$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Взгляд в прошлое

«Извозчиков на улице много больше, чем в Москве...»


С 15 апреля в Уфе, по улице Кемеровской, 82, на неопределенное время закрывается Северный автовокзал, обслуживавший от 600 до 900 человек в сутки. Все междугородные республиканские и межобластные маршруты в северные и северо-восточные районы Башкирии, которые начинались в Черниковке, вновь возьмут свое начало с Южного автовокзала.
По официальной версии, автовокзал закроют на обследование подъездных путей и посадочных платформ, якобы эксперты оценят не только пропускные возможности и степень изношенности самого здания, но и экономическую составляющую деятельности. Все эти заключения можно было сделать, не приостанавливая работу предприятия.
С финансовой точки зрения, видимо, придется и вовсе закрыть автовокзал "Северный", потому что на рынке пассажирских автоперевозок в новом веке появились новые игроки - сильные, маневренные, чутко реагирующие на изменения пассажиропотоков и потребности населения. А они не пользуются вокзалами - посадка пассажиров идет на улицах и площадях, поэтому билеты не "кусаются". К примеру, микроавтобусы и такси отходят от авиационного техникума, Центрального и Колхозного рынков, Дворца молодежи и т.д.
Любопытно, что первый в столице Башкирии автовокзал был открыт в 1937 году на улице Свердлова, возле Центрального универмага. Это одноэтажное небольшое каменное здание, имевшее зал ожидания пассажиров, комнату для матери и ребенка и билетные кассы, сохранено. В советское время его занимало производственное объединение "Дружба". Кстати, там же, на Свердлова, была первая в городе автозаправка, которая называлась бензораздаточной колонкой. Было организовано регулярное автобусное сообщение Уфы с Оренбургом, городами и районными центрами республики - Белорецком, Дюртюлями, Караиделью, Кушнаренково, Мелеузом, Чекмагушем и Янаулом.
Еще раньше, в 1926 году, открыт первый в республике регулярный междугородный маршрут Уфа - Стерлитамак - Уфа. Автобус двигался по трассе очень медленно, так как дорога была шоссирована только гравием, а не асфальтом. Автобус - это, конечно же, сказано слишком громко, потому что в салонах не было ни комфорта, ни тепла. Автохозяйство, взяв обычный грузовик, оборудовало его высокими бортами и деревянными скамейками, обшивало кузов сверху и по бокам обыкновенной фанерой. Такой своебразный салон защищал пассажиров лишь от дождя и ветра. Мне приходилось в конце 1950-х годов ездить на таких маршрутных "автобусах" от железнодорожной станции Буздяк до родной деревни Ахуново - по 40 километров туда и обратно - даже в тридцатиградусный мороз. И пассажиры были безумно рады сесть в такой транспорт, ведь в санях теплее бы не было - это уж точно.
Автобусы, следовавшие за пределы Уфы в южном и западном направлениях, перебирались через Белую на паромах, так как капитального моста до 1957 года не было. Осенью, до наступления зимы, и весной сообщение между левым и правым берегом прерывалось. Зимой автобусы шли по замерзшему льду Белой.
Первый в столице внутригородской автобусный пассажирский маршрут открыли еще в июне 1924 года. До этого времени перевозки осуществлялись только гужевым транспортом. Извозчики тем не менее продолжали свое дело, ибо один-два автобуса еще не делали погоды. Первый автобусный маршрут проложили от улицы Радищева (Старая Уфа, сейчас почти на этом месте стоит торгово-развлекательный центр "Иремель") до железнодорожного вокзала через Верхне-Торговую площадь, автовокзал. Одним словом, закольцевали пароходную пристань и оба вокзала - автодорожный и железнодорожный. Кстати, на Радищева находился и автогараж, который со временем перерос в крупное пассажирское предприятие. Автопарк Уфы постепенно рос, что позволило в 1928 году открыть второй маршрут (было всего 5 машин), в 1934-м город получил еще 10 машин на 24 места, в 1940-м по столице бегало 30 автобусов. Это все равно немного, потому что в связи с мощной индустриализацией Уфы, развитием промышленности, банковской системы, культуры, открытием ряда институтов и техникумов увеличилось и число жителей города.
Первый автовокзал открыли на Свердлова отнюдь не случайно. Отцы города свои решения принимали взвешенно, учитывая различные факторы, в том числе и финансовые. По периметру улиц Свердлова, Коммунистической - Ленина и Пушкина находилась Верхне-Торговая площадь, были сосредоточены почти все магазины и мастерские службы быта, почти все музеи, парки культуры и отдыха, театры, кинотеатры, учебные заведения, стадион "Динамо", Башгосфилармония и Дом офицеров. Многие приезжали сюда продавать свои товары, другие покупать, отремонтировать самовар, керосинку, починить обувь, поточить топоры, пилы и ножи.
Писатель Сергей Чекмарев, работавший с 1930 года в Башкирии после окончания Московского сельскохозяйственного института, по поводу уфимского автотранспорта сделал такие записи в своем дневнике: "Трамвая нет. Ходит автобус, но его редко встретишь, и всегда он набит... Автобусы - большей частью грузовые машины, в которых сделаны скамеечки... Извозчиков на улице много больше, чем в Москве...
Напрасно я вчера иронично писал о грузовых автобусах. Они, оказывается, очень хорошие, ну, быстро едут, прямо чудо!.. Ездил целый день по городу, на автобусе проехал по всем маршрутам (их целых два), да еще по несколько раз. ...Остановки автобуса не обозначались: свои люди, дескать, так запомнят!".
Я застал то время, когда пассажиры платили за проезд за каждую остановку (по пятачку до денежной реформы от 1 января 1961 года). Честно говоря, я не знал таксы до поездки в Нижегородку к тете, потому что, как и многие жители центра города, не пользовался автобусным сообщением, большие расстояния (6-10 кварталов) с огромным удовольствием преодолевали пешком.
Автобусы работали рентабельно, поскольку загрузка была большая. Когда же Верхне-Торговая площадь потеряла свое прежнее предназначение, а в городе увеличилось количество маршрутов, решили центр разгрузить от машин и перевести автовокзал к макаронной фабрике, рядом с садом имени С.М. Кирова. Отсюда, с одной стороны, было удобно выехать из города в сторону Кушнаренково, Чекмагуша, Дюртюлей и Казани, с другой - выбраться через улицу Айскую на Стерлитамакский тракт и в Поволжье. Это одноэтажное каменное здание, стоявшее на углу, сохранилось, но оно не представляет никакой архитектурной ценности, с 1968 года находится на территории производственного объединения "Гидравлика". Там, где отстроена пожарная часть №8 (угол улиц Бабушкина и Большой Гражданской), была небольшая стоянка автобусов, осуществлялась посадка пассажиров. Что же касается автозаправки, что напротив "пожарки", она с тех далеких времен осталась на своем прежнем месте.
В 1968 году в Уфе ввели в эксплуатацию шикарный по тем временам автовокзал на улице Рихарда Зорге, 13. После того, как в 1992 году построили еще один автовокзал (в северной части столицы), старый назвали "Южным". Чтобы разгрузить центр города от автотранспорта, предполагалось построить новый автовокзал для обслуживания южного и западного направлений на проспекте Салавата Юлаева, в Деме или вовсе перед въездом в город на Оренбургском шоссе. Но этот заманчивый проект, видимо, дело уже далекого будущего.
Рашит АЮПОВ.

Дата создание новости 12-04-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 1 825     Номер: 71(12219)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.