$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Идеи дельные и утопические

Архитекторы обсудили будущий генплан города и стратегию развития Уфы до 2030 года


Не «потроллить» стратегию развития Уфы до 2030 года, а поддержать и помочь в ее дальнейшей разработке – так обозначил позицию коллег председатель Союза архитекторов республики Ильдар Ягудин, открывая круглый стол в минувший вторник. Представители архитектурного сообщества собрались, чтобы озвучить больные точки готовящегося документа, предложить варианты его усовершенствования и направить их в Горсовет, мэру и в Главное управление архитектуры и строительства Уфы. Главный архитектор столицы Олег Байдин в дискуссии тоже участвовал.

Идеи дельные и утопические Идеи дельные и утопические

Как живой организм
Итак, обсуждаемая стратегия – плод трудов специалистов Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы (субподрядчик) и Академии наук РБ (генподрядчик). Напомним, 28 ноября в Городском дворце культуры состоялись публичные слушания, на которых любой желающий имел возможность высказать свое мнение об объемистом (282 страницы!) документе. После утверждения он ляжет в основу нового генерального плана Уфы. На разработку последнего из муниципального бюджета планируется выделить 97 миллионов рублей. Первоначальный вариант генплана появится уже в 2019 году, окончательный – к концу июля 2020-го. Кстати, иные спикеры высказали опасения по поводу того, что довести до идеала документ-ориентир в сжатые сроки не удастся, и в основу генерального плана столицы ляжет стратегия, которую невозможно эффективно применить.
- Это будет последний генплан города в привычном нам виде. Из пыльной папки на полке он превратится в документ оперативного управления, постоянно обновляемый: не раз в пять лет, не раз в десять лет, а постоянно - как живой организм, - сравнил Олег Байдин и добавил, что вести его станут одни и те же эксперты, а поддержка генплана обеспечена на всех уровнях.
- Стратегия позволит участвовать в разных федеральных программах, в том числе - по привлечению финансовых средств, - сообщил Ильдар Ягудин.
Он подчеркнул: при создании столь значимого документа мнение архитекторов учитывать крайне важно:
- У нас есть градостроители с именем, которые очень хорошо знают историю и пути развития Уфы. Дистанцировать архитектурное сообщество неправильно.
Люди – на вес… нефти
Первое предложение озвучил профессор Архитектурно-строительного института УГНТУ Константин Донгузов. По его словам, между заявленной стратегией и генпланом должен быть еще и мастер-план. Именно он решит задачу активного вовлечения населения в процесс формирования программы развития и соберет «картинку» по запросам всех социальных групп.
- Миллионник – это, прежде всего, население. У нас миллион сто тридцать тысяч человек, а люди сегодня – это новая нефть! Мы на грани перехода в постиндустриальную стадию развития, — отметил он. - Без вовлечения населения стратегия превратится в технократическую, медленно идущую, спотыкающуюся идею, которая не будет вызывать ответной реакции. А мастер-план даст вариантность, возможность краткого обсуждения и, главное, возможность увидеть гражданам реальные достижения власти.
Рудоль Авсахов, заслуженный архитектор РФ, усомнился в том, что народ удастся должным образом раскачать, и назвал такой замысел утопическим.
- Я хотел бы предложить, в том числе и жителям, найти нечто такое, чем Уфа отличается от других городов и что позволит ей подняться буквально за десять лет, - сказал Рудоль Раисович.
О магистралях и сроках
Отдельно спикеры затронули тему транспортной системы. По мнению Авсахова, все касающиеся ее пункты надо подвергнуть строгой критике, применить метод математического моделирования. Профессор Архитектурно-строительного института УГНТУ Рамиль Баймуратов в свою очередь предложил развивать транспортные узлы не в городе, а на периферии:
- Уже сегодня за пределами Уфимского полуострова проживают 400 тысяч человек, и у всех них явное тяготение к столице. После создания нужных транспортных узлов внешние потоки начнут формировать внутреннюю транспортную инфраструктуру мегаполиса.
Он указал на возможные недоработки в документе, связанные с формированием единого с ближайшими городами пространства и привел в пример опыт соседей: агломерации Челябинск-Екатеринбург и Сызрань-Самара-Тольятти.
- Все они идут по пути укрупнения своих территорий, закладывая их в один механизм развития. В этом отношении у Уфы, на мой взгляд, проигрышные позиции, - заключил Рамиль Фаильевич.
Напомним, что стратегией предполагается включить столицу и ее окрестности в систему трех международных транспортных коридоров: «Запад — Восток», «Юго-западная хорда» (пролегают севернее Уфы) и «Шелковый путь» (идет в юго-западном направлении). По словам Олега Байдина, такой шаг послужит серьезным стимулом развития нашего города, и пусть в предыдущие несколько лет столица коридоры «упустила», исправить ситуацию еще не поздно. Впрочем, что касается сроков, конкретных дат пока не установлено. Между тем важность временных рамок архитекторы подчеркнули и не раз.
Каждые три года – по мосту?
- В стратегию заложено строительство 7 мостов. С каждым генпланом их количество увеличивается и увеличивается… План – утопия! Кроме того, под эту утопию нужно получить деньги. Дай Бог до 2030 года хотя бы один мост построить, - заявил доцент кафедры архитектуры УГНТУ Валерий Сафаров.
- Есть желание выйти на режим: один мост - в два-три года. Думаю, организационно-проектировочную часть мы обеспечим, а финансово нас обещают поддержать, - ответил главный архитектор Уфы и добавил, что некоторые мосты мегаполису просто необходимы: к примеру, в створе улицы Интернациональной и в Инорсе – они помогут оживить Лихачевский промузел.
Успеть на зелёный
Архитектор Семен Кучеров – единственный, кто подчеркнул приоритет безопасности пешеходов:
- У многих людей проблема заключается в том, чтобы пересечь восьмиполосный проспект Октября. Существует правило: любой человек должен перейти дорогу за один светофорный цикл, и неважно, здоровый ли он, больной или инвалид. Если вы не можете его выполнить, то надо либо сужать проезжую часть, либо делать островок безопасности.
По его мнению, современный город – это инфраструктура и мобильность населения, и именно такие показатели характеризуют, будет ли Уфа развиваться или останется в том технологическом укладе, в котором находится.
К слову о точечной застройке
Архитектор Павел Мазин обратил внимание присутствующих на проблемы градостроительной политики.
- За последние пятнадцать-двадцать лет в основном ее осуществляют крупные девелоперы, видимо, из-за того, что город предоставил им много возможностей и территории распределяются на ранних этапах, с голой земли, — предположил он. - Это приводит к переуплотнению столицы, к точечной застройке, к несбалансированному общему виду улиц.
По мысли Мазина, в стратегию надо внести пункты об ужесточении требований правил землепользования и застройки, ввести объемно-пространственный регламент.
- Анализ урбанизированной территории показывает, что даже при охвате территории пяти-шестиэтажными домами внутри полуострова мы можем расселить 2,5 миллиона человек. Но мы возводим высотки и получаем «рваную», неоднородную структуру, - сделал вывод спикер.
В ответ Олег Байдин сообщил о продвигающейся разработке нужных регламентов и отметил, что многие упомянутые вещи сотворены руками присутствующих:
- Говорим, не нравится уплотнение — сами проектируем. Проектная документация сделана нами…
Позже он сообщил, что при использовании будущего генерального плана предполагаемый сценарий застройки можно будет заранее оценивать с помощью моделирования. Такой подход даст возможность понять, как проект повлияет в будущем на комфортность жизни людей и доходность города (у Уфы должно хватать денег на реализацию программ) - это два приоритетных маркера.
С сетевиками – в одной команде
Архитектор Александр Ильин нелестно высказался о вынужденном сотрудничестве с ресурсоснабжающими компаниями.
- Все нормальные города сами распоряжаются своими сетями и говорят ресурсоснабжающим организациям (РСО), как и куда их подвести. Но сегодня к каждому сетевику - электрику, водоканальцу, газовику - нужно идти на поклон отдельно и «бодаться» отдельно. Кроме того, требуются серьезные средства, - обрисовал ситуацию он. – Гораздо проще, если бы они просто поставляли ресурсы, сдав возможные точки подключения и объемы в открытый доступ. К этому все и движется: сейчас работы в данном направлении реализуются на федеральном уровне.
Другая проблема, по словам спикера, в том, что РСО отказываются прокладывать сети в одном коллекторе: часто по улице пролегают пять водопроводов, и каждый из них с охранной зоной пять метров.
- Муниципальную землю расходуем невероятно расточительно, - подытожил Ильин.
Его коллега из Союза дизайнеров РБ Азат Ахмадуллин поделился опытом, приобретенным в Италии: там при ремонте тротуаров и велодорожек все коммуникации укладывались в единый коллектор. На каждом этапе шло согласование с администрацией, но много времени оно не занимало.
Главный архитектор столицы в свою очередь привел в пример подобный проект на Дальнем Востоке.
- Практика апробированная, программа в стратегии есть, - прокомментировал он. - У всех монополистов отнять сети и отдать городу не выйдет, это утопия. РСО реализуют свои федеральные программы, и они очень комфортно обслуживают застройщиков. Мы же сумели заинтересовать и поставить в строй все сетевые компании: и монополистов, и федералов. Сегодня работаем с ними в одной команде.
Красные линии пересмотрят
Павел Мазин затронул вопрос об историческом наследии. По его мнению, не для всех таких объектов определяют объективные и правильные зоны регулирования застройки.
- Разрабатывают их по заказу тех же самых девелоперов так, как это удобно и выгодно им, - считает он.
- Вопрос с памятниками архитектуры для нас — приоритетный. Во всех предыдущих генпланах красные линии шли по объектам культурного наследия. Сегодня сеть красных линий в центральной части столицы собираемся пересмотреть для того, чтобы по закону эти объекты стали легитимными и с ними можно было работать, - сообщил Олег Байдин.
Кроме того, на круглом столе прозвучали предложения по сохранению исторических кварталов с помощью благоустройства на их территории пешеходных и рекреационных зон или даже создания исторического поселения. Впрочем, что касается последнего…
- Оно не очень обдуманное, - уверен Олег Байдин. - Из городов-миллионников такую идею воплотил только Санкт-Петербург. Интересующихся отсылаю к законодательству.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Дата создание новости 14-12-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 721     Номер: 100(13280)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.