$ - 63.9542
€ - 71.1299

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Дайте дорогу празднику

Проводится конкурс

Предприниматель, знай свои права

Среда обитания

"Сможем ли мы называться народом, если не сохраним священную гору Тратау?"


"Сможем ли мы называться народом, если не сохраним священную гору Тратау?"

Нынешний год для доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Розалии Султангареевой особенный - юбилейный. Недавно ее чествовали на ученом совете института. В адрес этой удивительной красивой женщины, яркого талантливого человека было сказано немало добрых, теплых слов. Поздравительные телеграммы от коллег приходили из разных уголков России. Сегодня мы беседуем о том, как важно сегодня в эпоху глобализации сохранить себя, свои корни, родную природу, то сокровенное, что накапливали наши предки тысячелетиями.

- Когда-то давно у тюрков человека чествовали, поздравляли с днем его рождения каждые 12 лет. Я прошла уже пять таких жизненных циклов, - рассказывает Розалия Асфандияровна. - Начинается новый этап, вхождение в более зрелый во всех отношениях возраст. Я очень благодарна своим коллегам, институту, где проработала 33 года. И благодарна судьбе за то, что она дает мне силы заниматься тем, что я люблю: наукой, просвещением, общественной деятельностью. С годами все больше уверена в том, что наука не должна служить узкому кругу специалистов. К примеру, фольклор, которым много лет занимаюсь, должен снова стать достоянием народа. Я много езжу по районам, читаю лекции, провожу семинары, но этого мало. Нужно издавать больше книг, в том числе научно-популярных. Потребность у людей в этом немалая, они сетуют, что не знают обрядов, ритуалов своего народа. Ныне, в эпоху генной инженерии и биоэнергетики, технический прогресс пожирает себя и не в состоянии выработать ресурсы для спасения человечества. Скорее всего, уже запущен обратный процесс, пагубный для нас, когда гонка обогащения и потребления во имя материального первенства затмевает все духовно-прогрессивные начала. Потому ныне мы нуждаемся в тех знаниях, которые наши предки выработали за тысячи лет. Они зашифрованы в форме мифов, сакральных действ, ритуалов, запретов. Это древние, священные и не имеющие равных по силе воздействия, по мере накопленного опыта знания о невидимых связях Вселенной и человека, о потенциалах живой природы, об энергетически сильных полях (местах) земли.
- Действительно, сегодня все подчинено коммерции. Мы утратили те знания, которыми обладали наши бабушки и дедушки, зато теперь нередко живем по чужим сценариям. Новый год у нас давно уже проходит по восточному календарю, под знаком того или иного животного. Большой популярностью у молодежи пользуются хеллоуин, день святого Валентина...
- Соглашусь, что такая ситуация радовать не может. Но я по натуре оптимист, поэтому искренне верю в то, что наши добрые старые традиции возродятся. Иначе мы просто не выживем. Я абсолютно уверена: фольклор является механизмом воспроизводства духовных, психологических, физических сил народа. И нам в условиях кризиса эти силы необходимы. В народном творчестве заложен дух оптимизма, коллективизма, и в то же время каждый отдельный человек воспринимается как великая ценность. В настоящий момент готовлю книгу, посвященную обрядам башкир. В ней я пытаюсь ответить на один очень важный вопрос: как сумел наш народ, переживший столько бед и лихолетий, сохранить себя. Думаю, что все модные западные, восточные веяния, которые на самом деле нам чужды, недолговечны. Ведь они никакой духовной, энергетической силы не дают. Как хорошо, что в нашей республике вновь открылись школы сэсэнов. В районах проводятся праздники в честь народного героя Урал-батыра, когда большое количество людей, собравшихся вместе, читают эпос "Урал-батыр": каждый по несколько строк, затем чтение подхватывает другой. Люди отправляют свои благопожелания в космос и делают это во имя мира на земле. На одном из таких праздников, в Белорецком районе эпос читали пятьдесят восемь человек, а большая площадь была заполнена людьми. Уже третий год проходят флешмобы, посвященные Урал-батыру. Так мы ставим преграду агрессии, ненависти, злобе.
- Розалия Асфандияровна, в статьях и книгах Вы очень тонко, с большой любовью пишете о родной природе, о сакральных для жителей Башкирии местах. Вы одушевляете и одухотворяете горы, реки, озера, пещеры. Как Вам нравится идея поселить Деда Мороза в канун Нового года у подножия Тратау?
- Думаю, это прекрасно, и Дед Мороз - это еще один голос, и довольно громкий, в защиту горы, которую БСК рассматривает в качестве источника сырья. Если серьезно, то скажу следующее: сегодня тысячи людей благодарны Главе нашей республики Рустэму Хамитову за его мудрое решение в отношении Тратау. В прессе продолжают обсуждать эту тему, много говорят о шиханах как об уникальном памятнике природы, священной горе. Почему народ считает Тратау таковой? В прошлом году мы с группой коллег - кандидатами филологических наук Айгуль Хакимьяновой, Фанирой Гайсиной и моим аспирантом Тимуром Мурясовым - выезжали в Ишимбайский район в фольклорную экспедицию и собрали большой материал о Тратау. И почти в каждом доме нам задавали один и тот же вопрос: "А что будет с горой?". Причем эта тема волнует как старожилов, так и молодежь. И вот к какому выводу я пришла: у этой горы свои сигналы, свой язык. Она имеет такое влияние в духовном смысле, какое нам не ведомо.
- Хотелось бы подробнее узнать о преданиях и ритуалах, связанных с Тратау...
- В Башкортостане множество мест, называемых "изге урын" (священное место), "изге тау" (священная гора), "изге шишмt"(священный родник) и другие. Издревле почитаемая башкирами священная гора Тратау среди них особо знаковая. Наши предки перед восхождением совершали омовение, молились Богу. Иные ползли на гору так, что в кровь раздирали колени. На вершине ее молились, призывали святых, затем, вернувшись, проводили обед, в котором принимали участие как мусульмане, так и христиане. К слову, такой же порядок почитания и паломничества на священные горы сохраняется (хоть и в усеченных формах) в современной обрядовой практике.
В сознании народа закрепилась уверенность в том, что "если разрушится гора - разрушится мир; выйдет большая черная вода, масло (kара май) и погубит все вокруг". Это предание записано со слов Фариды Кульбулдыевны Ишембаевой, 1931 года рождения. А Шамсехаят Ямлихаевна Сулейманова, 1926 года рождения, поведала о том, что у горы есть дух, хозяин, который появляется в белом одеянии и охраняет ее. Лет 7 назад вспыхнул пожар, и многие видели, как появился какой-то старец в белой одежде и чудом погасил огонь. Мария Филипповна Залипская в 50-х годах работала на Тратау, жгла известь. Она вспомнила, что однажды рабочие услышали сильный шум воды и громкий гул, и после этого все работы прекратились. Многие считают, что гора полая внутри. Еще рассказывали, что у одной женщины по имени Валентина парализовало дочь. Ей посоветовали оставить девочку возле камня у подножия Тратау, а самой делать обход горы по ходу солнца. На другой день девочка сама села! Целебны и травы Тратау, однако надо знать, в какой день их собирать.
- Интересно, а в наши дни кто-нибудь был свидетелем необычных явлений на Тратау?
- Уже в наше время туристы из Перми услышали голоса под землей. Один из них лег на землю на вершине и в страшном испуге бежал. Еще двадцать человек из этой группы слушали гору: она будто кричала. Многие говорят о звуке падающей воды. Известно, что гора оказывает особое влияние на настроение, физиологическое состояние людей. Информанты свидетельствуют, что "гора успокаивает, исцеляет и силу дает". Один ребенок не мог долго говорить. Родители, проезжая мимо шиханов, остановились возле Тратау. И каково же было их удивление, когда малыш начал повторять вслед за взрослыми ее название: "Татау! Татау!".
Целители, народные лекари регулярно совершают восхождение на вершину, молятся и берут силы у горы. И нет сомнений в том, что Тратау - священное и неприкосновенное место, непосредственно связанное с духовной жизнью, нравственно-этическими нормами поведения человека и древними традициями. С целостностью и сохранностью сакральной горы в народных представлениях связываются идеи мира, благополучия в целом. Тратау благословляет и вдохновляет народ. Но сможем ли мы называться народом, если не сохраним священные земли, священную гору, чистые леса и реки, колодцы, погребения авлий, доверенные нам достойными предками?

Беседовала Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКЕ: Тимур Мурясов, Розалия Султангареева, Фанира Гайсина и Айгуль Хакимьянова во время экспедиции в Ишимбайском районе.


Дата создание новости 11-12-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 888     Номер: 239(12887)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.