$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Всё это называется – блокада. И детский плач в разломанном гнезде…»


«Всё это называется – блокада.  И детский плач в разломанном гнезде…»

Валентина Григорьевна Драган, что так светло и как-то уже надмирно смотрит на нас с портрета, сделанного фотохудожником Булатом Гайнетдиновым, ушла из жизни 22 июня 2021 года. Исполнилось ей к тому времени 103 года. Я была лично знакома с этой милой женщиной, скорее даже – дамой. Утонченной, воспитанной, красивой. Она работала вместе с моим отцом в институте гигиены и профзаболеваний, в который я, еще школьницей, часто наведывалась, забегая к папе. До сих пор храню подаренную мне Валентиной Григорьевной книжку, посвященную революционерке Клавдии Новгородцевой – жене и ближайшей соратнице Якова Свердлова…

Вспомнила я все это, встретившись взглядом с Валентиной Григорьевной на выставке «Блокадные дети войны», открывшейся в Национальном музее Республики Башкортостан и вобравшей в себя непростые судьбы тех юных уроженцев великого города на Неве, которые в дни блокады были вывезены за пределы Северной столицы, попавших в Башкирию и в дальнейшем навсегда связавших свои судьбы с этой землей…
Среди восемнадцати сделанных Булатом Гайнетдиновым портретов тех, кто прошел ад и морок, очутившись в блокадном кольце, я и увидела согретое внутренним светом лицо Валентины Драган, сразу будто услышав ее интеллигентный выговор и дивный негромкий смех…
Выставку эту, приуроченную к 80-летию со дня начала блокады Ленинграда, я считаю одним из значимых событий, сопряженных с 80-й годовщиной Победы. Родилась она в результате практически трехлетних командировок по республике в рамках Всероссийского проекта Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» - «Помни блокаду.ру». Трое создателей этой выставки откликнулись на призыв нашего земляка, председателя ТРК «Мир» Радика Батыршина, выступавшего на одном из торжественных митингов, посвященных 70-летию начала блокады. Батыршин сказал тогда: «Память о войне уходит, исчезает просто стремительно. И для того, чтобы сохранить ее, донести рассказы о страшном лихолетье до молодого поколения, важно обратиться к личной истории каждого». Из этих слов, собственно, и вырос впоследствии мощнейший проект «Помни блокаду.ру». За осуществление его в Башкортостане взялись три человека – волонтер Межгосударственной ТРК «Мир» Лилия Мифтахова, которая и вовлекла в эту непростую, но крайне необходимую работу фотографа Булата Гайнетдинова и журналиста Нэдду Пухареву. В течение трех лет, с 2016-го по 2018 год, они объездили многие районы республики, стараясь заполнить именами и историями вывезенных к нам из блокадного города людей одну из пустующих страниц Книги Памяти… Сие оказалось делом совсем непростым. Достаточно сказать, что далеко не все шли навстречу в процессе поиска адресов и имен тех, кого удалось вырвать из кольца блокады. В иных районах маленькому отряду памяти подчас даже говорили: для чего это нужно, мол, они же не воевали!.. А кто-то, напротив, помогал чем мог. Но возникала иная трудность: не все блокадники хотели встречаться с участниками группы – жизнь иных подчас была не столь радужной, как принято рассказывать с высоких трибун, а иногда человек просто не мог заставить себя вернуться в прошлое, слишком страшным оно было… Скажу больше, благодаря этим троим в некоторых районах администрация узнавала, что на подведомственной ей территории живут блокадники…

«Всё это называется – блокада.  И детский плач в разломанном гнезде…»


Локомотивом всегда выступала Лилия Мифтахова, ей отказывали, она вновь стучалась в закрытую дверь, добиваясь того, чтобы чиновники выслушали ее и вняли тому, насколько важны сведения, ради которых маленький десант из Уфы приехал в башкирскую глубинку. Далее за дело принимались журналист и фотограф. Тихонечко, деликатно, не перебивая рассказчика, после предварительного знакомства согласившегося поговорить с приезжими о самых страшных в своей жизни днях, Нэдда тянула тончайшую нить беседы, стараясь не спугнуть мысль человека, на глаза которого наворачивались слезы. Она, несмотря на преклонные уже годы хозяев дома, видела в них тех самых испуганных, страдающих от холода и голода детей, коих много лет назад вырвали из фашистского кольца и отправили в Башкирию, где малышам нашелся чувства уголок и горбушка черного хлеба… И, ощутив это тепло, блокадники тянулись к нему, рассказывая Нэдде Пухаревой то, о чем старались не говорить ни с кем. Недаром же материалы журналиста Пухаревой (цикл этот увидел свет на страницах газеты «Единая Россия – Башкортостан») отличаются особой интонацией, будят в сердце читателя боль и сострадание к тем, кто в самом нежном возрасте столкнулся с ужасающим страхом, потерями, смертью, голодом, мародерством – в общем, с тем, что несет война… Серию публикаций Нэдды Пухаревой о блокадных детях войны – можно назвать поступком журналиста, без остатка отдавшего себя благородному делу. И именно поэтому организаторы выставки поместили в рамках рядом с портретами героев тех публикаций тексты самих статей…
Отдельной строкой нельзя не сказать и о работе Булата Гайнетдинова, который делал фотографии этих людей с невероятной любовью и пониманием того, что подняться и встать в полный рост им было после всех испытаний непросто. Приняв каждого, образно говоря, из рук Нэдды, Булат искал нужный ракурс, продолжая разговор с этим взрослым ребенком, пытаясь расположить его к себе, не утомить, не вызвать в нем чувства раздражения. Он шутил с героями своих фотопортретов, старался бережно поправить выбившуюся из прически прядь, с разрешения плохонько одетых хозяев (особенно тех, кто живет в районе) заглядывал в их платяные шкафы и выискивал там кофточку или платок понаряднее, пиджачок поновей… В итоге фотохудожником было создано примерно тридцать замечательных образов, которые можно назвать символами спасенного и возрожденного Ленинграда. После беседы и съемки оттаявшие люди не отпускали гостей, приглашали их к чаю за накрытый стол, где продолжали вспоминать свою жизнь, делясь с теми, кто ею искренно заинтересовался, самым сокровенным… Мне кажется, то, что сделали Лилия Мифтахова, Нэдда Пухарева и Булат Гайнетдинов, заслуживает какой-то особой оценки, уж безусловно, благодарности.

«Всё это называется – блокада.  И детский плач в разломанном гнезде…»


В экспозицию, развернутую в Национальном музее Республики Башкортостан, вошло восемнадцать фотопортретов и статей из тех тридцати, которые родились по итогам поездок маленького отряда по Башкирии. Добавьте сюда еще два созданных Булатом фотоколлажа из черно-белых снимков, архивных документов и подлинных писем. Казалось бы, немного, но эта малая часть огромной работы исполнена невероятной силы чувства, накрывающего зрителя с головой. И в первую очередь от того, что на первый план в выставке «Блокадные дети войны» выходит абсолютная правда, ранящая, пронзающая, затрудняющая твое дыхание, заставляющая холодеть сердце, но и сопереживать, испытывать бесконечное сочувствие к героям этих замечательных статей и фотопортретов, чьи судьбы в какой-то момент, воззвав к нашей генной памяти, сделали нас лучше, сделали нас совестливыми людьми. И просто людьми.


Илюзя КАПКАЕВА.
На снимках: Лилия Мифтахова, Булат Гайнетдинов и Нэдда Пухарева на открытиивыставки «Блокадные дети войны»; а это фрагменты экспозиции.
Фото Александра ДАНИЛОВА
и Булата Гайнетдинова.


Дата создание новости 15-10-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 654     Номер: 72(13542)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.