, кстати, принимал участие в реставрации рубиновых звезд московского Кремля, - продолжает Майорова. - Мы, к сожалению, разучились ценить то, что имеем: это относится и к людям, и к технологиям. Во всем мире вопросам сохранности памятников, в том числе борьбе с коррозией, — уделяется большое внимание, я отслеживаю все новинки, регулярно общаюсь с зарубежными коллегами. Могу заверить: и у России есть что перенимать.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Откуда у Вас такая любовь к металлам?
- С институтской скамьи (улыбается). Окончив факультет промышленно-гражданского строительства тогда еще Уфимского нефтяного института, я работала в институте «Башгипробиосинтез», где была занята расчетами и конструированием объектов микробиологической промышленности, в том числе больших колонных ферментеров - в Ленинграде, в новосибирском Академгородке, Благовещенске, Мценске. Затем во всесоюзном объединении «Спецэнергоремонт» возглавляла конструкторское бюро, занималась разработкой технологий антикоррозийной защиты оборудования в энергетике, нефтеперерабатывающей промышленности и на других объектах, относящихся к категории стратегических. В процессе эксплуатации они подвергаются колоссальным нагрузкам, и вероятность ошибки здесь просто исключена. Проводили обследования состояния оборудования, работы по монтажу и сварочные работы. Кроме того, в свое время мы выполняли антикоррозийную защиту и металлизацию цистерн под авиационное топливо для заказчиков из Европы, где и требования, и вообще техническая культура, очень высоки. Ничего, справились (смеется); за рационализаторские предложения и технологические новшества я тогда получила вторую премию по объединению. Так что знакома с разными металлами давно. Это привело меня к возможности заниматься реставрацией, и я прошла обучение в двух известных образовательных центрах - «Петропроф» в Санкт-Петербурге и «А.Ф. КОНТО» в Москве. В будущем это позволило мне получить лицензию Минкульта России на научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы, а также в области реставрации, воссоздания и консервации памятников и объектов культурного наследия.
- Вернемся к национальному герою башкирского народа… нашему герою. Как Вы «познакомились» с Салаватом?
- В 1997-м мне предложили принять участие в конкурсе на реставрацию памятника. Сроки были сжатые - восстановление поверхности скульптуры и устранение имевшихся дефектов нужно было провести за один месяц. Это при том, что с момента установки в 1967-м к Салавату практически не притрагивались. К тому времени у меня уже был достаточный опыт, но согласилась я не без мучительных внутренних раздумий: ведь это не просто памятник, гениальное по замыслу и исполнению творение Тавасиева, это - символ республики, ее национальный герой! Я просто не имела права на ошибку, на кону была моя профессиональная репутация. С другой стороны, для меня как для инженера любой памятник - прежде всего объект, сооружение из металла и камня, который нужно привести в порядок, образно говоря, «вылечить». И так же, как у врача, первая заповедь реставратора - не навреди! Тогда, в 1997-м, в конкурсе тоже участвовали питерские и московские специалисты. Но предложенный ими пескоструйный способ очистки оказался, извините за прямоту, варварским. Эта технология вообще считается не совсем удачной.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Почему?! Старые кирпичные здания после такой реставрации выглядят красиво…
- Если присмотреться, то на старой кирпичной кладке можно заметить гладкий защитный слой, визуально похожий на оплавку. А мощный напор песка разрушает этот защитный слой, и внешний вид кирпича со временем становится хуже. Предложение же покрыть скульптуру Салавата на европейский манер патиной тоже не выдерживало критики: ее чаще используют на меди и бронзе, к тому же в нашем резко континентальном климате через два-три года это покрытие будет иметь весьма непрезентабельный вид. Тогда я предложила свою неразрушающую технологию, мы провели пробную проверочную процедуру, и в итоге реставрацию доверили мне. Муртаза Губайдуллович Рахимов, в те поры Президент республики, практически ежевечерне приезжал посмотреть на то, как ведутся работы. В День Республики Салават Юлаев предстал перед народом во всем великолепии, и для нас это был общий праздник.
- «Вечерняя Уфа» писала об этом...
- Да, помню, то была первая серьезная публикация на эту тему. И я всегда, с момента первой реставрации, говорила о том, что памятник требует тщательного, всестороннего ежегодного обследования, и скорее всего в будущем ему потребуется капитальный ремонт и реставрация. Обследования и текущий ремонт проводились до 2012 года. К сожалению, не всегда в бюджете хватало средств, поэтому научно-исследовательские работы по скульптуре мы провели только в 2020-м. И они однозначно говорят о том, что памятнику требуется капитальная реконструкция. Иначе он дойдет до так называемой «технологической точки невозврата», после чего затраты на восстановление будут на порядки выше: возможно, некоторые элементы конструкции придется создавать заново.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Можно подробнее: каково нынешнее состояние памятника и почему вообще требуется ремонт?
- Причин несколько. Эта скульптура - не монолит, она состоит из множества тюбингов (элементов): фигура всадника, корпус, голова и ноги коня и так далее. Все части соединены болтовыми и специальными креплениями - оправками. - Наиля Рашитовна вновь открывает альбом с фотографиями, и на некоторых из них я впервые вижу памятник изнутри. – Обратите внимание: значительная часть внутренней поверхности покрылась ржавчиной, в некоторых местах стыковки отсутствует крепеж - болты и оправки. Возможно, причина в небрежной сборке, могли быть допущены и оплошности при отливке. Но как специалист по металлам, я абсолютно убеждена в том, что основная причина разрушений кроется в возникшем изменении схемы нагрузок и активной электрохимической коррозии. Конструкция имеет три точки опоры (это часть уникального решения). Так как передняя левая нога коня имеет дефект отливки, то она работает с перегрузкой. Помимо этого произошли деформации стыковочных узлов и ослабления сварных швов. Через образовавшиеся трещины влага проникла внутрь и стала причиной коррозии внутренних полостей. Все это вкупе и привело со временем к ослаблению всей конструкции памятника. Еще один важный момент - сама скульптура расположена непосредственно на плинте (небольшой плите), которая стоит на стилобате. Из проведенных геодезических замеров по сохранившимся реперам видно, что стилобат «гуляет» в пределах нескольких сантиметров в год. Не буду утомлять техническими деталями, но поверьте - ситуация достаточно сложная. И сегодняшнее руководство республики совершенно справедливо озаботилось состоянием памятника.
- Какой Вы видите «дорожную карту» реконструкции?
- В первую очередь нужно провести ряд изысканий по основаниям и грунтам: инженерно-технических, инженерно-геофизических и инженерно-гидрогеологических; и лишь затем оценить полный объем и последовательность необходимых работ, - Наиля Рашитовна достает с полки очередной том с подробными чертежами, трехмерными проекциями и технологическими выкладками. – Далее необходимо при помощи спецтехники снять памятник с основания и на земле, в десяти метрах от кургана, провести все требуемые восстановительные процедуры. И только потом уже укрепить стилобат и вернуть скульптуру на ее законный пьедестал. Кстати, сборка памятника в 1967 году тоже происходила на месте его нынешнего расположения.
- Невозможно представить себе пустоту на этой площади, фантастическая картина...
- Других вариантов нет. В любом случае постамент нужно укреплять, предварительно освободив его от давления сорокатонной скульптуры, это элементарный инженерный расчет. К тому же проводить масштабные реставрационные работы без снятия скульптуры для замены дефектной части передней левой ноги рискованно. А еще будет усилен каркас памятника и выполнено цинкование внутренних полостей, например, как у нью-йоркской статуи Свободы. По наружной поверхности памятника будут выполнены ремонт и антикоррозионная защита. Изменений во внешнем облике не произойдет.
Поверьте, я тоже очень переживаю за Салавата, за четверть века он просто стал мне родным (вновь улыбается). Но мы должны ясно осознавать свою ответственность и просто обязаны сохранить этот уникальный памятник для будущих поколений. Как бы пафосно это ни звучало.
- Спасибо за беседу, желаем и Вам, и всем нам успехов!
- Взаимно, вам тоже большое спасибо.

Беседовал Булат ГАЙНЕТДИНОВ.
Фото автора и из открытых источников.


Дата создание новости 8-10-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 864     Номер: 70(13540)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.